В начале февраля 2020 года Владимир Путин подписал указ об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В число 20 KPI, которые будут постоянно мониторить, вошел и такой необычный показатель как «цифровая зрелость».
В Указе Президента эта позиция дословно сформулирована следующим образом: «Цифровая зрелость органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в сфере здравоохранения, образования, городского хозяйства и строительства, общественного транспорта, подразумевающая использование ими отечественных информационно-технологических решений». Минцифры разработана общая методика расчета данного показателя.
Три кита и тысяча алгоритмов
Согласно этой методике достижение цифровой зрелости складывается из трех ключевых факторов.
Первый учитывает численность специалистов, интенсивно использующих информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — речь идет как о специалистах по ИКТ (разработчики и аналитики ПО, мультимедийные дизайнеры и пр.), так и других профессий (финансовая деятельность, администрирование, маркетинг и пр.). В соответствии с национальными целями в 2030 году численность таких специалистов должна достигнуть 10,8 млн человек по сравнению с 8,7 млн человек в базовом 2019 году.
Второй ключевой показатель складывается из расходов организаций на внедрение и использование современных цифровых решений: их целевой объем к 2030 году составляет 3,4 трлн руб. (1,7 трлн руб. в 2019 году).
Третий показатель характеризует уровень цифровой зрелости в зависимости от достижения целевого значения 2030 года в десяти отраслях экономики и социальной сферы.
Для каждого от направлений национальной экономики предусмотрен собственный алгоритм расчета, включающий ряд специфических критериев. Например, в здравоохранении один из множества критериев цифровой зрелости – это перевод бумажных медицинских карт в электронные. Разработка всех предметных отраслевых методик должна была завершиться до конца 2020 года; суммарно по всем отраслям выделено более 200 определяющих критериев.
Деньги есть, но нет порядка
Выделение таких критериев наконец-то позволит сделать государственный заказ в области IT более-менее подконтрольным и подотчетным. До последнего момента здесь творился настоящий хаос. Каждое ведомство и подвед изобретают свои цифровые системы: кто в лес, кто по дрова…
Их доработка и обслуживание, подгонка под новые задачи – отдельная история с немалым финансированием. Настоящей бюджетной трагедией являются системы, построенные под конкретного чиновника. Условно говоря, прежний министр поручил создать электронную систему контроля за финансовыми расходами учебных заведений определенного типа… Новый министр, естественным образом, забыл об этом проекте. А следующий министр поручит создать эту же систему с нуля. При этом, конечно же, в ЕИС будет проведена кристально чистая конкурентная процедура торгов, а на исполнение госзаказа явится другой разработчик. Только бюджету от этого ничуть не легче. (©Все события, упомянутые в примере, являются вымышленными любые совпадения случайны).
Не секрет, что подобные дежавю из года в год наблюдаются во всех сферах народного хозяйства – от уборки улиц до полетов в космос, и на всех административных этажах – от муниципального до федерального. Госзакупки информационных технологий превратились в доходное колесо сансары. Это так же весело, как ежегодная переукладка дорожного полотна. Пока расползается новое, мы проведем торги и закупим другого асфальта, еще новее!
Есть надежда что появление «цифровой зрелости», выраженной в конкретных информационных продуктах для населения, научит заказчиков отказываться от порочной практики бесконечных достроек и допилов.
Впрочем, никаких гарантий нет. Для сферы информационных технологий требуется нечто похожее на «увеличение межремонтных сроков» в дорожном строительстве. Когда качество работ доказывается продолжительным сроком эксплуатации. При этом исполнитель получает вдогонку так называемый «контракт жизненного цикла» на обслуживание, того, что построил (т.е. несет материальную и ресурсную ответственность за качество собственной работы). Заметим, что дорожники с этой прекрасной стратегией не очень справляются. Увеличение межремонтных интервалов в масштабах страны постоянно переносится на лучшие времена. Однако на дорогах федерального уровня это понемногу начало приносить результаты. К сожалению, ничего подобного в сфере IT пока не предполагается. Остаются лазейки для бурной имитации цифровой деятельности, и даже возрастает опасность ее разрастания. Ведь успехи цифровизации будут оценивать по количеству задействованных специалистов и затраченных денег.
Дмитрий Чернышенко, заместитель председателя правительства Российской Федерации по вопросам цифровой экономики и инновациям, связи, СМИ, а также культуры, туризма и спорта:
– Общие критерии оценки цифровой зрелости для всех отраслей тоже есть, их два – кадровый и инвестиционный. Проще говоря, цифровая зрелость отрасли в первую очередь определяется количеством специалистов, использующих в своей работе IТ-продукты, и объемом отраслевых вложений в использование и внедрение цифровых решений.
Как видим, государство пошло по пути поощрения информационной активности на местах. А вот речи о контроле за плодами этой активности – пока не идет. Может быть в недрах государственной машины зреет такое решение?
Признанными лидерами цифровой трансформации сейчас являются Москва, Московская область, Татарстан, при этом «разрыв между ними и другими субъектами просто огромный», указывали ранее в Минцифры. Для решения этой проблемы правительство уже определило руководителей цифровой трансформации в каждом субъекте РФ.
Кадры и правила цифровой игры
На протяжение последних лет государство растит кадры для цифрового прорыва. Центр подготовки руководителей цифровой трансформации сформирован на базе Высшей школы государственного управления РАНХиГС. Здесь же сформулировали внятную идеологию цифрового развития государства.
Стратегию перехода к управлению, основанному на данных (data-driven management). Это способ выработки и принятия решений. Если собрать некий критический объем информации, то решение будет оптимальным, считают в РАНХиГС. Управление на данных также позволяет отказаться от принятия решений, если эти данные не полные или отсутствуют в принципе.
Источниками информации помимо самих органов исполнительной власти и их филиалов выступают, в том числе и негосударственные агенты (бизнес, НКО).
Ключевым принципом является наличие единой инфраструктуры хранения данных, которая позволит собрать все поступающие потоки информации в единый однородный объем, гармонизированный по связности и «непротиворечивости».
Информация должна поступать в озеро данных автоматически. Также есть важная оговорка о том, что получаемые данные не должны создавать новые издержки. То есть их сбор должен проводиться в рамках уже существующих процессов, а не создавать новые. Функции сбора и хранения данных не должны принадлежать одному органу.
Согласно плану РАНХиГС, каждому органу власти предстоит пройти изменения по 6 ключевым направлениям:
– Инфраструктура и инструменты. Подразумевается, что ФОИВы будут иметь доступ к современным центрам обработки данных, а также облачным решениям и программному обеспечению. Причем внутри госоргана рекомендуется обеспечить возможность работы и на стационарных, и на мобильных устройствах.
– Процессы. Должен быть проведен анализ существующих экономических и социальных процессов, их реинжиниринг при помощи методов бережливого производства и дизайн-мышления. В процессы будут встраивать алгоритмы принятия решения на данных. «Необходимо определить показатели качества процессов», говорят в РАНХиГС. Очень важная оговорка. Однако не известно насколько обязательной она станет для чиновников на местах.
– Данные. Должны быть составлены карты данных, необходимых для принятия решений. Органу власти рекомендуется принять участие в разработке ясной и логичной архитектуры данных для создания единой среды управления данными со стороны государства. Важно создать возможность доступа к данным в режиме реального времени.
– Модели. Рекомендовано реализовывать проекты, связанные с внедрением моделей в принятие решений. При этом в процессах принятия решений должны использоваться не только математические способы анализа данных, но и искусственный интеллект.
– Кадры. Рекомендовано создать условия привлечения на госслужбу специалистов, обладающих передовой квалификацией в работе с данными. Также потребуются механизмы обучения госслужащих работе в новых форматах.
– Культура. Предполагается формирования новой административной этики в рамках цифровой трансформации. В среде госслужащих есть определенная консервативность и соответствующее сопротивление изменениям. Важна реализация принципа «право на ошибку» и возможность экспериментов при внедрении решений в рамках цифровой трансформации.
Пройдя процесс трансформации, орган власти должен оказаться на уровне развития передовых технологических компаний по всем шести трекам оценки, считают в РАНХиГС.
Все решения, которые можно перевести в алгоритм – будут автоматизированы. Программы создания новых продуктов, строительных объектов можно будет претворять в жизнь с доступом к данным о ходе реализации в режиме реального времени. При необходимости – с наличием цифровых двойников создаваемых объектов. Особая ставка делается на инновации в сфере управления и решения задач.
В РАНХиГС рассказали, что прообразом разрабатываемой модели цифровой трансформации госорганов стал сценарий Сбербанка. Для внедрения искусственного интеллекта в Сбербанке осуществили административную реформу. Несмотря на то, что модель изначально заточена под развитие нейросети, ее было решено использовать в госорганах.
Мария Шклярук, академический директор Центра подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС:
– Если вы не опишите модель процессов, не разберетесь с тем, какие процессы у вас есть, не проведете их реинжиниринг, и только потом начнете переводить их в цифровую форму, – то вы окажетесь в ситуации, которую уже несколько раз проходили многие крупные компании. Когда совершается автоматизация неоптимизированных процессов. Откуда и появилась известная фраза, что «автоматизация бардака приводит к электронному бардаку».
Модель цифровой трансформации подходит не только к искусственному, но и к естественному интеллекту, уверены разработчики. Поскольку она предполагает неизбежное изменение культуры работы с информацией. Государству предстоит мыслить в новых категориях и пользоваться новыми инструментами управления. Все это замечательно и действительно способно сделать РФ мировым форпостом цифровизации при одном существенном условии. Даже в распрекрасном электронном будущем нужно отвечать за потраченные ресурсы. Цифровизация – это всего лишь средство, а не цель, а «цифровая зрелость» – это всего лишь один из двадцати KPI исполнительной власти. К сожалению, в этой логике мыслят далеко не все чиновники. Оцифровать можно все что угодно, однако сначала нужно понимать зачем…
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет