Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Перекупщики машин пытаются остановить законопроект о локализации такси

Шашечки против того, чтоб ехать
Перекупщики машин пытаются остановить законопроект о локализации такси
Теги: #Автопром #локализация производства

Началась информационная кампания против законопроекта о локализации такси № 501858-8, подготовленного Союзом машиностроителей России и принятого Госдумой в первом чтении.

Противники законопроекта активно эксплуатируют миф о том, что против локализации машин якобы выступают сами представители таксомоторной отрасли. В ход идут все средства, от тяжелой экспертной артиллерии до сентиментальных манипуляций о том, как пассажиры будут страдать от недостаточного уровня комфорта в Жигулях.

Так, в Аналитическом центре при Правительстве РФ 13 февраля провели экспертное совещание с участием приглашенных общественных деятелей, где законопроект о локализации такси подвергли обструкции. Звучали такие страшные тезисы, как «безальтернативный выбор при покупке перевозчиком отечественного автомобиля с привычными системами, но по завышенной цене».

Эта идея в разных вариациях транслируется в СМИ. Если отбросить агитационную пыль, то под ней остается всего один содержательный аргумент. Потребность в российских автомобилях сейчас значительно превышает предложение. Поэтому при введении требований о локализации автопроизводители могут не справиться с покупательским спросом.

Также приводят альтернативные цифры – дескать, количество самозанятых водителей такси составляет около 2 млн человек, в то время как ежегодный объемы производства легковых машин в России едва дотягивает до полумиллиона единиц. И тут критики законопроекта тоже хитрят. Во-первых, никто не говорит о единовременной акции по отправке на свалку всего зарубежного таксопарка. Эксплуатируйте, пока не заржавеет. А чтобы поэтапно нарастить мощности конвейера, при современном уровне технической оснащенности того же АВТОВАЗа, требуется не так уж много времени. Во-вторых, об угрозе завышения цены с таким же успехом и уровнем экспертной важности можно выдать и абсолютно противоположный прогноз. Все знают, что чем выше серийность производства – тем ниже себестоимость, качество сервисных и лизинговых продуктов.

Еще раньше, в конце 2023 года, против законопроекта о праве правительства устанавливать уровень локализации автомобилей такси выступал РСПП, ссылаясь на некое общее мнение группы агрегаторов такси и цифровых платформ. Опасения все те же: что процесс закупки новых автомобилей на фоне дефицита доступных машин вызовет рост их стоимости.

Правда, кроме эмоциональной критики поступило действительно конструктивное предложение: если уж вводить локализацию такси, то, в таком случае – ограничить наценку на автомобили российской сборки на уровне 15%. Вполне здравая идея.

Имеет смысл развить эту логику и пойти еще дальше – то есть, вообще устранить из отрасли таксомоторных перевозок лишнее звено перекупщиков, которое создает издержки. Есть подозрение, что против законопроекта локализации выступают не сами таксисты (которым, по большому счету, все равно), а прослойка автодилеров. Существует очень эффективный метод решения этой проблемы, широко применяемый в ЕС – когда завод-машиностроитель работает со своими таксомоторными клиентами напрямую (минуя торговых посредников) через специальный заводской департамент такси. Через него же реализуется политика техобслуживания, скидок или каких-то финансовых сервисов, поступает обратная связь от клиентов по качеству машин, можно заниматься их доработкой и доводкой под массовый спрос.

В Минпромторге РФ законопроектную инициативу о локализации такси поддерживают, причем приводят в ее пользу железобетонный аргумент: Чем выше локализация – тем дешевле обслуживание. А значит закон «будет способствовать снижению затрат со стороны перевозчиков на закупку и обслуживание таксопарка «за счет более низкой стоимости покупки и владения отечественными автомобилями, более разветвленной сети технических центров и высокой доступности запчастей и комплектующих для них».

Справка

  • Законопроект о локализации такси предоставляет Правительству дополнительные полномочия по установлению обязательного минимального уровня локализации для автомобилей, приобретаемых для использования в такси, по аналогии с балльной системой о допуске авто к участию в госзакупках. При этом регионы могут повышать долю обязательной локализации (в зависимости от развития автомобильной отрасли в области). 71 субъект РФ поддержал данную законодательную инициативу.

В начале февраля в группе СМИ либерально-рыночного толка стартовала информационная кампания с общим посылом: не допустить принятие законопроекта. Помимо уже привычных общих мест о якобы «нерыночных методах» регулирования  можно наблюдать такое забавное явление как «плач частного анонима». Прямо в лучших традициях западной прессы (типа Блумберг, Тамс, Телеграф): о том, как ужасен и опасен закон о локализации, заламывая руки, жалуется то несчастный таксист Андрей, то отчаявшийся таксист Борис, а на другой странице, после экспертного мнения от дилера из салона по продажам иномарок (в отличие от Бориса это реальный персонаж), рыдает заранее оставшийся без средств к существованию самозанятый таксист Ибрагим…

Напомним, законопроект о локализации такси был инициирован депутатом Владимиром Гутеневым совместно с главой комитета Совета Федерации по экономической политике Андреем Кутеповым с целью подстегнуть спрос на российские автомобили у таксомоторной отрасли и снизить зависимость от зарубежных поставок.

Владимир Гутенев, председатель Комитета Государственной Думы по промышленности и торговле:

– Необходимо продолжить и защиту внутреннего рынка. Меры господдержки должны быть выстроены так, чтобы инвестиции в наше производство стали выгоднее, чем импорт готовых автомобилей.

В свою очередь, со стороны крупнейших автопроизводителей России на законопроект поступил самый позитивный отклик. Кроме того, закон о локализации такси был назван одной из самой востребованных мер для индустриализации и достижения технологического суверенитета на выставке-форуме “Россия” на ВДНХ, где Минпромторг проводил публичный цикл информационных мероприятий.

Максим Соколов, президент АО «АВТОВАЗ»:

– Законопроект о локализации таксомоторного парка – это важный шаг в отстаивании интересов российского автопрома. Я уверен, что то законодательство о госзакупках, которое есть сегодня, оно жестко сориентировано на отечественного производителя и будет распространяться не только на прямые закупки, но также на другие формы – на  аренды автомобилей, лизинга, оказание транспортных услуг для того, что там, где есть расходы федерального, регионального бюджета, эти расходы были направлены на приобретение именно отечественной продукции. Это залог успеха не только в автопроме, но и в любой другой области нашей промышленности.

Директор крупнейшего машиностроительного концерна также обратил внимание на то, что в странах Евросоюза рынок такси преимущественно представлен местными европейскими машиностроительными брендами.

– А это значит, что даже в рамках формально открытого конкурентного рынка в ЕС работают соответствующие механизмы, которые обеспечивают поддержку и защиту местных производителей, в том числе через сферу коммерческих пассажирских перевозок, – поясняет Соколов.

По его словам, России нужны симметричные механизмы. Дальнейшие меры государственной поддержки должны быть четко и жестко взаимоувязаны с уровнем локализации наших продуктов.

Закон о локализации такси подразумевает и непрямые бонусы. Но при этом очень весомые. Одно рабочее место в автомобилестроении обеспечивает 9–10 мест в смежных отраслях, включая поставщиков всех уровней. Сейчас в автомобильной и смежных сферах занято более 2,8 млн человек. Вряд ли все автосалоны и автодилеры страны обеспечат рабочими местами хотя бы одну сотую от этого числа.

Не стоит забывать об огромном рынке ЕАЭС, куда тот же «АВТОВАЗ» уже начал и продолжит пробиваться с помощью такси. Заводы крупноузловой сборки концерна уже работают в Казахстане и Узбекистане, в ближайших планах запуск предприятия в Азербайджане.   Инфраструктура таксомоторных перевозок в данном случае является формой мягкой силы.

  • В прошлом году в России насчитывалось более 350 000 легковых такси. С учетом среднего срока службы машины в таксомоторной сфере – три года – законом о локализации будет обеспечен дополнительный спрос на высоколокализованные отечественные авто в объеме около 50 000 в год. Таким образом, ежегодные дополнительные налоговые отчисления в бюджеты всех уровней составят около ₽30 млрд (с учетом утильсбора).

Обсудить инструмент локализации такси, и (как мы надеемся) – проанализировать его первые эффекты уже в качестве полноценного закона, можно будет на XIX Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» 15-17 мая в МВЦ «Крокус Экспо».

Автор: Андрей Троянский

26 февраля 2024, 13:47
553
Теги: #Автопром #локализация производства
Ещё по данной теме

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.