Цифровизация закупочных процессов вооружила систему набором удобных инструментов, которые гарантируют прозрачность действий контрагентов, их безошибочность с т.з. закона. О том как пользоваться новым инструментарием ЕИС сообщается в презентации Федерального казначейства, которая была представлена на ХХ Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ».
Арсен Петросов, заместитель начальника Управления развития контрактной системы:
– Подобно тому, как в окружности 360 градусов замыкают круг, положения 360 Федерального закона зациклили цифровой процесс по 44-ФЗ (закупочные и бюджетные процедуры тесно переплетены и провязаны). Это электронный акт, претензионная переписка, одностороннее расторжение, электронный структурированный контракт по конкурентной закупке, электронное обжалование и множество цифровых процедур и документов. Сегодня в 2025 году мы переходим к структурированному контракту с единственным поставщиком и с дополнительным соглашением, которые также будут заключаться в структурированном виде.
Последние изменения опираются на базовое положение гражданского законодательства о том, что соглашение об изменении контракта должно быть заключено в той же форме, что и сам контракт.
Объективно, сегодня в системе Казначейства существует три разновидности контрактов по формату: 1) электронный структурированный контракт, 2) электронный контракт в неструктурированном виде, 3) контракт на бумаге.
Согласно планам Казначейства, которые последовательно реализуются несколько лет, все конкурентные виды закупок – осуществляются в формате электронного структурированного контракта. Этот переход практически завершен и превратился в бинарное правило.
Закупки у едпоставщика условно делятся на три типа:
- прямые у едпоставщика (как правило осуществляются монополиями в ЖКХ, закупка лекарств по решению врачебной комиссии);
- по результатам несостоявшихся конкурентных процедур, по которым был определен один участник;
- несостоявшаяся закупка, на которую никто не пришел.
Пока вышеперечисленные закупки могут заключаться на бумаге, однако уже с 1 июля 2025 года вступает в силу требование 360-ФЗ об обязательном проведении таких закупок через ЕИС (т.е. в электронном структурированном виде).
Электронный не структурированный контракт – отмирающий рудимент прежней системы закупок – заключается в ЕИС без заполнения структурированной карточки (через так называемый обмен файлами). Такой анахронизм пока сохраняется для закупок у едпоставщика в сфере ЖКХ, что обусловлено отраслевыми нюансами и кадровой косностью отрасли, которая медленно адаптируется к требованиям времени.
Бумажный контракт сохраняется как форма жизни в тех случаях, когда есть право заключить контракт в электронной форме, либо не воспользоваться таким правом. Это особенные контракты, требующие тишины: по параллельному импорту – на территории иностранных государств, закупки связанные с оборонной отраслью, срочные закупки. Характерно, что из всех контрактов, заключаемых в национальной системе закупок и поддающихся аналитики порядка 80% уже заключается в электронном структурированном виде.
Основные идеологические постулаты при переходе на электронную контрактацию:
- Базовое правило – если контракт заключен в электронной форме, то и все дальнейшее исполнение также должно отражаться в электронной форме (как в по конкурентной закупке, так и по контракту с едпоставщиком).
- Исключение глазных проверок: переход к автоформированию данных, которые «наследуются» из одного документа в другой без возможности корректировки и редактирования. Этой информации можно доверять, а на ее основании можно формировать документы, которые далее переходят в основания об оплате.
- Машиночитаемые доверенности. Практически все заказчики и поставщики перешли к использованию данного инструмента.
– Инструмент машиночитаемых доверенностей – это не просто сервис для удобства. Его появление также связано с тем, что раньше электронные подписи, которые выдавались представителям организаций, оформлялись на юрлицо. То есть, содержали как сведения о представителе, так и сведения о компании. Подписываясь такой подписью, ты действуешь от имени организации. Сегодня такие подписи уже не выдаются: подпись принадлежит исключительно физическому лицу, с ней он может представлять интересы различных компаний. Один человек может прийти и работать от лица ООО «Рога и копыта», на следующий день – от ООО «Ромашка». Чтобы подтвердить полномочия нужна доверенность – это базовое требование гражданского законодательства. Машиночитаемая доверенность в случае с закупками формируется и хранится исключительно в ЕИС, что может гарантировать участникам честность сделки, – пояснил Арсен Петросов.
Приоритет структрированной информации
Часто поступают вопросы: что делать, если в структурированном контракте содержится одна информации, а в приложенном файле – другая?
По словам эксперта, данный вопрос имеет четкое нормативное решение: приоритет имеет то, что сообщается в структуре контракта. А если бумажное приложение не соответствует этим данным, то оно признается ничтожным и недействительным. Всегда, прикладывая документ, необходимо перепроверять данные.
Анастасия Романова, представитель центра разработки от Казначейства России:
– С 1 апреля действует обязанность заключения контрактов в электронном структурированном виде с единственным поставщиком по ряду оснований. У нас уже более 2,5 млн контрактов заключено в таком виде в ЕИС, часть из них с едпоставщиками. Есть положительные отклики от заказчиков и поставщиков об удобстве работы и удобстве подписания таких контрактов, с их включением в Реестр для дальнейшего исполнения.
По словам Марковой применительно к прямым единственным поставщикам действует основное правило: что контракт и его титул формируются с нуля самим заказчиков. Форма, с которой он работает уже ему знакома: она идентична контракту, который заключается по конкурентной процедуре. Различается только подход к заполнению. Если в конкурентной закупке все вытягивалось из извещения, из поданной заявки участников торгов: то в случае с едпоставщиком заполняется и объект закупки, и информация о финансировании (платежные реквизиты и т.д. ).
Далее контракт поступает на проверку целевого расходования средств, в том числе формируется принимаемое бюджетное обязательство (если оно предусмотрено). Далее идет совместная проверка и направление проекта контракта поставщику. Последний работает в личном кабинете.
Основание для заключения контракта с едпоставщиком «о несостоявшихся процедурах» подразумевает, что структурированный контракт становится для них обязательным уже с 1 июля 2025 года. Для таких контрактов технически упростили процесс формирования сведений. Данные из извещения попадают в структурированный контракт с возможностью редактирования и внесения дополнительной информации.
Для поставщика предусмотрена возможность отказаться от заключения подобного контракта без последствий для репутации по разным основаниям.
Когда проект контракта подписан двумя контрагентами – он автоматически включается в Реестр контрактов. Дальнейшее исполнение полностью отображается в цифровом виде (электронное активрование, претензионная переписка).
Электронные дополнительные соглашения также стали нормой с 1 апреля 2025 года для ряда случаев. Если у вас структурированный контракт, который заключен после 1 апреля 2025 года, или был заключен еще ранее, и по нему не было никаких дополнительных соглашений на бумаге, то для вас электронное структурированное соглашение будет обязанностью. Вместе с тем, предусмотрено и право. Заказчик может прийти с тем, чтобы заключать любые допсоглашения через систему.
Система чувствительна к допсоглашениям в области существенных факторов, влияющих на контракт (объемы закупки, изменение авансирования, изменение цен или спецификации). В таком случае контролирующий орган выявит, что допсоглашение должно пройти финансовый контроль. Если проект допсоглания соответствует критериям, то его можно отправить контрагенту в его личный кабинет.
Формирование принимаемого бюджетного обеспечения.
– Если мы видим, что увеличивается цена, и для этого есть основания, то система также чувствительна к этой информации. Она вычислит, что необходимо принимаемое БО, и поможет формировать его на ту дельту, которая требуется увеличения контракта.
Как это выглядит с точки зрения процесса поставщика? Подписание допсоглашения или отказ от него очень схож с электронной контрактации с едпоставщиком: набор привычных инструментов. То же место в личном кабинете поставщика – раздел заключения контрактов и допсоглашений. А с точки зрения самого процесса – это срок в пять рабочих дней с возможностью отказаться, общаться с заказчиком при помощи протоколов разногласия (чтобы урегулировать окончательные требования к контракту).
После подписания допсогашения свдения об этом включаются в Реестр контрактов автоматически.
– Необходимо правильно подойти к выбору основания. Поскольку от этого шага зависит то, что система даст изменить, – подчеркнула Романова.
Комментариев пока нет