XX Юбилейный Форум-выставка ГОСЗАКАЗ 23-25 апреля 2025 года
Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Бюджетный контроль дотянулся до субподрядных отношений

Казначейство России применит единые критерии ко всем получателям госфинансирования
Бюджетный контроль дотянулся до субподрядных отношений
Теги: #Федеральное казначейство

Казначейский контроль, проникнет за каждым бюджетным рублем, независимо от статуса заказчика. До сих пор режим «как на ладони» касался только главных распорядителей бюджетных средств, участников соглашений о субсидиях и бюджетных инвестициях.

Теперь на виду у государственного аудитора окажутся все, кто использует в своих закупках хотя бы горсть государственного серебра ниже по цепочке контрактов. Любые юрлица, ИП и даже физлица (если они поставляют товары, работы или услуги в рамках закупок).

Соответствующий проект поправок в Бюджетный кодекс от  Минфина уже одобрен профильной комиссией правительства. Новые нормы начнут поэтапно вступать в силу: с сентября 2026 г. – для получателей федеральных средств, с июля 2027 – для региональных бюджетов, с июля 2028 – для внебюджетных фондов.

Некоторые СМИ запугивают дополнительными проверками предприятий малого бизнеса, которые считаются периферией госзаказа. Однако наш взгляд, мелкие субъекты регулятору вообще не интересны.

Гораздо важнее контролировать эффективность закупок госкомпаний и госкорпораций, которая до сих пор считалась их частным бизнесом, и поэтому выпадает из фокуса аудитора. В этом сегменте есть масса договоров и проектов, реализуемых с использованием квазигосударственных денег: субсидий, бюджетных инвестиций. Если там присутствует хотя бы копейка из казны, то вполне логично, что контролирующий орган должен видеть заказчика насквозь и «на три метра под ним».

Эту меру надо рассматривать в комплексе с планами правительства аккуратно передать под контроль Казначейства сферу субподрядных отношений. Они должны обладать цифровой прозрачностью лаже при минимальных признаках бюджетной денежной прошивки.

Реформа бюджетного контроля предполагает изменения в ПП №1781 от 25 октября 2023 года (правила распределения госсредств, включая гранты, субсидии юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей и производителей товаров, работ, услуг).

Появятся единые правила распределения бюджетных средств среди подрядчиков госкорпораций, государственных АО и публично-правовых компаний.

Главный нерв в том, что им придется проводить конкурентный отбор субподрядчиков в системе «Электронный бюджет».

Это не разовая акция, а  устойчивый политический курс последних пяти лет: Правительство России активно встраивает госкомпании в вертикаль управления страной ради экономической стабилизации и наращивания частных инвестиций в значимые проекты. С обновлениями от 2024 года Бюджетный кодекс РФ напрямую увязывает предоставление госкомпаниям и госкорпорациям субсидий с целями госпрограмм.

Такие цели должны включаться в стратегию их деятельности, а их достижение подпадает под обязательный мониторинг аудиторских органов. Поэтому и отбор конечных исполнителей должен проводиться по общим правилам. На этой логике настаивают авторы законопроекта.

Щекотливый вопрос: когда государство доберется стратегий госкорпораций (и доберется ли когда-нибудь)? Тот факт, что эти стратегии вообще упомянуты в Бюджетном кодексе, уже выглядит большим прогрессом. Но, к сожалению, одного упоминания в шапочном документе недостаточно, чтобы госкомпании и естественные монополии начали утверждать свои долгосрочные планы развития в Правительстве РФ на регулярной основе и отчитывались бы по их реализации в обязательном порядке. Нужно дальше выкручивать им руки подзаконными актами и рамочной реформой 223-ФЗ (регулирует закупки корпоративных заказчиков).

В национальной системе закупок остается уязвимое место – это договоры субподряда и суб-субподряда: область в которой законодательством вообще не предусмотрено никакого регулирования. Здесь главенствует человеческий фактор, регулярно происходят коррупционные нарушения и злоупотребления, фиксируются огромные издержки и перепробеги с неэффективным расходованием ресурсов (финансовых, производственных, людских) и даже со срывом контрактов.

Сейчас общие правила распределения бюджетных субсидий распространяются только на госведомства. Госкорпорации, госкомпании и публично-правовые компании (ППК), получив средства из бюджета, самостоятельно определяют порядок раздачи субсидий и их получателей.

По факту, – это самая настоящая система кормлений (архаичная и малопродуктивная). Минфин намерен перестроить этот средневековый уклад, заменив его современными ресурсами казначейского сопровождения и контроля.

С 1 января 2026 года корпоративных заказчиков обязуют проводить отбор конечных получателей средств, руководствуясь постановлением №1781. Предполагается два способа: конкурсный (по критерию лучших условий достижения результатов предоставления субсидии) и запрос предложений (по критерию соответствия стандартам господдержки и очередности подачи заявок на получение льготы).

На смену боярской вольницы, приходит четкая ведомственная иерархия. Сначала корпоративный заказчик обязан будет согласовать проект с главным распорядителем бюджетных средств и лишь после этого может разместить объявление об отборе субподрядчиков. Сама процедура отбора должна проводиться в электронном виде: в ГИС «Электронный бюджет» или на сайтах региональных и муниципальных информсистем.

Конечно, могут возникнуть проблемы с сопротивлением среды. Из «трюма» уже поступают тревожные сигналы, что пока корабль плывет к цели, грызуны могут испортить законопроект, выев из него всю содержательную часть. Так часто происходит в российском законодательстве. Авторы закладывают в концепцию одно, а на выходе получается что-то невразумительное и травоядное. Месяц тому назад, в пресс-службе вице-премьера Дмитрия Григоренко утешали журналистов «Коммерсанта» тем, что документ еще прорабатывается и может измениться. Ссылались на уже имеющийся опыт обобщения правил по субсидиям для государственных юридических лиц.

«При распределении субсидий среди юрлиц унификацию вводили для обеспечения конкурентного доступа к отбору, контроля и прозрачности процедур, сроков и требований. Сейчас все данные о субсидиях из реестра (ведомство, объем, требования к получателям, сроки отбора) передаются также на портал госуслуг и доступны всем. С корпорациями также стремимся к этому».

«Цифровые Закупки» неоднократно писали о том, что технические возможности Федерального казначейства уже давно переросли функционал банковской системы и хозяйственный уклад крупнейших заказчиков страны.

У России есть высокоразвитая электронная система: единая информационная среда закупок с функционалом нормирования затрат, финансового обеспечения и кассового расчета проектов, создания конкурентной и прозрачной закупочной среды, контроля и аудита исполненных договоров.

На основании таких возможностей Казначейством России уже осуществляется регулярный контроль за достижением целей использования субсидий  при осуществлении закупок, которые проводят региональные заказчики. Это многоуровневая система с возможностями риск-менеджмента. Благодаря ей правительство способно видеть красные зоны – проекты, в которых требуется держать на особом контроле контракты (например) по строительству и реконструкции объектов инженерной инфраструктуры или социально-значимых сооружений. Есть субъекты РФ, экономика которых целиком взята на казначейское сопровождение. Эффективность заметно возрастает (даже при низких нормативах бюджетного обеспечения).

Есть поставленные на контроль Казначейства оперативные направления. Так, например, в 2023 году – проводилась комплексная проверка расходов госбюджета на реализацию мероприятий федерального проекта «Развитие федеральной магистральной сети». При этом Казначейство не просто отслеживало цифры, оно считало, как выгоднее конечному потребителю – то есть обычным гражданам. Определение стоимости материальных ресурсов, сопоставление с их рыночной стоимостью, анализ структуры цены контрактов, учет инфляции, окупаемость субподрядчиков, соответствие достигнутых результатов и технических заданий. Все это возможно только при наличии высокоразвитой рассчетно-кассовой системы, с аналитикой больших данных.

Федеральное Казначейство является партнером и участником XX Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ», который пройдет в Санкт-Петербурге 23-25 апреля. В Первый день форума под эгидой Казначейства пройдет экспертная дискуссия «Новации и цифровые решения в сфере контрактных отношений».  Технологические достижения и возможности ведомства будут представлены на экспозиции. Архитектура национальной бюджетной системы безусловно является одним из таких достижений, заслуживающих международного признания.

Автор: Андрей Троянский

11 апреля 2025, 22:13
450
Теги: #Федеральное казначейство

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.