В соответствии со знаменитым постановлением Правительства РФ от 2016 года российские товары являются приоритетными при проведении торгов.
Однако в чистом виде этот тезис несправедлив, поскольку не соответствует одному из пунктов того же самого постановления. Что-то пошло не так.
Вот уже три года в России пытаются приспособиться к затейливым правилам импортозамещения в закупках конкурентным способом. Но внести ясность все никак не удается. Хотя позади уже десятки решений арбитражных судов и ко всему, как говорится, привыкают, но привыкнуть к тому, что «бабушка надвое сказала», участникам контрактной системы очень непросто. Тем более что эта «бабушка» выписывает реальные штрафы.
Двусмысленность нормативной базы обсудили участники Восьмого интерактивного круглого стола «Новое в законодательстве о публичных закупках», который прошел на юридическом факультете МГУ.
Основную «изюминку» российского импортозамещения охарактеризовал Владимир Сафонов, главный консультант управления систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного суда Российской федерации:
– В современной судебной и досудебной практике тема применения протекционистских мер является очень актуальной. С одной стороны, 925-е постановление Правительства РФ, принятое в сентябре 2016 года, устанавливает приоритет российских участников закупок. А с другой – как только мы доходим до пункта 8 того же постановления, видим интересную оговорку. В частности, в этом пункте говорится, что приоритет устанавливается с учетом положения Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и с учетом договора о Евразийском экономическом союзе. Если посмотреть количество членов этого Генерального соглашения и договора, то видим, что их около 200, в том числе Индия, КНР, множество других стран ВТО. Получается абсурдная ситуация, так как приоритет российским поставщикам в части 15% ценового снижения предоставляется только на словах, поскольку он должен работать с учетом вышеуказанных международных актов. Не понятно, какова была цель законодателей, принимавших 925-е постановление, – говорит эксперт.
За все российское против всего плохого
Поговорка «Закон что дышло…», к сожалению, слишком часто находит иллюстративный материал в нормативной базе российской контрактной системы. По факту, чтобы не нарваться на штраф, сторонам контракта сегодня приходится прописывать условие о приоритете продукции российского происхождения, распространяя те же условия на все предложения из стран ЕАЭС и ВТО. Иными словами, выходит откровенная фальсификация импортозамещения, причем не только со стороны заказчиков и поставщиков, которые может и хотели бы «импортозаместить» по-честному, а со стороны самого закона.
Конечно, это «тридесятое королевство закупок» только на руку тем, кто под видом отечественных товаров завозит и поставляет в РФ заморские поделки из глины и палок соответствующей себестоимости. Как и на руку тем, кто лоббирует интересы иностранных корпораций, скармливая им капиталоемкие остатки российского рынка. А ведь жертвой такого шулерского импортозамещения становятся не только рядовые потребители, но и критически значимые отрасли производящей экономики, например, энергетика, промышленное производство и даже ВПК. Такого рода «импортозамещение» процветает даже в отрасли, составляющей главную статью доходов Российской Федерации, – добыче углеводородов.
О том, что нормотворцы завели в тупик самих себя, свидетельствуют и откровенно абсурдные нюансы закона. Правила международного договора о Таможенном союзе не распространяются на 223-ФЗ. Белоруссии нет в ВТО, а это значит, что при буквальном прочтении нормативных актов китайские поставщики имеют больше преференций, чем белорусские, которые попадают под запрет. Отсылки 925-го постановления противоречат не только заявленным принципам импортозамещения, но и здравому смыслу.
Опытом реального импортозамещения поделился Кузьма Кичик, доцент кафедры предпринимательского права юридического факультета МГУ. Месяц назад делегация юрфака МГУ побывала в КНР на Всекитайском съезде юристов, где выступали высокопоставленные члены Коммунистической партии Китая. Они благодушно высказывались за глобализацию, агитировали за открытый рынок. При этом по законам КНР закупка иностранной продукции в стране жестко запрещена и грозит нешуточными репрессиями оступившимся.
– В китайском законе о закупках отношение к иностранной продукции такое же, как и в российском законе о гособоронзаказе, – подчеркнул Кузьма Кичик. – Вы можете закупать иностранную продукцию только в том случае, если она не производится на территории страны.
В Китае предпочитают глобализацию на словах и импортозамещение – на деле, а в Российской Федерации – наоборот.
Есть еще порох в некоторых кабинетах
Конкретные шаги по наведению порядка с импортозамещением в ноябре предложил заместитель Председателя Правительства РФ по вопросам оборонно-промышленного комплекса Юрий Борисов. «ЦЗ» подробно разбирал этот пакет решений, предусматривающий введение квот на закупку отечественной продукции у отечественных производителей. В частности, Борисов предложил внести корректировки в 44-й и 223-й федеральные законы, установив обязательную долю российской продукции в госзакупках в размере 50% от годового объема закупок в каждом регионе РФ.
Неделей позже эти предложения в более обтекаемой трактовке были направлены для отзыва в Правительство главой Комитета Совфеда по экономической политике Андреем Кутеповым. В законопроекте тоже предлагается внимательнее отнестись к описательной части товаров, работ, услуг. Именно эта область используется махинаторами закупок для продвижения на российский рынок иностранной продукции. В настоящее время заказчики самостоятельно определяют необходимость использования характеристик продукции при составлении технических заданий, что, по сути, является инструментом для лоббирования иноземной продукции (либо по причине ее низкой себестоимости, либо по иным причинам, противоречащим национальному технологическому суверенитету). Объем квотирования предлагается определить Правительству РФ.
По словам Андрея Кутепова, новым законопроектом предусматривается, что в описании объекта закупки заказчики в рамках соблюдения установленной документом квоты закупок товаров и услуг российского происхождения будут указывать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики производимой российской продукции.
– В настоящее время заказчики самостоятельно определяют необходимость использования характеристик продукции при составлении технических заданий, – пояснил Кутепов. – При указанной ситуации госзакупки могут проводиться с использованием характеристик иностранной продукции, в том числе при реализации национальных проектов и программ, что негативным образом отражается на отечественных производителях.
По мнению сенатора, принятие законопроекта позволит стимулировать локализацию новых производств товаров на территории Российской Федерации.
Интересно, что ранее о разработке законопроекта, наделяющего российское Правительство правом устанавливать для всех госзаказчиков минимальную долю закупок товаров российского производства, заявлял Минпромторг. Перечень подпадающих под квотирование товаров Минпромторг также предлагал отдать на рассмотрение Правительству.
Закончится ли инициатива Минпромторга полноценным законопроектом, покажет время.
Автор: Андрей Троянский
Это интересно:
Китай является договаривающейся стороной по ГАТТ, а значит, китайские товары участвуют в закупках на равных с российскими и белорусскими (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2017 № 17АП-17224/2017-ГК по делу № А60-28619/2017). Приоритет распространяют и на товар производства Франции и ФРГ (решение Калужского УФАС от 30.08.2017 по делу № 02-55т/2017).