Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Стройкомплекс – через цифровизацию к нормированию и окупаемости

Стройкомплекс – через цифровизацию к нормированию и окупаемости
Теги: #Минстрой #Строительство

Специальная секция закупки в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства – одно из пяти отраслевых мероприятий, завершающих третий день XIX Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ».

Участниками дискуссии стали представители Минстроя, строительного бизнеса регионов России, заказчики и поставщики.

В центре внимания одна из самых болезненных тем, затрагивающих весь стройкомплекс, – алгоритмы ценообразования. С одной стороны, закупки – это важный инструмент поддержки бизнеса, который должен обеспечить компаниям хотя бы минимальную рентабельность. С другой стороны – речь идет об эффективном расходовании бюджетных ресурсов, когда важно не допустить перерасходов и лишних затрат. Как найти оптимальный баланс интересов государства, бизнеса и конечного потребителя?

В строительном секторе раньше, чем в других отраслях началась реформа ценообразования, опирающаяся на новые принципы документооборота и нормирования. Внедрен так называемый ресурсно-индексный метод определения цен. Формирование НМЦК договоров определяется сметной стоимостью. Участники отрасли должны пользоваться сметой контрактов (она является документом-основанием для формирования первичных учетных документов, на основании которых осуществляется оплата).

Для совершенствования всей системы управления стоимостью в строительстве на всех этапах жизненного цикла Минстрой настоятельно рекомендует шире использовать предпроектную проработку (на всех этапах от обоснования инвестиций до исполнения контракта) с привлечением государственной экспертизы. В ходе секции министерством была предложена достоверная тактика работы на строительном рынке для заказчика:

«Только после наличия положительного заключения экспертизы всех собранных материалов может быть утверждено задание на проектирование. Аналогичный подход рекомендуется применять и на стадии внесения изменений в ПД. Данный механизм позволит исключить и необоснованные технические решения, и излишние работы и вопросы к стоимости квадратного метра» – предлагают в Минстрое.

В помощь заказчикам и поставщикам министерство продолжит развивать ФГИС ЦЗ (Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве). В системе появится «Калькулятор нормативов цены».

  • Укрупненный норматив цены строительства (НЦС) используют для: планирования инвестиций (капитальных вложений) оценки эффективности использования средств, направляемых на капитальные вложения подготовки технико-экономических показателей в задании на проектирование жилых зданий. НЦС используется на объектах строительства, которые финансируются с привлечением средств федерального бюджета.

Калькулятор НЦС позволит избежать злоупотреблений, когда некоторые региональные застройщики не индексируют все элементы методики, которые необходимо учитывать при расчете норматива (не включая в них, например, подключение к сетям, благоустройство, НДС). – То есть, считают только «по коробке», а потом заявляют, что цена занижена по результатам применения НЦС. Онлайн-калькулятор позволит, как сметная программа, «посчитать объект», в том числе с подбором объектов-аналогов.

По итогам мероприятия все поступившие предложения будут обобщены, и учтены при составлении поручения для профильных ведомств.

Также на платформе ФГИС ЦС появится программный комплекс-агрегатор информации о торгах и ценах, интегрированный с уже существующими электронными и биржевыми площадками, на которых торгуются представители строительной отрасли. Сейчас единственным открытым агрегатором таких данных является Единая информационная система в сфере закупок (ЕИС). По замыслу министерства, ФГИС ЦС будет собирать информацию о предложении из всех открытых источников, передавая эти данные подрядным организациям, которые являются исполнителями и соисполнителями по контрактам и договорам. «Сами торги будут проводиться не во ФГИС ЦС», – поясняют в Минстрое.

Александр Гончаров, заместитель директора Департамента ценообразования и ресурсного обеспечения строительства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ:

– Потенциальные исполнители смогут перейти на площадку, заключить сделку, и цена фактической сделки с соблюдением требований по защите гостайны будет передана во ФГИС ЦС. Для упрощения работы площадок и подрядных организаций в системе планируется внедрить систему машинного обучения, которая будет автоматически привязывать строительные ресурсы к классификатору. Таким образом отрасль будет получать объективные цены из ФГИС ЦС. Данная концепция будет прорабатываться с Федеральным казначейством, Минфином, Минэком, ФАС России.

Марат Сибатулин, первый заместитель министра строительного комплекса Московской области:

– У нас выработан системный подход: когда проектирование, строительство и оснащение происходит в рамках одного контракта. При реализации и публикации торгов у нас отсутствует проектно-сметная документация. К сожалению, расценки, указанные в НЦС, которые мы обязаны брать в расчет (в соответствии с приказом №841) далеки от реалий сегодняшнего дня. В результате, и наш регион, и другие субъекты сталкиваются с несоответствием: когда цена условной школы составляет 1 млрд по документам, а в реальности она стоит 1,5 млрд. В дальнейшем это требует иных дополнительных затрат: увеличения лимитов, изменения документации. Со стороны контролирующих органов это расценивается критически. Мы в этой связи, обратились с блоком предложений по внесению изменений в систему ценообразования, которые, как мы рассчитываем, будут учтены в последующих поправках.    

Также в Московской области обращают внимание на проблему реализации устаревших проектов, с которой сталкивают заказчики всех уровней.  Причина – в отсутствии устойчивого механизма внесения изменений в проектную документацию. В ходе внесения изменений увеличивается (как правило) цена контракта. Это влечет за собой шлейф проблем, связанных с выдачей аванса и получением банковской гарантии под увеличившийся объем аванса.

Особая тема дискуссии – подложный опыт подрядных организаций в строительстве и капитальном ремонте. Заказчик (например, учреждение здравоохранения) зачастую не всегда обладает компетенциями, чтобы оценить достоверность опыта в представленных контрактах. Такие заказчики, как правило, нуждаются в сторонней консультативной помощи от региональных профильных организаций и ведомств. Проблема приобрела общероссийский масштаб. Во многих регионах добросовестные участники отказываются идти в государственные закупки, поскольку их демотивируют факты регулярного участия в торгах компаний с подложным опытом.

Елена Беликова, начальник Управления по контролю в сфере контрактных отношений Федерального казначейства:

– Вопросы подложного опыта, конкуренции и ценообразования составляют ключевую проблематику закупок в строительстве на сегодняшний день. Минстрой, Минфин, ФАС России и Федеральное казначейство совместно работают над решением этих проблем. На наш взгляд – единый подход к их решению лежит в наполнении ГИСов (государственных информационных систем) достоверными данными. Поскольку Федеральное казначейство является оператором ЕИС в сфере закупок, мы являемся обладателем больших данных о строительстве. Если в 2021 году доля неконкурентных закупок в стройке составляла в среднем 10% (примерно 0,5 трлн рублей в денежном эквиваленте), то за 2022—2023 годы эта цифра увеличилась вдвое. В абсолютных цифрах – это 1,2-1,3 трлн рублей. Для сравнения такой годовой объем занимают вместе взятые закупки лекарств и медицинских изделий.

По словам Беликовой, такой всплеск неконкурентных закупок связан, прежде всего с эксклюзивным правом субъектов РФ проводить закупки у единственного поставщика. Ситуация с конкуренцией улучшится, после того как в регионах начнут действовать более жесткие правила применения этой нормы, введенные регулятором. Государство начало требовать обязательного обоснования такого рода контрактов, что позитивным образом отразится на рынке в ближайшей перспективе. Единственным способом корректного ценообразования является получение объективных ценовых данных из сделок, то есть от площадок биржевой торговли, полагают в Федеральном казначействе.

Машиностроительный комплекс презентовал свои разработки для строительной отрасли не только на экспозиции XIX Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ», но и в рамках профильной дискуссии, посвященной строительству.

О возможностях специального машиностроения для обеспечения стройки рассказал Станислав Черторыжский, заместитель начальника Управления сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга России:

– По большинству позиций техники, занимающих подавляющий объем рынка, российские производители имеют полноценные компетенции. Отрасль показывает устойчивый рост и с достаточным уровнем локализации подошла к периоду ограничений. Производители либо успели переориентироваться на поставки компонентной базы из дружественных стран, либо перешли к использованию отечественных деталей. Это результат плодотворной работы, которая началась еще в 2014 году в рамках политики импортозамещения.

21 мая 2024, 19:03
578
Теги: #Минстрой #Строительство

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.