Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Медтехника на экономической передовой

Дефекты и эффекты организованной диверсификации ОПК на примере одной узкой отрасли
Медтехника на экономической передовой
Теги: #диверсификация #Медтехника

Главным термином международного военно-технического форума «Армия-2022» ожидаемо стала «диверсификация». Оборонно-промышленный комплекс остается последним ресурсом технологического развития страны, кладовой и неприкосновенным запасом промышленной прочности России. Пришло время этот ресурс использовать на всю мощь, чтобы снизить зависимость от импорта и сократить научное отставание страны. 

Образцом организованной диверсификации является производство отечественной медтехники. По поручению правительства, в марте была организована межведомственная комиссия, в которую вошли представители Минпромторга, Минздрава, Росздравнадзора, консорциума «Медтехника». Комиссия определила дефектуру медицинской техники и медизделий. Выяснилось, что из 6 тыс. постоянно закупаемых медизделий 1,6 тыс. не производится в России и в дружественных странах.

Конкретный пример зависимости отрасли – техническая оснастка крупнейшей сети частных лабораторий «Инвитро»: 80% оборудования сегодня в них составляет импортная продукция (биохимические, гемотологические анализаторы и т.п. ).

Критической ошибкой была легализация импорта на самом старте, при закладке нацпроекта «Здравоохранение» в 2016 году. Зависимость от зарубежных поставщиков априори включили в нацпроект за колоссальные бюджетные средства. Попытка российских производителей «дискутировать» с головным заказчиком в лице Минздрава на тему поддержки своих поставщиков – была похожа на разговор со стеной. Министерство действовало в логике: зачем совершать лишние усилия, если все можно купить за границей.

Ситуация изменилась и сегодня заказчик, оставшийся без иностранных партнеров, вынужден спешно пересматривать закупочную политику. Покрыть образовавшийся дефицит можно только за счет настройки собственного производства с нуля. Правительством созданы мощнейшие финансовые меры поддержки производителей.

Однако с получением этой поддержки есть трудности: одним из барьеров является подтверждение сбыта. «Мы готовы дать деньги, но производитель должен показать, кому и в каком объеме он будет поставлять будущую продукцию». Этот вопрос сегодня решается за счет оперативного развития закупочного законодательства.  Сейчас основным механизмом, с которым связывают надежды производители медтехники, являются десятилетние офсетные контракты (инвестиции в производство со стороны поставщика – в обмен на гарантированный сбыт со стороны заказчика).

Константин Долгов, заместитель председателя комитета по экономике Совета Федерации России:

– Важно, чтобы у наших производителей было понимание, что их продукция будет востребована не в абстрактной перспективе, а в конкретных долгосрочных временных рамках и в конкретных серийных объемах. В Госдуму внесены несколько законопроектов, призванных стимулировать развитие высокотехнологичных отраслей. Мы рассчитываем на их принятие уже в осеннюю сессию. Один из них касается развития государственно-частного партнерства (ГЧП) и концессий в сфере IT на муниципальном уровне. Мы работали над этим законопроектом порядка полутора лет, пройдя ряд непростых согласований. В действующей форме законодательства есть такая блокировка.

По словам Долгова, это существенное препятствие для развития российской электроники. Ведь большинство нацпроектов, связанных с цифровизацией, получает конкретное развитие именно на муниципальном уровне.

Консорциумный метод – промышленный микс

Огромным подспорьем в проектировании и запуске новых производств является консорциум Медтехника, созданный в 2020 году. Консорциумный метод позволяет выстраивать кооперационные цепочки между всеми участниками рынка. Дело в том, что разные компании обладают разными средствами производства и компетенциями. Консорциум – это возможность быстро объединить усилия в различных производственных комбинациях. К примеру, широчайшие возможности по ядерной медицине имеются у Росатома, а возможности в приборостроении – у Ростеха, финансовые ресурсы – у опорных банков, государственных фондов и институтов развития.  Спусковым крючком для запуска производства на платформе консорциума остается гарантированный спрос. Минздрав должен показать намерение через год начать закупки инновационной продукции. Будущая продукция, безусловно, должна соответствовать техническому заданию и обладать конкурентной ценой.

Встает ребром вопрос идентификации российской продукции. Нужны объективные критерии «российскости», определить которые в дискретном производстве, где применяется длинная номенклатура комплектующих – достаточно трудно. Сейчас у российских предприятий отсутствует возможность произвести всю необходимую линейку деталей даже по самым ходовым и традиционным образцам медтехники. К примеру, чтобы произвести ультразвуковой аппарат, российской компании придется импортировать ультразвуковые датчики, их не делают в РФ. А чтобы головной производитель, создающий определенную линейку аппаратов УЗИ экспертного класса мог разместить заказ на изготовление комплектующих, он должен быть обеспечен спросом как минимум на три года вперед. Это минимальный срок окупаемости для создания новых комплектующих в приборостроительной отрасли.

Параллельный импорт во вред производственной независимости

В медтехнике, как во всех других наукоемких отраслях машиностроения, действующих на стыке с электроникой, возникает неизбежная опасность скатывания в параллельный импорт.

Для заказчика такой сценарий выглядит значительно менее трудозатратным, чем работа с отечественным производителем, которая  подразумевает его поддержку, выращивание, массу технических согласований, скрупулезную работу над техническим заданием, над сертификацией, над созданием новых стандартов качества, над приемкой и сервисным обслуживанием инновационной продукции.

В таком случае заказчик склонен злоупотреблять параллельным импортом, «протащив», например, дефицитные микросхемы через диффузные границы Евразийского союза. В консорциуме «Медтехника» сообщают, что таким подходом уже злоупотребляют на уровне некоторых ФОИВов Минздрава.

На кратковременном отрезке истории параллельный импорт – это нужный инструмент: сейчас за счет параллельного импорта удается покрыть дефициты по уже заключенным контрактам. Но мы эти три-пять лет не должны потерять. За это время нужно успеть наладить собственное производство. Иначе российская промышленность просто подсядет на другую импортную иглу. При лучшем раскладе, самым большим ущербом от этого будет завышение цен на дефицитные товары. А при худшем – новые, еще более жесткие санкции, которые избирательно ударят по параллельным каналам поставок.

На пленарной сессии по диверсификации, которая проходила недавно на форуме «Армия-2022», представители консорциума «Медтехника» заявили, что сегодня ключевым востребованным инструментом жизнеспособности отрасли является переход на долгосрочные (трех-пятилетние контракты). Росздравнадзор пошел на беспрецедентное устранение барьеров для отечественных производителей, которых они безуспешно добивались более десяти лет. Ведомством создан фаст-трек: чтобы внести изменение в регистрационное удостоверение и заменить иностранные комплектующие на российские – требуется всего пять дней согласования. Прежде на эту же процедуру уходили годы.

Еще одно препятствие касается кадров и средств производства. К примеру, чтобы произвести имплант – нужны инструменты и специализированное оборудование. Обслуживание этих инструментов требует предварительного обучения персонала. Средствами производства и кадрами в консорциуме  «Медтехника» предлагают заниматься централизовано на базе НМИЦев (научно-медицинских исследовательских центров).

Что делать, и что не сделано, хотя давно пора?

Предпринятые правительством шаги поддержки российских производителей медтехники:

  • изготовители-поставщики медизделий обязаны предупреждать о прекращении поставок в РФ за 6 месяцев;
  • запрещен вывоз импортного оборудования до конца 2022 года;
  • для госзакупок введен принцип «второй лишний» (механизм отдает приоритет компаниям-производителям препаратов по полному циклу из стран ЕАЭС);
  • Правительство РФ наделено полномочиями по увеличению начальной (максимальной) цены контракта и годового объема закупок отдельных препаратов и изделий.

К сожалению, этого пакета недостаточно, чтобы российские компании (в том числе оборонные) включились в процессы импортозамещения на полную силу своих научно-промышленных возможностей. Поэтому еще в апреле Экспертным советом Госдумы совета по развитию биотехнологий, фармацевтической и медицинской промышленности был сформулирован новый набор инструментов. Работа над их легализацией до сих пор ведется, хотя, на наш взгляд ничего не мешало принять их еще вчера. О мерах, которые еще не приняты, сообщал на своей странице в телеграм-канале Председатель Комитета Государственной Думы по промышленности и торговле Владимир Гутенев.

Необходимо:

  • ускорить процесс регистрации (лицензирования) отечественных изделий;
  • сформировать резервные объемы продукции и комплектующих на ближайший год;
  • создать централизованную систему сервиса и единой базы данных отечественных компонентов;
  • обеспечить условия для полной локализации производства в РФ (даже минимальная зависимость от критически важных иностранных комплектующих ставит под угрозу развитие всей отрасли);
  • субсидировать проценты по займам на пополнение оборотных средств и наращивание производства;
  • обнулить НДС на комплектующие из стран ЕАЭС;
  • разрешить в РФ производить продукцию недружественных стран (без выплаты компенсации владельцам патентов);
  • корректировать ценообразование на отечественные полимерные материалы, используемые в производстве медизделий.

По словам Владимира Гутенева, необходимо максимально ускорить принятие Стратегий «развития медицинской промышленности России» и «развития фармацевтической промышленности России» для решения стоящих перед отраслью задач.

Автор: Андрей Троянский

23 августа 2022, 13:49
510
Теги: #диверсификация #Медтехника
Ещё по данной теме

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.