Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Правила параллельного импорта, статус интеллектуальной собственности, система промышленных стандартов

В Госдуме предлагают отказаться от имитационной экономики и начать индустриальное развитие
Правила параллельного импорта, статус интеллектуальной собственности, система промышленных стандартов
Теги: #Импортозамещение #Параллельный импорт #технологический суверенитет

Пора определиться с правилами международной промышленной кооперации. В России их нет. После начала СВО в этом вопросе до сих пор не выставлены границы допустимого и никак не обозначены требования государства. Легализация параллельного импорта еще больше запутала ситуацию с критериями российскости и с применением «неоперившейся» балльной системы для закупаемой промышленной продукции. Происходящее сейчас можно охарактеризовать как «рыночный хаос». И вынужденная перестройка логистических цепочек здесь ни при чем.

Доходит до совершенно абсурдных ситуаций, когда российские поставщики продолжают отчаянно защищать интеллектуальные права импортеров. Нефтегазовые компании скрывают образцы оборудования от копирования российскими инженерами, дилеры запчастей придерживают их на складах и отказываются от поставки в надежде на возвращение иностранных хозяев. Хуже того, крупные государственные заказчики предпочитают лоббировать закупки импортной техники по серым (параллельным) схемам, вместо того, чтобы закупать уже готовые, а тем более заказывать потенциально возможные отечественные аналоги.

Приведем несколько свежих примеров из реальной экономической практики.

Первый зампред Комитета Госдумы по энергетике Валерий Селезнев описывает ситуацию по проекту модернизации Заинской ГРЭС, которая оплатила сверхмощную турбину GE, а теперь признает невозможность ее физического получения из-за санкций.

В переводе на русский язык – иностранный поставщик с мировым именем оказался отъявленным мошенником и украл деньги.

Примечательно, что провальный контракт на закупку иностранного оборудования был предварительно пролоббирован. «Было сделано исключение по критериям локализации в пользу аргумента существенного удешевления электроэнергии после окончания модернизации для всех потребителей первой ценовой зоны», – рассказывает Валерий Селезнев.

При этом в России уже тогда был свой альтернативный отечественный производитель. Контракта на разработку и производство турбин добивались «Силовые машины» Алексея Мордашова. Теперь очевидно,  что размер необходимой поддержки российского производства был в разы меньше сегодняшних высоковероятных разовых потерь. Но по таинственной причине выбор пал на американского партнера с громким именем. Как пишет депутат Селезнев, в аккурат к 2023 году «Силовые машины» по программе поддержки за счет того же ОРЭМ (оптовый рынок электроэнергии и мощности) должны сдать первую мощную турбину  на 180 МВт.

«И несмотря на все это, сейчас продолжают звучать предложения отдельных специалистов, что импортозамещение –  это не то, что нужно для продолжения проекта модернизации Заинской ГРЭС, – недоумевает В. Селезнев…  – И что можно купить у японцев (хотя, чем они в сегодняшних условиях отличаются от американцев, непонятно), либо старые, но надежные, как утюг иранские турбины; либо вообще параллельным импортом тащить по частям то, что американцы не дали. Аргументы все те же: «живем в глобальном мире, не нужно нам самим все производить». И совсем непонятно, почему нельзя заменить несостоявшуюся сверхмощную недружественную 571 МВт (которую все равно никто не будет обслуживать, даже если ее по частям параллельным импортом притащить) на несколько наших, которые изготовят за 2-3 года? Пора уже услышать и понять слова Президента о необходимости создавать и развивать критически важные для экономической безопасности страны технологии у себя, в России, – заявляет Валерий Селезнев.

Еще один вопиющий факт «международной кооперации»  всплыл на заседании экспертного совета Госдумы по развитию торговли и защите прав потребителей.

Практически во всех отраслях национальной экономики зафиксирована проблема полного или частичного отсутствия сервисного обслуживания и ремонта из-за дефицита комплектующих или нежелания дилеров обострять отношения с зарубежными производителями.

Глава комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев:

 – В диалоге, который у нас шел, мы с удивлением узнали, что у некоторых производителей автомобилей склады ломятся от запчастей, однако, наши дилеры не могут получить к ним доступ.

При этом, по словам Владимира Гутенева, поставщики избегают обращения в судебные инстанции.

– Мне кажется, что дилеры опасаются последствий после того, как компании вернутся рано или поздно на наш рынок, а он премиальный и крайне выгодный для них; и дилеры боятся, что будет черная метка от производителей. Поэтому я считаю, что мы должны консолидировать мнения потребителей и дилеров, отстаивая их права и обеспечить безусловное выполнение их гарантийных обязательств.

В качестве решения этой проблемы в Госдуме проработали несколько шагов:

  1. Во-первых, законодательно прописать исполнение гарантийных обязательств продавцом в отношении ввезенных через параллельный импорт товаров.
  2. Во-вторых, ввести «агрессивную» форму отстаивания прав граждан, стимулируя массовые обращения в судебные инстанции.
  3. Формировать доказательную базу в виде судебных решений о взыскании штрафных сумм, которые станут «входным билетом» для возвращающихся на российский рынок компаний.
  4. Проработать единый порядок приостановления деятельности предприятий в РФ с законодательным закреплением выполнения ряда обязательств и ответственности перед покупателями и контрагентами.

Также предлагается обеспечить конкурентные преимущества отечественным производителям с упором на малый бизнес, давая ему бо́льшие преференции и доступ к «быстрым и дешевым деньгам».

Наконец, самое интересное предлагается опубличить единый перечень ушедших из России (без объявления выполнения гарантий) компаний для упрощения процедуры рассмотрения судебных исков от пострадавших потребителей. На наш взгляд, это самая труднодостижимая, хотя и очень востребованная мера, которая встретит наибольшее сопротивление.

Напомним, что законопроект о национализации иностранных активов недружественных компаний, о котором говорили с марта, в российском парламенте деликатно приостановили. Поэтому прогнозируем, что никакого перечня в обозримой перспективе не будет.

Казалось бы, чистая формальность: просто записать на одном листе и озвучить имена тех, кто действительно ушел из России, грубо наплевав на собственные рыночные обязательства, деловую этику и элементарную честность. Но не все так просто. Идея «позорного перечня» неизбежно ставит следующий закономерный вопрос – о штрафных взысканиях с фигурантов этого самого перечня в случае их возвращения на российский рынок. Вне всяких сомнений, ушедшие компании должны заплатить в национальный бюджет огромные компенсации за нанесенный российским потребителям ущерб. С обязательным прохождением публичной процедуры восстановления репутации. В Госдуме впервые подняли эту острую тему в формате судебных исков. Это правильно и смело, и с чего-то нужно начинать. Но, на наш взгляд, судебные иски это ситуативная полумера, а проблема гораздо глубже.

Где список недружественных компаний – там и общие выводы по списку. А общие выводы – это и есть осмысленная промышленная политика в интересах Российской Федерации. Промышленная политика – это наличие требований: а) по репутации иностранных поставщиков; б) по статусу собственности и иностранных активов компаний, незаконно покинувших РФ;  в) по интеллектуальной собственности с учетом национального суверенитета РФ; г) по национальной системе промышленных стандартов; д) по преференциям для отечественных производителей.

Ни один из этих пяти пунктов пока не регламентируется национальным законодательством.

Государство до сих пор не предъявило заказчикам, производителям и посредникам понятную и безотказную систему требований. В которой преимущества российской продукции (даже худшей по качеству и цене) будут безусловными, а вопрос локализации интеллектуальных прав – приоритетным.

Недавно в правительстве признали, что надежды на параллельный импорт в полной мере не оправдались. Очевидно, что это также произошло из-за отсутствия четких правил. Чтобы процесс начался, его недостаточно просто объявить. Его нужно планировать, дозировать и контролировать качество. К сожалению, большинство экономических институтов страны продолжает жить в имитационной рыночной реальности, в мире, который был до 24 февраля. Чем дольше фаза отрицания, тем сложнее будет пережить встречу с суровой действительностью.

Автор: Андрей Троянский 

Ещё по данной теме

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.