Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Региональные центры импортозамещения: зачем и как это работает?

Административный симбиоз науки, индустрии и бюджетных денег
Региональные центры импортозамещения: зачем и как это работает?
Теги: #Импортозамещение #Регионы

Весной в разных уголках страны как грибы стали появляться региональные центры импортозамещения. Это часть осмысленной государственной стратегии, в том числе связанная с новыми полномочиями местных властей в закупках (по единственным поставщикам, по изменениям существенных условий контрактов, по масштабированию на всю Россию нового инструмента –  офсетный контракт).  В условиях санкций у глав регионов и уполномоченных органов закупок субъектов РФ появился оперативный простор для поддержки местной экономики и проявления инициативы.

Безусловно, серьезная фора у тех областей, которые прежде не сидели сложа руки и успели выстроить автономные цифровые закупочные системы, централизацию закупок по 223-ФЗ и 44-ФЗ с полномочиями единого заказчика, свои платформы развития промышленности, интегрированные с ГИСП Минпромторга, электронные магазины и биржи субконтрактации.

О создании центров импортозамещения и кооперации заявили в Самарской, Ростовской областях, Республике Татарстан. А целая группа таких свежесозданных структур из 12 областей Центральной России объединилась в Межрегиональную ассоциацию центров импортозамещения. С идеей краевого синтеза выступил губернатор Рязанской области Николай Любимов: «Таких колоссальных возможностей при господдержке расширять наши производства за счет замещения выпадающих «импортных» игроков и запускать новые кооперационные связи – в современной истории еще не было, – отметил он.

Устройство и правовая основа этих структур могут различаться. Чаще всего деятельность центров интегрирована в программы местных подразделений ФРП. Кроме того, есть общая логика: оперативный поиск отечественных контрагентов по тем позициям товаров и комплектующих, которые оказались труднодоступными из-за санкций. У высокоразвитых в экономическом отношении регионов встречается дополнительный функционал, который касается финансовой поддержки предприятий.

Так, например, по свежим данным Тульского центра импортозамещения, запрос на поставки аналогов направлен в 31 торговое представительство РФ. К работе по формированию каналов поставок подключилось более 15 компаний-партнеров в России, СНГ и Китае. Системообразующие предприятия Тульской области подали более 30 заявок на использование специальной кредитной программы. Им выдано более 23 млрд рублей.

В этой связи есть любопытный федеральный нюанс – это перечень «системообразующих предприятий» России, которым заведует Минпромторг. В каждом регионе есть пул таких компаний. Дело в том, что этот статус позволяет рассчитывать на дополнительные меры поддержки со стороны федерального центра. Например, на получение льготных кредитов по адекватной процентной ставке. Дполнительные средства ФРП также могут быть направлены на докапитализацию НИОКР. В «долгоиграющих» проектах импортозамещения, рассчитанных не на логистические задачи, а на строительство альтернативных промышленных мощностей – это имеет решающее значение. Центры импортозамещения в регионах займутся, в том числе и разделом – этого наукоемкого «финансового пирога».

Еще одна функциональная линия – это поддержка МСП через программы субсидирования и льготного кредитования. Речь в данном случае идет не о мелких лавочниках, а о среднем производственном бизнесе. У Минпромторга и Коллегии ВПК РФ появились стимулирующие программы для таких предприятий и научных стартапов.

Промышленная кооперация на ручном управлении

В апреле, на XVII Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ», Новгородской областью была презентована модель поддержки промышленного сектора экономики.

В регионе одними из первых в РФ создали Центр поддержки импортозамещения. Эта схема работы была признана успешной в Минэкономразвития России и была разослана по другим субъектам РФ в качестве примера правильной экономической политики в условиях санкций.

  • Организовать оперативный центр на базе ГОАУ «ЦИП» в количестве 7 человек для постоянного мониторинга и содействия предприятиям, взаимодействия со стейкхолдерами в РФ и дружеских государствах в части поиска контрагентов и создания логистических каналов.
  • Проинформировать промышленные предприятия региона о создании Центра. Направить анкеты с запросом информации о потребностях предприятия, а также о производственных мощностях.
  • Определить стейкхолдеров в регионе, стране и в ключевых государствах-партнерах. Организовать оперативное взаимодействие.
  • Создать информационную систему для автоматизации работы поиска контрагентов. Сформировать отраслевые классификаторы.
  • Создание кейсов по решению задач предприятий.

Для области с населением менее миллиона человек критически важно, чтобы все предприятия работали и создавали рабочие места. 82 системообразующих предприятия дают половину всех налоговых сборов региона. Из них 63% создает обрабатывающее производство.

Константин Харламов, директор ГОАУ «Новгородский центр развития инноваций и промышленности» Минпромторга Новгородской области:

– Первостепенная задача: обеспечить предприятия необходимым сырьем, оборудованием, материалами. Второе – в условиях санкций сохранить логистические цепочки или найти им замену. Мы постарались включить в работу все организации, работающие с бизнесом: ТПП, деловые объединения. Буквально в ручном режиме мы отработали по всем предприятиям области, получили от них 33 конкретных запроса, в основном связанных с нарушением логистики в поставке комплектующих, проблемы с банковских расчетов с иностранными контрагентами, отсутствие каналов сбыта. Действует правило о том, что каждая задача должна отрабатываться до ее решения.

В регионе имеется опыт быстрых промышленных решений. Так, местная фабрика за три дня смогла насытить рынок бумагой формата А4, настроив ее производство с нуля. В ручном режиме с импорта были перенастроены некоторые логистические цепочки в пользу отечественных производителей и поставщиков.

По словам эксперта, большую помощь региону оказывает новый инструмент Минпромторга – «Биржа импортозамещения», оперативно созданная на электронной площадке Газпромбанка. При этом в регионе призывают усовершенствовать ресурс за счет доработки его функций при помощи аналитики больших данных. Отработать огромное количество имеющихся заявок по номенклатуре изделий (счет идет на тысячи) в ручном режиме по ОКПД невозможно. Это должен делать искусственный интеллект, который бы сводил предприятия между собой, анализируя их потребности и доступные позиции в отраслевом классификаторе с учетом их промышленной специфики. – Над этим мы сейчас работаем, привлекая отраслевых специалистов. Есть тонкости в настройке классификатора.

Для некоторых предприятий уход иностранных компаний с российского рынка стал дополнительным шансом. Так, холдинг, производящий оборудование для ТЭЦ, стал практически монополистом на отечественном рынке. Компания планирует расширяться, и руководство Новгородской области системно поддержит их инвестпроект.

Исторически, одной из самобытных отраслей является радиоэлектроника – здесь задействовано более 70 местных предприятий. В помощь этой промышленной группе создан Инновационный научно-технологический центр «Интеллектуальная электроника – Валдай» (далее – ИНТЦ).

На базе ИНТЦ с 2018 года действует Инжиниринговый центр радиоэлектронного прототипирования. За четыре года настроено продуктивное сотрудничество с предприятиями в сфере оборонно-промышленного комплекса, концернами из других регионах, столичным НПП «Салют», предприятиями из Санкт-Петербурга. Логичным продолжением этой работы является создание Дизайн-центра микроэлектроники, которое происходит форсированными темпами прямо сейчас: получен первый транш и закуплена первая партия оборудования. Напомним, формирование дизайн-центров – часть общей концепции развития, которой придерживаются Минцифры и Минпромторг. На стыке этих двух ведомств буквально на глазах происходит рождение, по сути, новой отрасли приборостроения. Отечественные железо и софт планируется продвигать внутренним заказчикам в составе программно-аппаратных комплексов – то есть, готового высокотехнологичного продукта. Чтобы их спроектировать и произвести, необходимо проделать огромную работу: от считывания реальных запросов рынка до проектирования необходимых изделий, сведение в кооперационные цепочки сотен компаний, вплетение в них параллельного импорта по дефицитным позициям комплектующих. Именно такой работой должны заниматься региональные дизайн-центры. Для запуска всей системы требуются не только деньги, средства производства, но и компетенции. Поэтому в рамках президентской программы в регионе реализуется масштабный кадровый проект – строительство Новгородской технической школы. На базе НГУ действует 16 лабораторий по ключевым направлениям цифровизации: от нанотехнологий и мехатроники до медицинской информатики. Часть из них будет перенесена на новую инфраструктуру технической школы после завершения строительства уже в 2022 году.

Автор: Олег Вещевой

26 мая 2022, 16:26
584
Теги: #Импортозамещение #Регионы
Ещё по данной теме

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.