Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Закон большой стройки: индексация цен, корректировка существенных условий контрактов, накопление опыта

Строительная отрасль оказалась генератором новаций контрактной системы
Закон большой стройки: индексация цен, корректировка существенных условий контрактов, накопление опыта
Теги: #Строительство

В контрактной системе России недавно произошла маленькая методологическая революция. Президент РФ поручил Правительству узаконить практику ежегодного пересчета цены контракта с использованием актуальных индексов-дефляторов. Пока что дело касается только стройки. Но в других отраслях аналогичный инструмент ценообразования не менее востребован.

Именно стройка находится на острие внутреннего рынка и является генератором различных изменений законодательства. Характерно, что все наиболее крупные контракты, заключаемые в рамках 44-ФЗ, касаются строительства, капремонта и реконструкции.

С ноября 2020 года в отрасли был зафиксирован существенный рост стоимости строительных материалов, который невозможно было предусмотреть при заключении контрактов. В помощь строителям Правительство выпустило ПП №1315, которое наделило заказчика правом увеличивать цену контракта «в связи с существенным ростом стоимости стройресурсов». У Минстроя, в свою очередь, появились полномочия подтверждения порядка выполнения расчетов увеличения цены контракта.

Благодаря этим своевременно принятым мерам удалось оставить в рынке тех строителей, которые находились на грани кризиса. Скачок цен на металл, как основной ценообразующий ресурс, вызвал эффект домино по стоимости остальных материалов и сырья. Маневром через ПП №1315 государство дало возможность провести компенсацию непредвиденных затрат. Была выпущена специальная методика, которая определяет порядок расчета этой компенсации, критерии расчета стоимости компенсационных затрат (корректировочные коэффициенты).

Это позволило приблизить стоимость строительных ресурсов в сметах к их реальной рыночной цене.

Кроме того, строительная отрасль, таким образом чисто технически подготовилась к тем новшествам в ценообразовании, которые предложил Президент, и которые вошли в  (Перечень поручений по итогам заседания Президиума Госсовета, утв. Президентом РФ от 24 августа 2022 г. № Пр-1483ГС).

В дальнейшем, начиная с 2023 года вся стройка должна перейти к новому методу расчетов НМЦК – «Ресурсно-индексный метод». Об этом подробно рассказал на конференции ФАС в Сочи Александр Вилков, директор Департамента ценообразования и ресурсного обеспечения строительства Минстроя РФ.

Ресурсно-индексный метод – это государственные элементные сметные нормы в единицах измерения, к которым будут применяться текущие рыночные цены по результатам актуальных мониторингов цен. В общих чертах, это позволит сделать ценообразование в отрасли более прозрачным. Сегодня заказчики занимаются такими расчетами, мягко говоря, «от балды».  Принимают ошибочные решения, не привязанные к реальному рынку. Это чревато, и коррупционными издержками, и непреднамеренными перерасходами, либо наоборот – нежизнеспособностью проектов – срывом темпов строительства, неспособностью подрядчиков исполнить контракт из-за расхождения с документацией.

Не соответствие проектной документации в части технических и ценовых параметров является перезревшей проблемой отрасли. Проекты готовятся за три-четыре года до их реализации, поэтому пройденная экспертизу оказывается неактуальной на момент реализации. Исполнители несут убытки, а применяемые индексы-дефляторы, на момент строительства не покрывают понесенных затрат. Как сообщают на местах новый инструмент ПП №1315 уже позволил некоторым компаниям провести пересчеты ценовых параметров по контрактам, с увеличением договорной стоимости в пределах от 21 до 30%. Как минимум, это позволяет стабилизировать рентабельность по ранее заключенным контрактам.

Серьезнейшим шагом в поддержке строительной отрасли стало 680 постановление (об изменении существенных условий контрактов). Благодаря решающей позиции Минфина России срок действия этого экстренного механизма продлен на 2023 год. Однако региональные заказчики относятся к применению этой практики весьма насторожено. Это беспокоит строителей, ведь для многих компаний на кону вопрос рентабельности и окупаемости вложенных ресурсов.

Интересные данные приходят от Национального объединения строителей НОСТРОЙ: Возможность пересчёта стоимости государственных и муниципальных контрактов в связи с ростом цен на стройресурсы, закреплённая постановлением правительства № 1315, стала беспрецедентной мерой поддержки строителей в сложных экономических условиях.

Однако не все заказчики поспешили его исполнять: ссылаются на отсутствие денег в бюджете, отказывают подрядчикам по формальным причинам. Между тем, отмечают в НОСТРОЙ, на компенсацию возросших расходов по контрактам правительство выделило регионам 160 млрд рублей. Аналогичная мера — возможность пересчёта контрактов — действует и сфере капремонта многоквартирных домов. Однако для нее не существует утвержденной методики. Что, по сути, парализует этот инструмент поддержки. В отраслевом сообществе коллегиально разработали свой алгоритм, и направили Правительству в качестве подарка.

От скорости реакции зависит очень многое. Ведь в капремонте в первую очередь занят малый бизнес, у которого на порядок меньше возможностей влиять на заказчика, на исполнительную власть. Ситуация осложняется тем, что в отличие крупных федеральных и региональных строек в капремонте тысячи небольших по сумме контрактов, довести каждый из которых до завершения в ручном режиме – не представляется возможным. К тому же, региональные фонды капремонта работают по своим уставным документам, поэтому найти для них единый алгоритм изменения существенных условий контракта – довольно трудная задача. Тем не менее, такая методика была продумана и даже согласована НОСТРОЕМ с Главгосэкспертизой.

Одним из эффективных средств оптимизации работы строительной отрасли является разработка типовых условий контрактов. Типизация строительных контрактов значительно снижает коррупционные факторы.

Признать субконтракты 

Существует опасная тенденция к тому, что конкурентная среда на рынке строительных организаций деградирует. Идет монополизация, остается несколько строительных гигантов, которые делят между собой сферы влияния.

В отрасли отмечают, что выходу строительных организаций на торги препятствуют неадекватные барьеры предквалификации. Многим никогда не перейти планку объема выполненных работ на генподряде. У огромного множества компаний есть именно субподрядный опыт. Но законодательством он не котируется. Даже если компания фактически, по рынку, выстроила очень много, – ее опыт не индексируется в силу государственного формализма. Многие организации попросту остаются за бортом. Из поля зрения контролирующих органов выпадает огромный пласт субподрядных отношений в стройке, что всерьез беспокоит отраслевое сообщество.

ФАС Росси оправдывает существующий формат предквалификации необходимостью отсекать неопытных участников, которые приходят, чтобы просто взять бюджетные средства, и не собираются выполнять госзаказ. Об этом говорят значительные объемы недостроя в госзакупках Идеальная логика универсальной предквалификации предполагает, что компания будет наращивать опыт от малого к большему. И в ней, безусловно есть здравый смысл. Но ее недостаток в том, что она идеальная, то есть рассчитанная на стабильный растущий рынок с честными исполнителями и устойчивыми ценами.

В реальных условиях, строительный бизнес становится заложником монополистов. Поэтому в  профессиональном сообществе просят лучше проработать регулирование вопроса, дав рынку более достоверную универсальную формулу расчета опыта. Формулу, которая не будет отдавать приоритет генподрядчику. «Цифровые Закупки» регулярно возвращаются к мысли о том, что государству рано или поздно придется регулировать рынок субподрядных отношений и субконтрактации. Чем раньше это произойдет, тем лучше для экономики.

Кроме того, в отрасли предлагают оценивать опыт в рамках строительства и реконструкции по реально построенным рыночным объектам. Сейчас основным источником верификации данных для контролирующих органов является Единая информационная система закупок (ЕИС). Примечательно, что ФАС к предложению относится положительно.

Автор: Андрей Троянский

30 сентября 2022, 16:43
572
Теги: #Строительство

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.