С начала июня правительство страны говорит о запуске нового кредитного инструмента «промышленной ипотеки», – грубо говоря, это льготные кредиты компаниям на приобретение недвижимости под 5% годовых напрямую у промышленного девелопера. Разницу банкам компенсируют из бюджета. Соответствующее поручение дал Михаил Мишустин, затем о промышленной ипотеке на Петербургском экономическом форуме заявил Владимир Путин. Над задачей работают Минпромторг, Минэк и Минфин при участии глав регионов. Уже понятно, что в качестве стартового стола будет задействован обширный фонд многочисленных технопарков и особых экономических зон, которые есть в каждом субъекте РФ. Деньги можно использовать либо для строительства объектов недвижимости, либо для приобретения готовых промышленных боксов. Напомним, что в целом на развитие индустриальных парков в бюджете заложено 19 млрд рублей до конца 2024 года. К реализации программы уже приступили в Московской области.
Любопытную трактовку нового кредитного инструмента дал Председатель комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев:
– Я думаю, что это не только про строительство новых производств… Это, возможно, и выкуп у тех иностранцев, которые уходят и их активы принадлежат банкам. Эти банки сейчас были бы рады реализовать временно свободные производственные активы по приемлемым для себя ценам, – прокомментировал депутат.
При этом Владимир Гутенев, как и подавляющее большинство здравомыслящих представителей отрасли считает ситуацию с финансовым обеспечением российских предприятий дешевыми кредитами весьма сложной. Производства, которые хотят инвестировать в свое развитие при нынешних процентных ставках не могут кредитоваться. Ситуация финансового голода промсектора остается проблемой номер один для экономики даже после возвращения ключевой ставки ЦБ в исходное положение. И до санкций у нашей промышленности были серьезные проблемы с кредитными линиями. В этой связи на ПМЭФ президентом была поставлена задача создания нового льготного кредитного механизма. Его включат в так называемых промышленных кластерах.
Владимир Путин поручил правительству к осени представить их параметры и режимы работы. Президент обозначил основное условие программы: проекты, запускаемые в таких кластерах, должны получить долгосрочный кредитный ресурс сроком до 10 лет и по ставке не более 7% годовых. «Проговорили все эти вопросы с нашим экономическим блоком — все согласны. Будем делать», – сказал Владимир Путин в рамках пленарного заседания на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ).
Заметим, что механика долгосрочных договоров уже вполне успешно опробована в России и даже показала свою сверхпродуктивность в хозяйственной деятельности крупнейшей государствообразующей корпорации Газпром. Так опыт 223-ФЗ пришелся ко двору в пору глобальных экономических перемен. Подчеркнем, что прежде, чем стать мейнстримом и одним из ключевых тезисов Путина на ПМЭФ, этот инструмент был презентован Газпромом в апреле на XVII Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ». В крупнейшем отраслевом сообществе профессионалов закупок высоко оценили этот уникальный хозяйственный опыт.
В терминологии госкорпорации это сухо называется «заключением долгосрочных договоров на серийное производство, поставку и технологическое обслуживание импортозамещающей продукции».
Виталий Маркелов, заместитель председателя правления ПАО «Газпром» рассказал о применении механизма долгосрочных договоров на Пленарном заседании Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ»:
– Мы считаем, что долгосрочные договоры – это очень важный и прекрасно зарекомендовавший себя механизм содействия импортозамещению и технологическому развитию России. На сегодняшний договор компаниями группы Газпром заключено 8 таких контрактов. В перспективе заключение еще пяти. Акцент в этих контрактах делается именно на замещении импортной продукции отечественными аналогами. Мы покупаем российское оборудование, которого пока нет. Но есть взаимные обязательства и гарантии, что оно будет произведено для нас в будущем. Предприятия изготовители обязуются освоить и поставить данную продукцию для нужд Газпрома. При этом берется в расчет важное условие: цена продукции с учетом понесенных затрат на освоение производства не должна превышать стоимость импортных аналогов. Это одно из ключевых условий контракта.
По данным Газпрома, в рамках исполнения долгосрочных договоров российскими компаниями уже освоено производство 24 видов импортозамещающей продукции.
Еще одна интересная деталь: в ходе Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» особая благодарность за проделанную работу по данному направлению была адресована концерну «Алмаз-Антей». Это лишний раз доказывает, что оборонный комплекс обладает колоссальными компетенциями в так называемой «догоняющей» индустриализации и реверсивном инжиниринге. Достаточно лишь подойти к организации процессов с правильным аршином: то есть создать для военных конструкторов и промышленников приемлемые финансовые условия и четко сформулировать запрос.
Как бы грустно это ни звучало, но сегодня способность проектировать изделия под заданную себестоимость – это одна из сверхзадач российской экономики. При этом, в государственном заказе наших геополитических конкурентов (США, КНР, Японии, Южной Кореи) функция проектирования под заданную себестоимость давно является фундаментальной. Именно она привносит здравый смысл и логику промышленного развития в государственный заказ. Эта функция делает обязательными требования по стандартизации промышленных продуктов и нормированию бюджетных затрат.
Качество импортозамещения прежде всего зависит от качества технических заданий и адекватных = окупаемых сроков исполнения.
Все это подразумевает возвращения элементов государственного планирования в промышленное производство. Поэтому, когда Президент заявляет о кредитах на десять лет – он говорит, прежде всего, о точности планирования производственных процессов, безошибочности определения потребностей заказчика. Российская экономика снова учится изготавливать продукцию с заданными техническими параметрами и ценой. После 30 лет бессмысленной и беспощадной игры в свободный рынок – это очень хороший и многообещающий признак правильных перемен.
На первый план в экономике страны выходят идеи целевого финансирования проектов, связанных с высокотехнологичной сферой, в частности, двигателестроением, микроэлектроникой, фармацевтикой. Финансовую систему, привыкшую работать по прежним спекулятивным шаблонам пытаются перенастроить на обслуживание производящего сектора.
О том, как работает целевое финансирование и как привязать деньги к государственной цели, даже не меняя при этом принципы государственного устройства и экономической идеологии, доходчиво разъясняет глава комитета Госдумы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Сергей Гаврилов:
– Средства ФНБ могут быть направлены на покупку целевых облигаций государственных банков для последующего кредитования данных проектов. При этом в рамках сопровождения таких проектов банки, обладающие необходимым технологическим и кадровым потенциалом, смогут обеспечить целевое назначение и эффективность использования средств для достижения необходимого результата в установленные сроки
Аналогичную идею, но в более жесткой форме на протяжение долгих лет пытается донести до финансового блока Сергей Глазьев, член Коллегии (министр) по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии:
– Если ЦБ не перейдет на целевое кредитование инвестиций посредством специнструментов рефинансирования уполномоченных банков и институтов развития, то вместо осуществления поставленных Президентом России целей развития, включая импортозамещение, мы получим выполнение катастрофических для России прогнозов вашингтонских финансовых организаций, на которые до сих пор ориентируются наши экономические министерства и ведомства
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет