Надежды национальной экономики остро связаны со стратегией импортозамещения и приоткрывшимися возможностями государственного заказа. Москва точечно стимулирует высокотехнологичные отрасли промышленности, создавая зоны гарантированного сбыта и финансовые льготы для поставщиков. Но практика показывает, что развивать свои технологии и производственные циклы в разы труднее, чем подменить реальную индустриализацию китайской, тайваньской или корейской отверточной сборкой. Тревожные сигналы об этом поступают отовсюду: нефтехим, судостроение, дизельные двигатели, микроэлектроника и приборостроение (и даже гособоронзаказ) пронизаны китайскими комплектующими. Причем это происходит даже в тех случаях, когда имеется отечественный аналог или требуются определенные организационные усилия для его создания на базе уже существующих производственных мощностей.
Все это говорит о необходимости защитить национальную экономику от влияния могучей мировой мастерской. Без которой невозможно жить, но которую приходится сдерживать. Логика нормативной базы РФ устроена таким образом, что естественным экономическим фильтром во взаимоотношениях с КНР должен стать Евразийский Союз. Но пока в настройке этого фильтра есть большие трудности.
Проблески союзной экономики
Совокупный ВВП стран Евразийского союза на данный момент составляет всего 3,7%. Этого очень мало, учитывая производственный потенциал бывшего СССР, сохранившийся на территории стран-членов ЕАЭС. Чем выше этот процент, тем более конструктивным будет партнерство с восточным соседом. Чтобы фильтр не превратился в обратный клапан для России, требуется выстраивать внутри ЕАЭС производственные отношения, завязанные на взаимно интегрированные производственные цепочки, совместные предприятия в формате акционерных обществ. Такая задача есть в стратегии развития ЕАЭС до 2025 года. Чем ее намерены заполнить, пока не очень понятно. 11 декабря 2020 года на заседании Высшего евразийского экономического совета Владимир Путин предложил создавать совместные программы импортозамещения в формате ЕАЭС. Важно, чтобы эти совместные продукты по качеству были не хуже китайских или европейских. Если нет уверенности в том, что продукция будет конкурентоспособной, то слишком велики риски потерять время и средства, не получив ожидаемого эффекта. Также в планах Евразийской экономической комиссии увеличить несырьевой экспорт стран-членов Союза на 20% к 2025 году.
Помимо общих таможенных правил, есть еще два фактора, способных сделать ЕАЭС похожим на самодостаточный экономический блок:
- Строительство общего энергорынка (электричество, углеводороды), которые влияют на структуру себестоимости товаров.
- Равновесие национальных налоговых систем.
- Общая транспортная инфраструктура.
Ни один из трех пунктов в полной мере еще не реализован.
– Национальные налоговые системы других стран-участниц ЕАЭС необходимо гармонизировать с Российской, – говорит председатель Коллегии ЕЭК Михаил Мясникович. – Нужно найти точки сопряжения, для начала хотя бы по вопросу косвенных налогов, по вопросам, связанным с перетоком капитала. Товарные и финансовые потоки необходимо отслеживать, это будет укреплять доверие.
Особый приоритет в рамках развития ЕАЭС отдается глобальному транспортному проекту. Здесь интересы ЕАЭС совпадают с трансконтинентальной стратегией Пекина по строительству коридора Европа-Китай. В этот проект ЕАЭС должен интегрировать и собственную транспортную инфраструктура. Председатель Коллегии ЕЭС Михаил Мясникович считает, что для его успешной реализации потребуется создание единого органа управления для совместной координации усилий по строительству транспортной системы в странах Союза. С предложением по созданию оптово-распределительных логистических центров выступает Казахстан. Речь в данном случае идет не только о сортировке товаров собственного производства, но и об импорте. С российской стороны развитием транспортной стратегии ЕАЭС Путин поручил заниматься РАН. Накануне, в 2020 году, вступило в силу Соглашение ЕАЭС – КНР об обмене информацией по международным перевозкам грузов и транспортных средств.
Техрегламенты – дело принципа
Вопросы технического регулирования являются ключевыми для будущего всего проекта.
Одной из острейших проблем для ЕАЭС является борьба с контрафактом. Российская Федерация предоставила промышленным предприятиям огромные стимулы в виде квот на закупку высокотехнологичной продукции. Для многих производителей это означает долю гарантированного сбыта. При этом Москва не закрыла внутренний рынок от товаров из ЕАЭС. Готовность стран ЕАЭС к игре на «российских условиях», очевидно, продиктована ростом привлекательности рынка госзаказа РФ для производителей союза. И ранее крупнейший рынок госзаказа (общий объем госзакупок ЕАЭС — $152 млрд, из них РФ — $126,6 млрд) стал еще более востребованным в условиях «коронакризиса». Но одно дело «играть» по правилам, другое – им действительно следовать.
Сергей Глазьев, председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК):
– Мы должны настойчиво требовать выполнения всех норм технических регламентов, требований по безопасности и качеству, которые мы принимаем в ЕЭК. Ведется большая работа по подготовке нормативных документов. Но, к сожалению, с исполнением дела обстоят очень плохо. По-прежнему масса сертификатов выдается без проведения реальных испытаний соответствия продукции требованиям. По-прежнему процветают «бумажные» лаборатории. Дело доходит до того, что импортеры благополучно проходят все наши нормативные требования с грубейшими нарушениями, игнорируя наши технические регламенты при поддержке людей, которые предлагают им брокерские услуги по прохождению таможенных фильтров. В современной экономике требования к качеству и исполнения технических регламентов является главным регулятором доступа на внутренние рынки уважающих себя стран.
ЕЭК необходима поддержка регуляторов национальных правительств, чтобы правила Союза неукоснительно соблюдались, считает Глазьев. Именно национальные регуляторы (местные органы по аккредитации, сертификации, правоохранительной системы) отвечают за исполнение норм. У Союза нет инструментов штрафного воздействия. От соблюдения техрегламентов ЕАЭС во многом зависит успех российского импортозамещения. Возможно, РФ потребуется ужесточение национального режима для пресечения случаев ввоза контрафактной продукции из стран ЕАЭС. А также – совершенствование механизмов определения страны происхождения товара.
Китайская продукция привлекает менеджеров по закупкам и владельцев компаний не только доступной ценой, но и явными прорехами в законодательстве о закупках, позволяющими найти ей гарантированный сбыт. Вступают в дело белые, черные и серые схемы таможенного оформления.
При использовании белых вариантов таможенного оформления документы на каждый груз составляют строго по закону, правильно указывая фактическую стоимость, коды ТН ВЭД и другие данные. Это прозрачная, безопасная, но в то же время зачастую дорогая схема.
Черные способы оформления предполагают прямое нарушение закона: на таможне одни товары проходят импортное оформление под видом других (по документам – сувениры, по факту – брендовое медицинское оборудование), занижают вес товара, чтобы провезти часть груза бесплатно, дают взятки сотрудникам таможни, чтобы те закрыли глаза на контрабанду. Стоимость оформления при этом значительно снижается – иногда в 10 раз. Но это преступление, которое рано или поздно могут раскрыть.
Серые схемы отличаются от черных тем, что при их использовании перевозчик не нарушает закон, но оптимизирует расходы. При этом, в отличии от белого оформления, импортером-покупателем является не заказчик, а логистическая компания. После прибытия груза на территорию РФ и окончания таможенного оформления клиент получает товар по договору поставки между двумя российскими компаниями.
Указание в декларации заниженной стоимости грузов — основной способ снизить расходы при использовании серых схем. Это позволяет уменьшить размер таможенной пошлины. Разница особенно велика, если речь идет о ввозе промышленного оборудования или дорогостоящих электроприборов. Цену можно снизить несколькими способами, в том числе по договоренности с китайским поставщиком. В этом случае иностранный продавец получает разницу наличными или денежным переводом.
Техприемка нам поможет
В сентябре 2020 года была запущена система QR-кодов для слежения за металлопродукцией и борьбой с поставками контрафактной продукции на предприятия авиационной отрасли. Разработанная специалистами «РТ-Техприемка» система позволяет отследить каждый этап движения продукции. В информационной системе на каждое изделие заводится своя страница с данными о том, когда и кем оно было изготовлено, кому было отгружено, а также предоставлена иная информация, которая содержится в сопроводительных документах на продукцию.
«Сейчас система прослеживаемости внедрена в сфере сырья и полуфабрикатов. По словам гендиректора компании «РТ-Техприемка» Владлена Шорина, в этом году планируется внедрение системы на предприятиях, которые производят титановую продукцию. Также на этот год поставлена задача внедрения системы для контроля более сложных изделий, комплектующих. По его словам, готовность подключиться к системе выразили такие лидеры ОПК, как Объединенная двигателестроительная корпорация, Объединенная авиастроительная корпорация и холдинг «Технодинамика».
Очевидно, что именно за системами стандартизации и маркировки будущее российского импортозамещения. Чем быстрее ими будет оснащена промышленность России и ее евразийских союзников, тем выше перспективы подлинного технологического развития страны. К сожалению, на тотальную маршрутизацию изделий могут потребоваться годы, а действующие фильтры для определения страны происхождения нужны уже давно.
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет