Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Заказчиков научат делать оправданный выбор едпоставщика и ценить межрегиональную конкуренцию

Рецепты VI Санкт-Петербургского международного форума контрактных отношений
Заказчиков научат делать оправданный выбор едпоставщика и ценить межрегиональную конкуренцию
Теги: #Минфин #ФАС

С 2014 года 44-ФЗ применяется в условиях санкций, плотность которых существенно возросла в текущем году. Поэтому структура закона готова к экстренным мерам поддержки национальной экономики. Исполнение бюджетов по расходам в госзакупках показывает, что система работает устойчиво. Наблюдается даже улучшение параметров по ряду показателей. На федеральном уровне контрактация выросла с 86% до 91% по данным на 1 октября. Важны не только параметры исполнения бюджетов: есть изменения в качестве самих закупок. По сравнению с прошлым годом наблюдается сокращение количества расторгнутых контрактов.

По данным Министерства финансов, значительная доля правок законодательства о закупках реализуется в запланированном порядке (без воздействия внешних факторов).  360-ФЗ это база, на которую можно устанавливать «обвесы» в виде мер поддержки, придавать им гибкость, расширять или сужать полномочия заказчиков.

В Минфине отмечают, что такая мера поддержки как увеличение размера авансов позитивно сказалась на всех видах закупок. Увеличение размера аванса автоматически приводит к тому, что должен увеличиваться и размер обеспечения. Но если аванс на казначейском сопровождении, то делать этого не надо. Таким образом, казначейское сопровождение оказалось тем инструментом, который позволил, сохранив все гарантии для исполнения контракта, увеличивать до 90% аванс и не требовать с поставщиков симметричного увеличения обеспечения. Эту меру Минфин намерен продлить на следующий год.

Также в текущем году проведена беспрецедентная оптимизация и ускорения казначейского сопровождения, предлагается убрать избыточные элементы этого режима.

Все регулирующие органы закупок фиксируют тенденцию к росту контрактации с единственным поставщиком после того, как данная функция была легализована для региональных властей в качестве исключительной меры поддержки в условиях санкций.

При этом Минфин видит безусловную пользу от нового инструмента. Хотя есть и незначительные побочные эффекты. Негативный сигнал заключается в том, что рост закупок у едпоставщика идет не по количеству контрактов, а по стоимости. В министерстве расчитывают, что по мере стабилизации экономической ситуации заказчики и поставщики сами будут чаще прибегать к конкурентным процедурам.

Возросший объем несостоявшихся торгов также расценивается как тревожный показатель для контрактной системы. При этом в Минфине призывают не валить все закупки такого рода в одну кучу, а провести анализ рынков, разделив конкурентные от неконкурентных.

– Если у нас в стране три поставщика трамваев, то как бы мы не регулировали закупки, на объявленную процедуру будет приходить один из них, – отметил замминистра финансов Алексей Лавров.  

По его словам, конкуренцию необходимо развивать системно, а не только в процедурной части закупок. Добиваться того, чтобы в российской экономике было больше конкурирующих производителей, в том числе через поддержку среднего производственного бизнеса.

При этом, нельзя забывать, что госзакупки составляют всего 5% ВВП, а значит не делают погоды на конкурентном рынке. Общий объем закупок в стране значительно больше. Следовательно бороться за конкуренцию надо не только и не столько в госзаказе, сколько в корпоративном секторе. Это потребует долгожданных рамочных реформ 223-ФЗ, о которых все годами говорят, но никто за них не берется.

Минфин предлагает продлить оправдавшие себя меры поддержки российской экономики.

Часть из этих мер будет расширена по предложению министерства. В частности предлагается применить режим едпоставщика для некоторых организаций силового блока. В экспериментальном режиме (для начала на федеральном уровне) Минфин предлагает, ограничить размер обеспечения для строительных контрактов в зависимости от их стоимости. В высокой степени готовности находятся изменения в постановление по малому бизнесу, связанные с режимом частичной мобилизации (*это либо изменение условий контракта, либо его расторжение со списанием неустоек без внесения организации в реестр недобросовестных поставщиков).  Также по поручению Правительства Минфин прорабатывает вопросы оптимизации импортозамещения.

Планируется сделать это за счет двух инструментов:

  1. Введение универсального механизма второй лишний (отклонять заявки с иностранным товаром в случае подачи хотя бы одной заявки с российским товаром).
  2. Расширение и точечное применение уже действующего запрета на поставки определенных видов продукции из стран, не относящихся к ЕАЭС (по перечню, определяемому Правительством РФ).

В отличие от Минфина в ФАС России видят определенные угрозы конкуренции в связи с экстренными мерами поддержки национальной экономики. В частности, 46-ФЗ предусмотрено право Правительства РФ и субъектов РФ самостоятельно устанавливать случаи и порядок осуществления закупок у едпоставщика. Заказчики с разной эффективностью воспользовались этой мерой. Всего в субъектах РФ с начала действия нормы заключено более 12 тыс контрактов с едпоставщиками по 46-ФЗ на сумму более 500 млрд рублей (в том числе – на высококонкурентных рынках). В ФАС подчеркивают, что в течение двух месяцев эти данные не обязательно было заносить в ЕИС, поэтому цифра может быть еще больше.

– Мы внимательно следим за применением этой меры в регионах. Составили рейтинг таких субъектов, – отметил Максим Шаскольский. – Задача ФАС подготовить профессионального заказчика, то есть заказчика, который предпочтет конкурентную процедуру единственному поставщику там, где это возможно. В ФАС поступает значительное количество обращений от правоохранительных органов, в том числе, на предмет проверки обстоятельств заключения контракта с подрядчиками без опыта и без какой-либо связи со срочностью закупок или санкциями.

ФАС расценивает полномочия регионов по заключению контрактов с единственным поставщиком как временную меру и в дальнейшем будет добиваться ее отмены в пользу возвращения к практике конкурентных процедур.

Кроме того ФАС России выработаны критерии, одновременное наличие которых свидетельствует о целесообразности закупок по 46-ФЗ. ФАС будет добиваться от регионов применения методики обязательного обоснования закупок у единственного поставщика. Критериями являются «срочность» и «социальная значимость» закупок. Изменения существенных условий контрактов также должны иметь четкую причинно-следственную связь с этими двумя критериями.

От заказчика будут требовать:

а) обоснования нецелесообразности проведения конкурентной закупки в виду нивелирования последствий действий недружественных стран.

б) обоснования социальной значимости планируемой закупки, и необходимости ее безотлагательного проведения у единственного поставщика (с указанием негативных последствий в случае проведения конкурентной закупки).

По данным ФАС, указанный подход уже применяется в ряде субъектов РФ: Санкт-Петербург, Москва.

Как регулируются вопросы межрегиональной конкуренции?

ФАС готовит комплекс разъяснений по этой теме.

Есть факты регионального протекционизма, когда местные власти пытаются локализовать максимальный объем средств, выделяемых на госзакупки на местном рынке.

– За этим есть пристальное внимание, такие действия не поддерживаются, – отметил Максим Шаскольский.

ФАС обращает внимание на тревожную тенденцию снижения среднего количества поданных заявок на торгах в сравнении с 2021 годом (2,8 против 3,2).

Одним из заметных нововведений антикризисного режима стала возможность проведения закупок «под ключ». Их предметом одновременно может быть подготовка проектной документации, проведение инженерных работ, работ по строительству, реконструкции и капремонту. Такой формат закупок имеет не только безусловные преимущества, но и недостатки, связанные с ограничением конкуренции. Среди преимуществ – возможность работать с одним подрядчиком по актуальным проектно-изыскательным работам, максимально приближенным к реальности; работать актуальным запроектированным оборудованием. Это влияет и на скорость исполнения нацпроектов, и на скорость доведения средств в реальный сектор экономики. Поэтому ФАС поддержала данное решение в текущей ситуации.

Однако уже выявлены существенные побочные эффекты. Это объединение работ, представленных на разных рынках, что неизбежно приводит к сокращению количества участников. Кроме того укрупнение лотов усложняет участие в закупках субъектов малого и среднего предпринимательства (из-за роста начальной цены, а, как следствие, роста размера обеспечения заявки, гарантии).

В ФАС полагают, что при одновременном наличии возможности проведения конкурентных закупочных процедур – и закупок у единственного поставщика, заказчик должен склоняться к выбору первого варианта.

Автор: Андрей Троянский

6 октября 2022, 17:43
653
Теги: #Минфин #ФАС

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.