Презентация состоялась в рамках специальной дискуссии XIX Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ», который проходил в Москве в мае 2024 года. Тема дискуссии «Об отдельных вопросах реализации единой промышленной политики и гармонизации закупочного законодательства на территории Союзного государства».
О нюансах и огромных возможностях банковского сопровождения на территории Союзного государства (и не только) рассказал первый вице-президент Газпромбанка Олег Мельников.
Кстати, во время официального обхода экспозиции XIX Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» у одного из экспонентов, предприятия «МогилевЛифтМаш» возникли вопросы, связанные со сложностями банковского сопровождения для участия в госзакупках на территории РФ. Благодаря прямому диалогу на площадке Форума, их тут же удалось решить в оперативном порядке.
Банковское сопровождение контрактов было создано в качестве дополнительного инструмента контроля за выполнением государственного заказа, направлено на повышение прозрачности и эффективности расходования денежных средств. Инструмент заключает в себе традиционные банковские продукты и передовые цифровые технологии, которые постоянно развиваются. Банковское сопровождение применяется сегодня как корпоративными клиентами, так и госзаказчиками на территории РФ.
- В системе банковских продуктов и услуг этот инструмент содержит в себе механизмы, обеспечивающие обязательства поставщика или подрядчика (такие как банковские гарантии и аккредитивы); относится к группе транзакционных продуктов – сложных расчетных продуктов. На сегодняшний день банковское сопровождение само по себе представляет уже отдельную высокоразвитую платежную систему.
Олег Мельников, первый вице-президент АО «Газпромбанк»:
– Как работает сопровождение? Открывается отдельный банковский счет генеральному подрядчику, используемый исключительно для расчетов по конкретному контракту или проекту. Открываются такие же отдельные счета субподрядчикам, их суб-суб подрядчикам и поставщикам – вплоть до конечного (в цепочке) производителя работ или производителя оборудования и материалов. Таким образом, обособляется инвестиционный поток от текущей хозяйственной деятельности юридических лиц, участвующих в реализации контракта или проекта. Становится невозможной работа «в котел». И банк «концептует» каждое платежное поручение по системе отдельных счетов, открытых под конкретный контракт или проект. Таким образом, государственный заказчик или корпоративный клиент через цифровые сервисы в режиме онлайн видит движение денежных средств по контракту или проекту (который он поставил на сопровождение в банк). Может управлять этим движением, а также через отдельные аналитические инструменты может оценивать эффективность (и закупок, и качество реализации проекта в целом).
Цели и смысл применения банковского сопровождения одинаковы как на территории РФ, так и в пространстве Союзного государства. Это контроль за целевым использованием средств, оптимизация финансовых потоков, дополнительная гарантия исполнения обязательств по договорам, доведение денежных средств до конечного исполнителя работ, информационно-аналитическая поддержка государственного заказчика (корпоративного клиента), управление кредитным риском, управление денежным потоком и кооперацией.
Банковское сопровождение защищает заказчика от недобросовестных действий исполнителя. Например, от таких как: 1) вывод средств в теневой оборот; 2) предоставление займов; 3) формирование уставных капиталов других юридических лиц; 4) обналичивание денежных средств; 5) нецелевое использование денежных средств.
В Газпромбанке структура портфеля банковского сопровождения контрактов на сегодня превышает 19 трлн рублей, покрывает все отрасли национальной экономики. Географически, она охватывает все регионы Российской Федерации.
– Мы работаем от Калининграда до Камчатки. С 2019 года мы являемся единственным банком страны, который предоставляет банковское сопровождение за пределами Российской Федерации, – рассказал Олег Мельников.
Международная практика применения банковского сопровождения контрактов на сегодняшний день уже достаточно устоявшаяся.
В РФ применение банковского сопровождения установлено законодательно в сфере государственных закупок (в 44-ФЗ); активно применяется в корпоративном секторе.
Сейчас инфраструктура технически созрела для того, чтобы банковское сопровождение применялось в кооперационных проектах.
– В Республике Кыргызстан банковское сопроводжение закупок закреплено на законодательном уровне (это второй пример после Российской Федерации на пространстве ЕАЭС), применяется в корпоративном секторе и также готово для применения в кооперационных проектах. Порядка 80% госконтрактов Кыргызстана идут через банковское сопровождение уже более полутора лет, – сообщил Олег Мельников. – В Республике Беларусь мы работаем с банковским сопровождением с 2019 года. Сегодня совместно с ведомствами и министерствами белорусской стороны прорабатываем вопрос законодательного закрепления нормативов банковского сопровождения в сфере государственных закупок. Оно уже применяется белорусами в корпоративном секторе. Инфраструктура, которая нами выстроена в Белоруссии, также позволит участвовать и в кооперационных проектах.
У Газпромбанка также есть практика применения банковского сопровождения в Республике Узбекистан, в Турции. Идет работа над тем, чтобы запустить этот инструмент в Монголии, Таджикистане, Казахстане.
Правовыми основами для применения банковского сопровождения в странах ЕАЭС могут быть разные документы. Для РФ это 35 статья 44-ФЗ, а также Постановление Правительства РФ № 963, определяющее параметры и порядок банковского сопровождения для государственных заказчиков. С 2015 года банковское сопровождение применяется в гособоронзаказе, в сфере жилищного строительства, в сфере самоокупаемых инфраструктурных проектов, которые финансируются за счет средств Фонда национального благосостояния (ФНБ).
На уровне ЕАЭС законодательством государства-члена закупок может быть предусмотрено банковское сопровождение договоров.
В октябре 2023 года было утверждено положение от отборе совместных кооперационных проектов в отраслях промышленности, которым также закреплена возможность и необходимость применения банковского сопровождения контрактов в ЕАЭС.
– Как это действует на практике. Мы не можем присутствовать во всех дружественных странах, у нас не везде есть банки и банковская лицензия. Соответственно, мы находим банк-партнер в стране, где реализуются проекты, передаем этому банку бизнес-концепцию, предоставляем электронные сервисы, адаптируя их под законодательство государства, под банк-партнер и особенности того проекта, который реализуется на месте. У Газпромбанка целая сеть таких партнеров и в Белоруссии, в Кыргызстане, Узбекистане, Монголии… Работаем над расширении такой сети.
В Республике Беларусь банком партнером является дочерняя структура – Белгазпромбанк, которому Газпромбанк осуществил полноценный трансфер технологии банковского сопровождения контрактов (адаптировав механизм под нюансы законодательства республики).
– Белгазпромбанк обладает практическим опытом в этой сфере и готов предоставлять услуги в том же объеме, что и мы на территории РФ. Сервис успешно развивается. Вопрос получил одобрение на рабочей группе высокого уровня, по теме интеграционных процессов Союзного государства. Там готовы помочь министерствам и ведомствам других стран-членов ЕАЭС внести соответствующие изменения в законодательство. Понимая при этом, что, конечно, такие функции будет не только у Белгазпромбанка. У нас достаточно широкий опыт передачи технологии в другие банки, готовы им делиться, – комментирует Мельников.
Из практики уже реализованных контрактов на территории Белоруссии можно перечислить крупнейшие проекты компаний «Белавтодор», Socar Construction, «Газпром трансгаз Беларусь», «Национальное агентство инвестиций и приватизации» и ряд корпоративных клиентов.
– Мы считаем, что предпосылки для применения банковского сопровождения в Республики Беларусь очень широкие. Это и договор о ЕАЭС и Банковский кодекс РБ, «Концепция национальной стратегии устойчивого развития РБ до 2035 года»… На наш взгляд, ничего не мешает начать применять банковское сопровождение контрактов, попутно гармонизируя методологию как на территории Союзного государства, так и на пространстве ЕАЭС, – заключил эксперт.
Возможны сферы применения банковского сопровождения, при этом, практически не ограничены: это госзаказ, гособоронзаказ, реализация крупных инвестиционных проектов, в том числе совместных программ союзного уровня, кооперационных проектов на пространстве ЕАЭС. Это лучшее средство для реализации принципа эффективного целевого расходования денежных ресурсов.
Комментариев пока нет