На текущий момент принято уже три пакета мер поддержки для строительной отрасли. На подходе четвертый. Стройка – это индикатор здоровья экономики и ее второй двигатель одновременно. По данным Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ», стройка составляет 10% ВВП РФ (2,5 трлн рублей собираемых налогов). Правительством поставлена задача увеличить эту долю до 15%.
Как это сделать в условиях санкционного давления инфляции и кризиса? Только за счет государственного заказа и форсированной работы по национальным проектам. Львиная доля государственного заказа в строительстве реализуется через большие инфраструктурные проекты государства: создание социальных объектов, благоустройство городов, обновление инженерных и транспортных сетей. В 2020 году число участников контрактов в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ составило почти 30 тыс. субъектов, а в 2021 году – вдвое больше. Эта динамика продолжается. Важно, что основная доля этих контрактов проходит по казначейскому сопровождению. То есть, роль государства как распорядителя денег и кредитора конечной инстанции в отрасли неуклонно растет.
– По информации из системы ЕИС, только за прошлый год было заключено 378 тыс. контрактов на общую сумму 12,2 трлн рублей. Это абсолютный рекорд за всю новейшую историю, – сообщил Николай Алексеенко, заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству на Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ». – Прямо сейчас на исполнении находятся контракты почти на 20 трлн рублей. Объемы растут. Президентом поставлена задача за пять лет отремонтировать 7300 школ, построить новых – 1300.
Вместе с тем, актуальной остается проблема несостоявшихся торгов. Подрядчики не выходят на конкурсы. Многие компании строительной отрасли по-прежнему боятся работать в госзаказе и опасаются казначейского сопровождения. В 2021 году доля несостоявшихся закупок возросла почти вдвое – с 8% до 14%.
– На половину торгов по школам никто из потенциальных исполнителей не вышел, – рассказал Николай Алексеенко. – Нужно стимулировать отрасль, искать решения, улучшать условия контрактов, чтобы бизнес не боялся работать в государственном заказе.
По статистике Счетной палаты, в отрасли расторгается каждый четвертый контракт. На практике это означает недострои (7-8 тыс. в год), которые дорого обходятся бюджету.
Проектно-сметная документация по объектам зачастую бывает устаревшей: стоимость заложенная в нее несколько лет назад не соответствует рыночной реальности. Разночтение может составлять порядка 40%. Поэтому при знакомстве со сметой у большинства застройщиков отпадает желание участвовать в проекте. Предпринимателей также пугает коррумпированность строительной отрасли. Серьезная проблема с качеством проектной документации, которая далека от совершенства. При этом государственный заказчик неохотно идет на ее изменение, что часто приводит к расторжениям.
Юрий Тыртышов, член рабочей группы по развитию проектно-строительной отрасли Ассоциации межрегионального социально-экономического взаимодействия «Центральный Федеральный Округ», генеральный директор ЗАО «Отраслевой центр внедрения новой техники и технологий»:
– В законодательстве присутствует перекос, связанный с презумпцией виновности подрядчика и презумпцией невиновности заказчика. Нормативно-правовую базу надо корректировать, чтобы первый был более защищен, а заказчики всех уровней стали более ответственны перед законом.
В числе конкретных предложений по улучшению работы отрасли Ю. Тыртышов назвал:
- Авансирование (в т.ч. на приобретение материалов) до 90% по аналогии с гособоронзаказом.
- Сокращение сроков оплаты контрактов до 7 дней. Распространить практику, применяемую при казначейском сопровождении на все строительные контракты. Требование оплаты в семидневный срок должно касаться заказчиков всех уровней (госкорпорации, федеральные заказчики, муниципальные, ГУПы).
- Создание единых энергоснабжающих организаций на уровне субъектов РФ, с полномочиями централизованной закупки (угля, строительных материалов, услуг).
Одно из главных препятствий для подрядчиков – боязнь необоснованного роста цен на фоне растущего спроса. Индексный метод ценообразования устарел, поэтому отрасль постепенно переходит на ресурсный метод.
Ефим Басин, председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительств:
– Необходимо переходить к госрегулированию и фиксированию цен на материалы. Однако наши чиновники очень боятся, что их обвинят в нерыночном подходе. Есть позитивная тенденция в том, что РФ стала меньше ориентироваться на мировые цены. В частности, это заметно на примере металла.
Вторая проблема, по мнению эксперта, касается идеологически неверной трактовки строительства ФЗ-223 и ФЗ-44. – Оба закона трактуют стройку как товар. Но строительный объект – это не товар, это проект. Поэтому оценивать его как стакан с водой нельзя. Паталогическая ошибка выбирать победителя по критерию наименьшей цены. Нужно корректировать закон, чтобы основным критерием отбора была квалификация исполнителя, а не ценовое снижение.
Также большинство профессионалов сходится во мнении, что одним из главных препятствий для развития отрасли является высокая ключевая ставка ЦБ и недоступность оборотных кредитов для бизнеса.
Ситуация с финансовой обеспеченностью в строительстве лучше, чем в машиностроении, поскольку для банковской системы эта отрасль выглядит более рентабельной. Однако в целом инструмент кредитования оставляет желать лучшего, чтобы бизнес мог получать деньги под 5-7%. Поэтому вся надежда на государственное субсидирование и участие в региональных программах развития.
Правительство видит проблему и предпринимает беспрецедентные шаги по улучшению ситуации. Напомним, что в этом году для поддержки строительной отрасли запущен механизм, который позволяет системообразующим организациям, занятым в сфере строительства коммерческой недвижимости, получить кредиты по льготной ставке не более 11% на реализацию инвестпроектов. На эти цели из резервного фонда выделено 7,15 млрд рублей. Кроме того, для системообразующих организаций в сфере ЖКХ принято постановление Правительства РФ, которым предусмотрен инструмент получения льготных кредитов на пополнение оборотных средств. Для этого из резервного фонда выделено 2,85 млрд рублей. В этом году до 30 ноября продлена возможность корректировки инвестиционных программ организаций, занятых в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, что позволит учесть изменившуюся экономическую ситуацию.
Еще одним передовым средством оперативного насыщения стройотрасли доступными деньгами являются бюджетные инфраструктурные кредиты. Они реализуются через механизм казначейского сопровождения, который пугает многих участников рынка высоким уровнем персональной ответственности, строгим нормированием затрат. Однако факт остается фактом: возможность участвовать в региональных стройках в качестве партнера государства – это надежный путь развития и получения прибыли. В рамках контрсанкций и мер оздоровления экономики инструмент бюджетных региональных кредитов был значительно расширен.
Этой теме была посвящена недавняя встреча премьера Михаила Мишустина с главой Федерального казначейства Романом Артюхиным:
– По поручению Президента Правительство утвердило программу поддержки субъектов Российской Федерации, в том числе в виде предоставления инфраструктурных кредитов, – рассказал Михаил Мишустин. – Это тоже очень важное направление работы, новый инвестиционный механизм, который в целом позволяет обеспечить достаточно комфортные условия жизни граждан. Конечно, необходим контроль использования этих средств. Надо внимательно смотреть за движением средств на федеральном, региональном, местном уровнях, но при этом сроки платежей должны быть минимальными.
В свою очередь, о работе механизма отчитался Роман Артюхин:
– Мы создали новую модель государственных платежей, которая предусматривает концентрацию всей ликвидности бюджетной системы на едином казначейском счете. Благодаря этому расчеты между Федерацией и субъектами Российской Федерации осуществляются очень оперативно и практически в круглосуточном режиме. Очень важно, что субъекты Российской Федерации получают дополнительные доходы от управления ликвидностью единого казначейского счета. Так, например, 1 апреля в регионы перечислено дополнительно 27,7 млрд рублей доходов, что, конечно, является для них хорошим подспорьем.
Наконец, в третьем пакете мер поддержки стройотрасли была законодательно закреплена возможность заключения так называемых ЕPC-контрактов или «контрактов под ключ» в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ. В сложившейся ситуации это, безусловно, приведет к ускорению работы по нацпроектам.
Однако есть нюансы. Для улучшения работы этой нормы профессионалы строительной отрасли призывают учесть интересы среднего строительного бизнеса и мелких субподрядчиков в контрактах под ключ. Действия генерального подрядчика по проектам EPC должны быть строго регламентированы. Это можно сделать за счет усовершенствования типовой контрактной документации. А также за счет регламента распределения финансовых средств проекта по всей цепочке исполнителей. Иначе возникает опасность сосредоточения избыточной рыночной власти в руках генподрядчика. Заметим, что осуществить данные предложения в наилучшем виде, без лишнего усложнения законодательства позволяет все тот же механизм казначейского сопровождения. Не нужно изобретать велосипед, нужно перестать бояться им пользоваться.
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет