Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Минфин России и Федеральное казначейство отвечают на вопросы, поступившие от участников онлайн-конференции «ГОСЗАКАЗ: новая реальность»

Минфин России и Федеральное казначейство отвечают на вопросы, поступившие от участников онлайн-конференции «ГОСЗАКАЗ: новая реальность»
Теги: #Минфин #Федеральное казначейство

Ответы Министерства финансов Российской Федерации

  1. Об осуществлении финансового контроля в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, страховых взносов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Таким образом, финансовый контроль не относится к предмету правового регулирования НК РФ.

Вместе с тем,  в соответствии со статьей 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 26.07.2019 № 199-ФЗ) (далее – БК РФ) объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений, государственных (муниципальных) унитарных предприятий, государственных корпораций (компаний), публично-­правовых компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-­правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), индивидуальные предприниматели, физические лица, являющиеся: юридическими и физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, получающими средства из соответствующего бюджета на основании договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета и (или) государственных (муниципальных) контрактов, кредиты, обеспеченные государственными и муниципальными гарантиями;

исполнителями (поставщиками, подрядчиками) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета и (или) государственных (муниципальных) контрактов, которым в соответствии с федеральными законами открыты лицевые счета в Федеральном казначействе, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

При этом пунктом 2 статьи 266.1 БК РФ установлено, что государственный (муниципальный) финансовый контроль в отношении указанных объектов контроля в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления кредитов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги указанных юридических лиц осуществляется в процессе проверки главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета, получателей бюджетных средств, заключивших договоры (соглашения) о предоставлении средств из бюджета, государственные (муниципальные) контракты, или после ее окончания на основании результатов проведения проверки указанных участников бюджетного процесса.

В соответствии со статьей 268.1 БК РФ порядок осуществления полномочий органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами (в том числе, Федеральным законом от 05.04.2013 № 41-ФЗ и Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ), законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

В соответствии со статьей 269.2 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в соответствии с федеральными стандартами, утвержденными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

В настоящее время Правительством Российской Федерации утверждены следующие федеральные стандарты внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля:

Принципы контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.2020 № 95);

Права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и объектов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (их должностных лиц) при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.2020 № 100);

Планирование проверок, ревизий и обследований (постановление Правительства Российской Федерации от 27.02.2020 № 208);

Реализация результатов проверок, ревизий и обследований (постановление Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 № 1095).

Кроме того, Минфином России в 2020 году разработаны и внесены в Правительство Российской Федерации проекты постановлений Правительства Российской Федерации:

«Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов»;

«Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Правила досудебного обжалования решений и действий (бездействия) органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и их должностных лиц».

  1. О применении части 65 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).

В соответствии с частью 65 статьи 112 Закона № 44-ФЗ в 2020 году по соглашению сторон допускается изменение срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона № 44-ФЗ), и (или) размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.

Предусмотренное изменение осуществляется:

– при наличии решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации (за исключением случая изменения размера аванса в соответствии с частью 65 статьи 112 Закона № 44-ФЗ) о возможности по соглашению сторон вносить изменения в заключенные заказчиками для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно контракты, если при исполнении контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения;

–  при наличии обоснования изменения в письменной форме на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации (за исключением случая изменения размера аванса) при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно;

– после предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения исполнения контракта, если предусмотренное изменение влечет возникновение новых обязательств, не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением исполнения контракта, и требование обеспечения исполнения контракта было установлено в соответствии со статьей 96 Закона № 44-ФЗ при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).

При этом предусмотренное изменение условий контракта может быть осуществлено в пределах, доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.

Таким образом, изменение условий контракта, предусмотренное частью 65 статьи 112 Закона № 44-ФЗ, допускается в случаях и при соблюдении требований, установленных в данной норме Закона № 44-ФЗ.

  1. О применении постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 № 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление № 617).

Учитывая, что разработчиком Постановления № 617 является Минпромторг России, по вопросам его применения необходимо обращаться в Минпромторг России.

При этом в отношении применения Постановления № 617 и приказа Минфина России от 04.06.2018 № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее –  Приказ № 126) сообщаем, что в случае если заявка, которая содержит предложение о поставке товаров из иностранных государств, не отклоняется при применении механизма ограничения допуска иностранных товаров, применяются условия допуска, установленные Приказом № 126н.

О применении постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок».

*Ответы опубликованы в редакции Минфина России

Ответы Федерального казначейства

  1. При выявлении нарушений расходования бюджетных средств какое реальное наказание применяется в отношении ведомств и руководителей? Считаете ли Вы, что нужно ужесточить санкции и требования к таким ведомствам и лично руководителям?

В соответствии с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации при осуществлении полномочий по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль,  в том числе исходя из принципа эффективности расходования бюджетных средств.

По результатам осуществления контрольной деятельности в случае выявления нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств, а также причинения ущерба публично-правовому образованию органами контроля направляются объектам контроля представления, предписания, а также финансовым органам (органам управления государственными внебюджетными фондами) направляются уведомления о применении бюджетных мер принуждения.

Невыполнение в установленный срок предписания, представления контрольного органа в соответствии с частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности (далее – КоАП РФ) влечет наложение административного штрафа.

Кроме того, за выявляемые нарушения при расходовании бюджетных средств, предусмотрена административная ответственность.

Так, например, Федеральное казначейство, как орган, осуществляющий функции в финансово-бюджетной сфере, в соответствии с частью 1 статьи 23.7 КоАП РФ уполномочено рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.29.3, частями 810 статьи 7.32, статьями 7.32.6, 15.1, 15.1415.15.16 КоАП РФ (в пределах своих полномочий).

За более тяжкие нарушения законодательства Российской Федерации при расходовании бюджетных средств предусмотрена уголовная ответственность.

Таким образом, полагаем, что установление дополнительных мер ответственности требует тщательной проработки.

  1. При проведении аукциона по ФЗ-223 заказчик рассчитал начальную цену с НДС. Мы работаем на УСН и, предположим, выиграли аукцион по начальной цене или снизили цену менее чем на 20%. Если просто вычесть из сметы НДС, стоимость собственно работ оказывается ниже нашего аукционного предложения. Что делать в таком случае – ведь повышать стоимость работ нельзя?

Федеральное казначейство осуществляет функции по созданию, развитию, ведению и обслуживанию единой информационной системы в сфере закупок (далее – ЕИС) и не наделено полномочиями по осуществлению разъяснений норм законодательства Российской Федерации в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.

Функции по выработке государственной политики и нормативно­-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд закреплены за Минфином России в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329.

В связи с изложенным, для получения разъяснений по указанному вопросу следует обращаться в адрес Минфина России.

  1. Как решается вопрос проведения или не проведения плановых и внеплановых проверок в связи с действием постановления Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 438? Будут ли внесены уточнения в данный документ?

Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2020 г. № 1129 в постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 438 внесены изменения, согласно которым возможно проведение плановых и внеплановых проверок юридических лиц – участников бюджетного процесса, а также государственных (муниципальных) бюджетных, автономных учреждений в рамках осуществления контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.

Однако для таких проверок сохраняется ограничение, установленное пунктом 6 Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 438,  проверки проводятся только с использование средств дистанционного взаимодействия, камерально.

  1. Учреждением в ЕИС размещен план-график для приобретения квартир в соответствии ч.6 ст.15 ФЗ-44 (как уполномоченное лицо от лица Минздрава Республики Коми в пользу Республики Коми). В соответствии с Постановлением Правительства РК от 10.12.2013 № 482 «О регулировании отдельных вопросов контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Коми» осуществление полномочий по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Республики Коми (за исключением Администрации Главы Республики Коми) путем проведения открытых аукционов в электронной форме и конкурсов возложено на ГКУ Республики Коми «Центр обеспечения организации и проведения торгов». Однако функционал ЕИС не позволяет осуществлять закупки в соответствии с ч.6 ст. 15. ФЗ-44 через Уполномоченное учреждение, а только самостоятельно. Как поступить в указанной ситуации и почему функционал ЕИС не позволяет осуществить такую закупку?

В настоящее время для обеспечения возможности проведения таких закупок необходимо обращаться в службу технической поддержки пользователей единой информационной системы в сфере закупок (далее соответственно – СТП, ЕИС). По результатам обработки соответствующих обращений СТП ЕИС заказчики смогут осуществить такие закупки.

Вместе с тем, соответствующая комплексная доработка ЕИС будет включена в план развития ЕИС с учетом уже запланированных доработок ЕИС, связанных с реализацией положений проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации по вопросам упрощения и оптимизации порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», предусматривающим оптимизацию осуществления закупок, расширение случаев применения электронного документооборота в ЕИС на различных этапах осуществления закупки и пр., а также с иными подзаконными нормативными правовыми актами, поручениями Правительства Российской Федерации и Президента Российской Федерации.

  1. Распространяются ли ограничения, введенные в постановление Правительства РФ № 438 на проведение контрольных мероприятий органом государственного контроля при проведении финансового контроля, а также соблюдения ФЗ-44 органами государственной власти и казенными учреждениями?

Распространяются.

  1. Возможно ли, на уровне органов местного самоуправления городского округа возложить полномочия по контролю в сфере закупок, полномочия по внутреннему финансовому контролю на контрольно-­счетный орган?

Действующим законодательством Российской Федерации возможность возложения полномочий по контролю в сфере закупок, полномочий по внутреннему финансовому контролю на контрольно-счетный орган не предусмотрена, что подтверждается позицией Министерства экономического развития Российской Федерации 21 июля 2015 г. № Д28и- 2013.

  1. Уполномочен ли орган внутреннего государственного финансового контроля на проведение проверок в отношении информации и документов в реестре контрактов?

Полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по контролю в сфере закупок определены частями 8, 9 статьи 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и заключаются в осуществлении контроля в отношении:

  • соблюдения правил нормирования в сфере закупок, установленных в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона;
  • определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги;
  • соблюдения предусмотренных указанным Федеральным законом требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдения условий контракта, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
  • соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.

При осуществлении контрольных мероприятий в соответствии с установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации полномочиями органы государственного (муниципального) финансового контроля получают необходимый доступ к государственным и муниципальным информационным системам.

  1. С какого времени необходимо предусмотреть электронное актирование в проектах контрактов при проведении электронных аукционов по закупкам лекарственных препаратов?

Функционал электронного актирования в ЕИС для закупок лекарственных препаратов реализован с 10.04.2020 и в настоящее время доступен как сервисная функция при наличии взаимного согласия сторон контракта.

Заказчики вправе уже сейчас на этапе размещения извещений об осуществлении закупок включать в проекты контрактов условия о возможности подписания документов о приемке в ЕИС или на бумажном носителе, и не только в рамках электронных аукционов по закупкам лекарственных препаратов, но и по иным процедурам и закупкам иных товаров, работ, услуг.

По заключенным контрактам применение электронного актирования возможно уже сейчас. Заказчикам необходимо предварительно получить согласие поставщиков (подрядчиков, исполнителей) о такой возможности (в том числе в устной форме) и активировать доступ к функционалу в своем Личном кабинете в ЕИС по конкретному контракту. После чего поставщику (подрядчику, исполнителю) в Личном кабинете участника закупок в ЕИС будет доступна возможность сформировать и подписать электронный документ о приемке.

Дополнительно отмечаем, что в настоящее время Федеральным казначейством совместно с Минздравом России прорабатываются соответствующие поправки в приказ Минздрава России от 26.10.2017 № 870н «Об утверждении Типового контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения и информационной карты Типового контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения», закрепляющие возможность подписания документов о приемке в ЕИС.

При этом «оптимизационным» законопроектом, направленным на комплексное совершенствование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, подготовленным и внесенным в Правительство Российской Федерации Минфином России, предусматривается обязанность с 01.04.2021 подписания документов о приемке в ЕИС по контрактам, заключенным по результатам электронных процедур.

  1. Распространяется ли электронное актирование на закупки по п. 4 ч. 1 ст. 93 ФЗ-44?

Нет. Электронное актирование в ЕИС осуществляется по контрактам, включаемым в реестр контрактов, заключенных заказчиками.

  1. Разъясните применение Постановления Правительства №» 616 от 30.04.2020 г. для структурных подразделений МВД России (например, попадает ли под исключение согласно п. 3 пп. д) Постановления закупка крафт-бумаги для медицинских целей и закупка бумаги офисной?).

Если согласно Постановления Правительства № 616 от 30.04.2020 г. Закупка подпадает под п.3 (неприменение запрета), то должен ли заказчик в ЕИС и документации указывать обоснование не применения запрета?

Федеральное казначейство осуществляет функции по созданию, развитию, ведению и обслуживанию ЕИС.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Вместе с тем, в рамках реализации требований Закона № 44-ФЗ, предусматривающих указание в извещении об осуществлении закупки информации об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона № 44-ФЗ, в ЕИС обеспечена возможность указания соответствующего нормативного правового акта, в том числе постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 № 616 (далее – Постановление № 616).

При этом ЕИС предусмотрены следующие автоматизированные контроли в части:

  • указания в извещении об осуществлении закупки нормативного правового акта, если код ОКПД2 закупаемого товара включен в перечень соответствующего акта;
  • вхождения кода ОКПД2 закупаемого товара в перечень соответствующего нормативного правового акта, указанного в извещении об осуществлении закупки;
  • недопустимости смешения в одной закупке товаров, включенных в перечень соответствующего акта, и товаров, не включенных в такой перечень (при закупке 2 и более товаров).

Вместе с тем, вышеуказанные контроли являются предупреждающими в связи с наличием различных оснований неприменения запрета, установленного Постановлением № 616, которые не представляется возможным автоматизировать.

Кроме того, в случае наличия у заказчика оснований неприменения запрета, установленного Постановлением № 616, в ЕИС обеспечена возможность указания соответствующего основания и приложения подтверждающего документа.

С учетом изложенного выше в ЕИС отсутствуют блокирующие контроли в части обязательности указания в извещении об осуществлении закупки информации о применении Постановления № 616.

Обращаем внимание, что согласно пункту 15 Постановления № 616 Минпромторг России дает разъяснения по вопросам применения указанного постановления.

  1. В 2019 году Бюджетный кодекс установил, что с 1 июля 2020 года будут утрачивать силу все муниципальные и региональные порядки по контролю за бюджетом (в том числе за закупками), при этом вступают в силу общие Федеральные стандарты Правительства РФ. Однако на сегодняшний день не все Федеральные стандарты приняты. В такой ситуации, чем следует руководствоваться контрольным органам и объектам контроля: старыми Порядками или неполным собрание новых Федеральных стандартов?

По состоянию на 14 августа 2020 г. утверждены следующие федеральные стандарты внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля:

  1. Принципы контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (утвержден постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2020 г. № 95).
  2. Права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и объектов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (утвержден постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2020 г. № 100).
  3. Планирование проверок, ревизий и обследований (утвержден постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2020 г. № 208).
  4. Реализация результатов проверок, ревизий и обследований (утвержден постановлением Правительства РФ от 23 июля 2020 г. № 1095).

Еще три федеральных стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля находятся в стадии проекта постановления Правительства РФ:

  1. Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов.
  2. Правила досудебного обжалования решений и действий (бездействия) органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и их должностных лиц.
  3. Составление отчетности о результатах контрольной деятельности

Соответственно, по вопросам осуществления деятельности по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю, не урегулированным федеральными стандартами, необходимо руководствоваться порядками осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, действовавшими до 1 июля 2020 года.

*Ответы опубликованы в редакции Федерального казначейства

13 октября 2020, 13:50
768
Теги: #Минфин #Федеральное казначейство

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.