Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Области нацпроектов – вотчины госзакупок

Региональные ресурсы промышленного развития как средства местного применения
Области нацпроектов – вотчины госзакупок
Теги: #Индустриализация #Инфраструктурный кредит

Органам исполнительной власти в субъектах РФ поручено консолидировать промышленные резервы для участия в государственных закупках по национальным проектам. У регионов разные подходы к решению этой задачи.

Альтернативным сценарием притока бюджетных инвестиций в регионы стали инфраструктурные льготные кредиты (по ставке не более 3% годовых со сроком погашения в 15 лет), которые обслуживаются через систему казначейского сопровождения. Также у регионов есть возможность привлечь деньги через инфраструктурные облигации, использовать деньги Фонда национального благосостояния. Принципиально, что это деньги не банковские по своей природе, рассмотрением заявок от регионов занимаются не коммерческие структуры, а Минэкономразвития РФ. К октябрю прошлого года в Минэке одобрили более 234 проектов на сумму 483 млрд рублей.

К сожалению, инфраструктурное меню распространяется только на социально-значимые проекты, обновление инженерных сетей, школы, больницы, сады и жилищное строительство. У промышленности к такому кредиту доступа пока нет.

Как вовлечь региональные компании в большие стройки, более-менее понятно; куда сложнее включить в работу по нацпроектам местные предприятия индустриального комплекса. Для этого потребуются: а) механизмы гарантированного заказа в закупках; б) благоприятные условия работы (индустриальные парки, особые экономические зоны, удобные правовые и налоговые режимы); в) доступное финансирование и инвестиции.

Если с первым и вторым пунктами регионы постепенно справляются при содействии Минпромторга , Минэкономразвития, органов контроля контрактной системы,  то доступ к оборотным средствам на индустриальные нужды по нацпроектам крайне затруднен. Практически всегда он подразумевает высокую «входную долю» собственных инвестиций, неподъемные условия банковского кредитования, оставляя за бортом потенциальных исполнителей от промышленности.

Реестры надежд и витрины закупок

Чтобы состыковать государственный заказ с производственным комплексом в некоторых регионах пытаются ускорить процессы вхождения продукции местных предприятий в федеральные Реестры импортозамещения. Так, например, в Челябинской области сформированы постоянно обновляемые отраслевые каталоги продукции. Сейчас в них представлено более 300 предприятий региона.

Власти самых индустриально-мотивированных регионов помогают своим предприятиям регистрироваться в Государственной информационной системе промышленности (ГИСП), где определяется начальная максимальная цена контракта при формировании закупочных процедур. Иногда достаточно трудоемкими, долгими и требующими содействия региональных властей являются процедуры подтверждения российского происхождения продукции.

Полезным средством консолидации местных индустриальных ресурсов оказались региональные порталы поставщиков (в некоторых случаях интегрированные с ЕИС). Они могут различаться по функционалу, однако совпадают по идеологии – все работает по принципу витрины закупок. Предприятиям предоставляется возможность разместить информацию о себе и о своей продукции.  В свою очередь, эта информация может использоваться заказчиками для направления запросов коммерческих предложений. Вероятно, дальнейшее развитие таких сервисов поможет компенсировать ущерб от ликвидации процедуры «запрос предложений» (отменена в 44-ФЗ с 1 января текущего года). Этот способ закупок позволял заказчику действовать осмысленно, закупая продукцию под свои потребности, привязанные к реальной экономике; выставлять именно те критерии требования к закупке, которые отвечают поставленным целям.

В свою очередь, для местного поставщика региональный портал, как правило, оснащен специальным поисковиком в разрезе ОКПД2, в том числе по централизованным совместным госзакупкам.

Региональный протекционизм – госзаказ «на своих двоих»

На фоне притока инфраструктурных денег все более актуальной становится тенденция регионального протекционизма в закупках. У региональных властей есть обоснованное стремление поддержать заказами местного производителя, которое входит в противоречие с канонами антимонопольного права. Формально заказчик должен обеспечить равный доступ к участию в закупке всем желающим, но, по факту включается множество дополнительных условий  (логистическое плечо, качество продукта, качество сервиса, квалификация поставщика и т.д. ), при таких вводных ценовое снижение уже не является достоверным критерием эффективности закупки.

Насколько органично в антимонопольную идеологию вписывается работа регионов по развитию локальных систем контрактации и сбыта – вопрос пока еще открытый. Интересно, что некоторые субъекты РФ в целях правового упрощения переходят на централизованное использование 223-ФЗ в региональных закупках. Цифровые сервисы для «разогрева» местной экономики лучше вписываются в логику корпоративного законодательства.

На портале Счетной палаты «Госрасходы» с недавних пор ведется любопытный Рейтинг регионального протекционизма. Этот рейтинг отражает объем участия поставщиков из других регионов в экономической деятельности конкретного субъекта РФ. У многих регионов контракты с местными поставщиками занимают львиную долю  расходов – как по количеству, так и по сумме. Абсолютным лидером консолидации закупок с суммарной долей внутренних контрактов 89,79% является Чеченская республика. У других регионов явно доминирует полигональный принцип распределения закупок – их основная доля приходится на своих поставщиков и на ближайших соседей.

Наиболее продвинутой в цифровом и правовом отношении является Портал поставщиков Москвы, систему развивают с 2013 года. А с прошлого года в ней даже реализован инструмент офсетных контрактов (с единственным поставщиком под гарантии выкупа продукции в обмен на встречные инвестиционные обязательства поставщика – в создание, модернизацию или освоение/импортозамещение производства этого товара в регионе).  Офсетный механизм позволяет региону не только заказывать продукцию с заданными техническими характеристиками на длительный период, но и фиксировать цену поставляемых товаров. Поставщики могут предлагать значительно более низкую цену, без ущерба качеству продукции за счет долгосрочной гарантии спроса.

Если масштабировать офсетный механизм Москвы в закупочные системы других субъектов РФ – то возможности перезапуска региональной промышленности на средства нацпроектов вырастут в разы.

В 2021 году Минфин планирует снизить входную планку собственных или привлекаемых инвестиций для заключения офсетного контракта в десять раз – с 1 млрд до 100 млн руб. Также будет легализована возможность заключать совместные офсетные контракты. Несколько регионов смогут договориться и заключить один офсетный контракт, в котором будет оговорено, кто в каких объемах обязуется выкупать продукцию такого поставщика – в обмен на создание производственных мощностей в каждом из субъектов.

Глава Департамента города Москвы по конкурентной политике Иван Щербаков:

– В 2021 году обновилась витрина товаров и услуг Портала поставщиков, появилась возможность подписаться на закупки по конкретному региону и создать сайт-визитку поставщика для дополнительного продвижения предоставляемых товаров и услуг без вложений со стороны предпринимателя.

Господдержка и не только 

Параллельно  с региональными сервисами промышленного сбыта продолжает интенсивно развиваться и цифровая система Минпромторга. Пока не понятно, как в эту систему будут интегрированы местные площадки, не будут ли вредить процессу дублирующие функции, как будут устраняться разночтения?

Государственная информационная система промышленности ГИС «Промышленность» заявлена  ключевым информационным инструментом промышленной политики и предназначена для организации цифрового взаимодействия предприятий (как с органами государственной власти, так и между собой). На основе статистических данных, посылаемых предприятиями в ГИСП, Минпромторг принимает решения о развитии отраслей.

Через ГИСП производители могут дотянуться до мер господдержки, наладить схемы снабжения и сбыта – поучаствовать в госзакупках.

Заявка на получение мер господдержки подается в режиме одного окна, есть онлайн-консультация по ее предоставлению. В системе реализована весьма полезная функция предоставления отчетности о реализации мер поддержки, а также о планах импортозамещения.

На базе ГИСП работает электронная площадка. Предприятия могут разместить закупку, принять участие в торгах, конкурсах и аукционах, а также опубликовать информацию о свободных производственных мощностях. Торговый каталог с позициями российских производителей постоянно дополняется и обновляется. ГИСП предоставляет удобную возможность воспользоваться аналитическими возможностями в части оценки состояния отраслей, потребления и спроса. Анализируется динамика по 250 показателям деятельности промсектора, в том числе с учетом макроэкономических факторов. Поставщика и производителя можно найти через Атлас промышленности по заданному набору параметров. Банковские, страховые и юридические услуги предоставляются в электронном виде. Доступен анализ закупок торговых площадок, бенчмаркинга,  инвестиционных проектов.

Автор: Андрей Троянский

27 января 2022, 16:06
519
Теги: #Индустриализация #Инфраструктурный кредит

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.