Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Индустрия маркетплейсов – региональная экономика завтрашнего дня

Электронные магазины генерируют новую подзаконную практику и новые инструменты снабжения
Индустрия маркетплейсов – региональная экономика завтрашнего дня
Теги: #ЗМО #Маркетплейсы #МСП

По данным Минэкономразвития России, с 2020 года присутствие малого и среднего бизнеса на маркетплейсах страны выросло в шесть раз. Расширяется и вовлеченность поставщиков, и число сервисов для закупок малого объема (ЗМО), и сама правоприменительная практика этого механизма, цифровизация позволяет дополнять ее новыми техническими инструментами.

Большим шагом вперед стала изобретенная и активно применяемая на портале Поставщиков Москвы методика совместных котировочных сессий для закупок в электронных магазинах. Этот механизм допускает заключение нескольких контрактов (по аналогии с совместными закупками) с каждым заказчиком отдельно. Это позволяет укрупнить объем закупки за счет сложения потребностей нескольких заказчиков, а значит повысить окупаемость контракта для потенциального поставщика. Еще одним перспективным ноу-хау является развитие собственного каталога товаров работ и услуг (документ развивает и уточняет КТРУ ЕИС) и уже содержит более 150 тысяч позиций.

Над совершенствованием технического функционала маркетплейсов также работают другие регионы и электронные торговые площадки: появляются удобные сервисы, упрощающие логистику и сбыт, приемку и экспертизу поставляемой продукции, получение банковских услуг, проверку контрагентов.

По актуальной информации, самые большие объемы закупок у МСП-поставщиков среди регионов в текущем году показывают: Москва (1,004 трлн) и Санкт-Петербург (372,71 млрд рублей), Московская (180,27 млрд рублей) и Свердловская области (140,95 млрд), а также Республика Татарстан (77,51 млрд).

Характерный случай: Краснодарский край прежде размещал достаточно большой объем закупок на Портале поставщиков Москвы, однако в 2023 году существенно сократил такое размещение, перейдя в другой электронный магазин. Это доказывает факт наличия здоровой конкуренции среди маркетплейсов.

В профессиональной среде существует устойчивая точка зрения, что весь сегмент закупок малого объема в обязательном порядке необходимо переводить в электронный формат с подсветкой в ЕИС для контролирующих органов. До сих пор значительная доля таких закупок проводится в бумажной форме. При их ежегодном объеме по стране в 1 трлн рублей – это упущение для служб контроля и аналитики. При дальнейшем развитии маркетплейсов в их оборот будут включаться и закупки по 223-ФЗ. Автономные сервисы ЗМО также создаются внутри экосистем госкомпаний и госкорпораций.

Закон о маркетплейсах: есть ли смысл?

Возможно, когда процесс формирования рынка маркетплейсов в России дойдет до определенной точки зрелости, государству, все-таки, придется издать единый нормативный акт, регулирующий сферу ЗМО. Чтобы в этом документе были единые стандарты: и для региональных магазинов,  и для корпораций, и для ЭТП, и для федеральных органов власти, которые используют в качестве электронного магазина портал «Березка».

По признанию большинства специалистов, на текущем этапе (зарождения и роста) государственное регулирование может оказаться для маркетплейсов избыточным, подавив предпринимательскую инициативу. Однако, по мере накопления больших данных отдельными площадками такое регулирование может потребоваться, чтобы пресечь злоупотребления монопольным положением. Как это хорошо заметно на коммерческом сегменте, такое развитие событий для рынка ЗМО вполне вероятно.

Иван Щербаков, руководитель Департамента города Москвы по конкурентной политике:

– Что нужно сделать для развития этого конкурентного рынка? – Нужно внести в 44-ФЗ незначительную поправку, обозначив, что эти закупки осуществляются только в электронной форме. Не нужно вводить избыточное регулирование. Субъекты РФ должны иметь возможность самостоятельно выбрать форму проведения таких закупок (создавать свои маркетплейсы, либо использовать существующие, и работать по их регламентам). А уже эти регламенты может контролировать Федеральная антимонопольная служба. 

Также Москва предлагает увеличить лимиты контрактов по однотипным закупкам в электронных магазинах. Текущие правила заставляют заказчика организовать несколько закупок одной и той же продукции в объеме до 600 тыс. рублей. Это разрешено законом при условии не превышения общего лимита. Столичные власти предлагают предоставить заказчику право осуществлять такую закупку однократно.

Колоссальный технический вклад в развитие индустрии маркетплейсов вносят электронные торговые площадки. Характерный пример – Торговый портал ЭТП ГПБ, на котором сегодня зарегистрировано более 1500 активных заказчиков.

Виктор Несякин, руководитель направления сопровождения и развития Торгового портала ЭТП ГПБ:

– На Торговом портале свыше 70% закупок проходят у субъектов малого и среднего бизнеса. У региональной секции портала есть свои преимущества: электронные магазины, многофункциональные каталоги ТРУ, интеграция с информационными системами, дополнительные модули: модуль запросов на логистические услуги, планирование закупок, а также удобный функционал, линия поддержки, консалтинг и обучение.

Особый бонус – это возможность создания каталогов ТРУ на Торговом портале под потребности каждой организации. Зачем это нужно? Прежде всего, чтобы сформировать перечни проверенных региональных или корпоративных поставщиков и поставляемые ими товаров, работ, услуг. Можно предварительно обозначить, что закупать у какого поставщика. Это пример огромного технического прогресса маркетплейсов, который стал возможен благодаря конкуренции в борьбе за добросовестного пользователя.

И это еще не предел, поскольку не раскрыты еще все возможности самой правоприменительной практики.

Межрегиональная кооперация – преодолевая пространство России

Весьма интересным является дальнейшее развитие межрегиональной кооперации между маркетплейсами. Электронные магазины появились практически в каждом регионе (как собственные, так и на базе ЭТП). Одновременно они есть у отдельных госкомпаний со своей отраслевой спецификой. Как все это будет взаимодействовать и переплетаться в дальнейшем – большая загадка. Пару лет назад в процессе легализации практики электронных магазинов государством был озвучен заказ на создание кросс-региональной системы закупок малого объема. А доступ поставщиков из соседних регионов в электронный магазин конкретного субъекта РФ заявлен как несомненное благо. Однако возможности логистики и прочих экономических условий при таких пространствах как у России, не бесконечны. К тому же, довольно резко различаются возможности местных заказчиков (у регионов страны разные нормативы бюджетной обеспеченности, разные стартовые условия). А значит неизбежно создание полигональных рынков электронных магазинов, способных покрывать только потребности ограниченной географической зоны. Пока самым крупным «торговым представительством» на полке обладает Портал поставщиков Москвы (здесь работают поставщики из 40 регионов страны). Центростремительная тенденция к электронным магазинам двух столиц будет естественным образом доминировать в ближайшие годы. И с этим придется что-то делать для защиты конкуренции. По закону, заказчик не ограничен в выборе электронной площадки, чтобы опубликовать извещение о «закупке с полки». Не удивительно, что их как правило размещают там, где больше предварительных предложений, которые потенциально могут стать заявками на участие в закупке.

К слову, если сделать теоретическое допущение для совместных котировочных сессий на межрегиональном уровне, то проблема логистического плеча уже перестает быть непреодолимой. Продукция, которая обладает копеечной себестоимостью и высоким качеством у локального производителя, – сможет получить доступ на большие региональные рынки. Даже если «совместных заказчиков» и поставщика разделяют несколько тысяч километров. Набор объектов для такого трансконтинентального сбыта огромен: от пресловутой алтайской гречки, до тихоокеанских морепродуктов.

  • Справка С 1 января 2023 года электронную малую закупку начали признавать состоявшейся, если есть хотя бы одна подходящая заявка. Единственной отобранной заявке присваивают первый порядковый номер, а с подавшим ее участником заключают контракт. Ранее действовало правило о наличии не менее двух подходящих заявок;

Автор: Андрей Троянский

 

7 ноября 2023, 19:59
384
Теги: #ЗМО #Маркетплейсы #МСП
Ещё по данной теме

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.