Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Вопросы из зала – ответы из кабинета

Участники онлайн-конференции «Госзаказ: новая реальность» задали вопросы представителям регулятора и контролеров контрактной системы
Вопросы из зала – ответы из кабинета
Теги: #Антимонопольное регулирование #Казначейство #Минфин #ФАС #Экспертиза

«Цифровые Закупки»  предоставили отраслевому сообществу редкую возможность напрямую пообщаться с теми, кто подготовил «оптимизационный» пакет поправок в 44-ФЗ.

– Как, по вашему мнению, принятие нового законопроекта повлияет на реализацию национальных проектов? 

ОТВЕТ. Алексей Лавров, заместитель Министра финансов Российской Федерации:

– Именно реализация нацпроектов  подтолкнула  к позитивным изменениям, в том числе и в закупках. Напомню, что 71 федеральный закон появился из-за того, что реализация нацпроектов в строительной отрасли натолкнулась на определенные препятствия.  Потребовалась адаптация закупочных процедур. Считаю, что аналогичные процессы адаптации контрактной системы продолжаются. Уверен, что влияние положительное, как со стороны самих нацпроектов на контрактную систему, так и со стороны законодательства о закупках: изменения помогают претворять нацпроекты в жизнь. Есть претензии, что средства, выделенные на закупки, используются либо медленно, либо вообще не используются. Законопроект снимает значительную часть этих проблем.

– Можно ли еще вносить изменения и дополнения в «оптимизационный» пакет поправок?

ОТВЕТ. Алексей Лавров, заместитель Министра финансов Российской Федерации:

– Процедура предполагает, что к первому чтению можно вносить изменения только технического характера. Сущностных новаций регламент на данном этапе не предусматривает.  Если есть конкретное предложение, которое поможет усовершенствовать законопроект, не нарушая логику поправок, то его могут включить в законопроект.

– Как идет наполнение Каталога закупки товаров, работ, услуг?

ОТВЕТ. Алексей Лавров, заместитель Министра финансов Российской Федерации

На данный момент в Каталоге находится около 66 тысяч позиций. Учитывая, что системная работа по его наполнению началась в 2017 году –  это достаточно серьезный результат. В прошлом году порядка 13-14% общего объема закупок осуществлялось с использованием Каталога, в этом году – уже около 20%. Полностью реализована двухлетняя дорожная карта по созданию каталога. Движемся в рамках задуманного графика. Вероятно, эта работа никогда полностью не завершится, такая ситуация невозможна. При этом все типовые товары к концу этого года окажутся в Каталоге.

– Возможно ли осуществить автоматический контроль соответствия страны происхождения товара в контракте и в заявке, поданной  поставщиком в процессе контрактации средствами ЕИС?

ОТВЕТ. Анна Катамадзе, заместитель руководителя Федерального казначейства:

– Делать проверки страны происхождения товара на файлах, не являющихся частью структурированного документа невозможно, однако в перспективе мы, несомненно, добьемся появления такого автоматического функционала.  Один из ключевых инструментов в пакете оптимизационных поправок – это электронный контракт. Именно с его введением мы сможем обогатить работу ЕИС  различными новыми функциями. Напомню, что на сегодняшний день заявки подаются на электронных торговых площадках, а контракты формируются в ЕИС, поэтому автоматическую проверку страны происхождения сейчас сделать невозможно. Да и смысла нет, потому что контракт формирует сам заказчик. Мы стали инициаторами внедрения структурированного электронного контракта, который на каждом этапе процедуры вбирает в себя дополнительные сведения. На этапе изучения – это «Проект контракта», на этапе заявки – «Описание товара»; а на этапе контрактации появляются дополнительные данные. Таким образом, включая в контракт новую информацию и сверяясь с Итоговым протоколом, – мы получим на выходе – качественный, безошибочный контракт.

 – Планируется ли пилотный проект перед запуском Рейтинга деловой репутации? Можно ли где-нибудь посмотреть, как это будет выглядеть? И можно ли будет добавлять какие-то параметры добросовестности поставщиков уже в процессе реализации контракта?

ОТВЕТ. Михаил Евраев,  заместитель руководителя ФАС России:

– Прежде чем сделать пилотный проект, нужно иметь утвержденную всеми разработанную формулу расчета. Есть разные варианты этой формулы. Дискуссия еще идет. По ее завершении потребуются определенные доработки ЕИС. Возможен и поэтапный сценарий внедрения Рейтинга. Сначала может быть реализован один набор показателей репутации, в следующих версиях, по мере появления дополнительных критериев, Рейтинг будет становиться более точным и более глубоким. Уже поступила масса предложений со стороны предпринимательского сообщества. Уверен, что с автоматическим ранжированием компаний очень многое изменится в госзаказе. Замечу, что рейтингование компаний может быть простроено по отдельным параметрам. Это даст целый набор инструментов: и по допуску, и по оценке, и по экономическим преференциям. Это даст возможность значительно более тонкой настройки всей системы. Присылайте свои предложения. Это общенациональная задача.

– Как мы знаем, во многих субъектах федерации существуют уполномоченные органы, осуществляющие закупки. А нет ли идеи создания такого же органа на федеральном уровне?  К примеру, специально – для реализации закупочных процедур в рамках национальных проектов?

ОТВЕТ. Антон Гетта, заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по финансовому рынку, координатор Бюро расследований ОНФ:

– Да, действительно создаются уполномоченные органы в регионах РФ. Все больше регионов переходит к этой системе в формате централизации закупок. Согласно 131  закону  регионы не могут заставлять муниципальные власти передавать эту функцию. Однако есть субъекты РФ, в которых все муниципалитеты добровольно передали эту задачу созданному уполномоченному органу. Это приводит – к снижению расходов на содержание чиновников, второе – сокращает сами расходы на заключение контрактов. У нас действительно есть идея по созданию федерального уполномоченного органа. Аналогичные идеи по централизации закупок в строительной отрасли есть и в Правительстве. Но, на наш взгляд, следует начать с централизации типовых закупок, которые происходят регулярно и во всех субъектах РФ. Опять же, это позволит сократить расходы на содержание аппаратов, повысит компетентность тех, кто осуществляет закупки. Если у кого-то не получается осуществлять стратегически важные закупки, заказчик мог бы передавать их уполномоченному органу.

ДОПОЛНЕНИЕ.  Михаил Евраев, заместитель руководителя ФАС России:

– Известно, что на уровне регионов, муниципальных образований, действительно существует централизация не только по закупкам, но и по приемке. Это благоприятно сказывается на экономике. Такая централизация отсутствует только на федеральном уровне, где каждый предоставлен сам себе. Отсюда проистекает масса проблем. Например, в учреждениях здравоохранения мало специалистов, которые разбираются во всех тонкостях контрактной системы. Конечно же,  они нуждаются в услугах уполномоченного органа, где работают профессионалы в сфере госзаказа, товароведы. Поэтому мы всячески поддерживаем этот процесс централизации закупок на федеральном уровне.

– Вопрос по электронному обжалованию. Как это будет выглядеть в ЕИС? Это будет заполнение какого-то шаблона от участников, или предполагается прикрепление текста жалобы, подготовленного в текстовом редакторе?

ОТВЕТ. Анна Катамадзе, заместитель руководителя Федерального казначейства:

– Законопроектом предусмотрена структура данных, которые содержатся в жалобе. Никаких дополнительных документов при этом не будет. Вся информация жалобы будет проверяться в ЕИС, по разным параметрам (включенность в РНП, наличие исполненных контрактов и т.д. ).  При этом, каждый участник в праве дополнительно предоставить любые документы в ФАС при рассмотрении жалобы. В этом отношении мы никого не ограничиваем.

– Все ли процедуры рано или поздно станут электронными? И закупки у единственного поставщика в том числе?

ОТВЕТ. Михаил Евраев, заместитель руководителя ФАС России:

– Никаких сомнений нет в том, что это произойдет. Вопрос лишь в том, когда? Для того, чтобы электронными стали процедуры, проходящие в рамках гособоронзаказа, например, – потребуются особые технологии с защитой информации. Такие технологии еще не родились, но мы работаем над тем, чтобы даже закупки, проходящие в секретной сфере – перешли в электронную форму. ФАС уже почти полтора года работает над системой анализа цен в сфере гособоронзаказа.

– В оптимизационном пакете поправок практически не затронут вопрос экспертизы результатов исполнения контракта. Но, как известно, в этом направлении велась довольно масштабная работа. Можно ли рассчитывать на изменения в этой части законодательства?

ОТВЕТ. Антон Гетта, заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по финансовому рынку, координатор Бюро расследований ОНФ:

– Эта работа продолжается. Мы будем выходить на конкретные решения.  Возможно, даже не потребуются изменения в 44-ФЗ, так как в законе уже есть норма, предусматривающая использование института экспертизы. Однако эту норму необходимо развивать. У нас есть ряд пилотных регионов, которые показывают отличные результаты, когда вводится приемка товаров, работ и услуг в рамках государственного заказа. В Вологде, например, применяется опыт организации единого склада для социально значимых закупок питания для образовательных учреждений и учреждений медицинского профиля.  Фуры с просрочкой, которые пытаются, простите за выражение, втюхать недобросовестные предприниматели – разворачивают назад. Такая экспертиза обязательно должна быть. Аналогичная ситуация может быть рассмотрена применительно к поставкам некачественных шприцов в медучреждения.  Чтобы приструнить поставщиков фальсификата в таких важных отраслях, одного РНП уже недостаточно, возможно, потребуется иной реестр. Хотим посмотреть на конкретные результаты в пилотных регионах, после чего будет принято коллегиальное решение о внедрении института экспертизы.

ДОПОЛНЕНИЕ.  Михаил Евраев, заместитель руководителя ФАС России:

– Для поставщиков добровольная сертификация, по сути была фиктивной. Вопрос в том, внедрить в контрактную систему настоящую экспертизу, чтобы она была не «бумажной». Участники контрактной системы действительно заинтересованы в работающем механизме приемки товара.  Соответствующие возможности в законе есть. Народный Фронт анализирует, каким образом заставить эту норму работать.

– Система электронного актирования нацелена на то, чтобы отслеживать результаты исполнения контрактов, в том числе и поэтапно. А можно ли в системе прикреплять какие-то иные документы, которые появляются в процессе выполнения работ? Например, фото- и видеофиксацию в процессе выполнения строительно-монтажных работ?

ОТВЕТ. Анна Катамадзе, заместитель руководителя Федерального казначейства:

– Документооборот предполагает именно те документы, которые предусмотрены контрактом в процессе приемки.  Между исполнителем и заказчиком есть масса рабочей переписки. Так вот, если те или иные меры не предусмотрены контрактом, то они не являются юридически значимой частью документооборота. Если же говорить о реализации, то никаких ограничений в том, чтобы прикрепить файлы любого типа, кроме видео, нет и сейчас. Существует отраслевая специфика в таком документообороте: например для стройки или закупки медпрепаратов. Эти нюансы обязывают нас такую информацию структурировать. Мы осознанно не поддерживаем функционал прикрепления видеофайлов в ЕИС.  Видеофиксация требует огромных затрат по хранению такой информации, и при этом не дает реальных результатов при приемке.

– Практика центрального аппарата ФАС зачастую расходится с практикой местных отделений УФАС.  Когда случится полная унификация практики, беспокоятся в регионах?

ОТВЕТ.  Михаил Евраев, заместитель руководителя ФАС России:

– На самом деле, в 90% случаев по стране практика полностью совпадает. Но действительно, есть случаи, когда принимаются решения, не соответствующие практике Федеральной антимонопольной службы. На протяжении полутора лет, мы активно работаем над улучшением ситуации в этой области.  Во-первых, по всем «белым пятнам» мы даем официальные разъяснения.  Во-вторых, создано специальное подразделение антимонопольной службы, которое следит за делопроизводством в регионах. Когда мы видим несоответствие, по каждому случаю идет разбирательство: в обязательном порядке – либо служебная проверка, либо  дисциплинарные взыскания. Наконец, на постоянной основе проводятся совещания в формате ВКС с регионами и муниципалитетами. В них принимают участие, в том числе, и уполномоченные по размещению заказов в муниципалитетах. Одним из острых вопросов является нарушение сроков размещения той или иной информации. Тесно сотрудничаем с Федеральным казначейством. Теперь мы в онлайн-формате видим, что происходит по срокам в каждом территориальном управлении. Продолжается серьезная работа по унификации практики. Причем не только в рамках 44-ФЗ, но и в рамках 223-ФЗ, что значительно труднее.

16 июня 2020, 09:16
1 185
Теги: #Антимонопольное регулирование #Казначейство #Минфин #ФАС #Экспертиза

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.