В июне правила казначейского сопровождения были окончательно легализованы, и закреплены в Бюджетном кодексе страны. После этого область государственного контроля за целевым расходованием государственных денег может расширяться практически в любом направлении, где эти деньги работают (от социальных услуг, – до суперпроектов корпораций).
Прежде механизм КС применяли фрагментарно – на больших стройках, стратегических инфраструктурных объектах, а еще – там, где свободный рынок и банковский сектор демонстрировали свою полную несостоятельность, и коррупционные потери приобретали устрашающий масштаб. В частности, одним из стимулов развития КС стала провальная (с экономической точки зрения) реализация проекта космодрома “Восточный”.
Экономика здравого смысла
Аргументом в пользу КС стала не только зашкаливающая коррупция, – есть глубинные структурные дефекты рыночной экономики, которые невозможно исправить одним только соблюдением законодательства о закупках. Опыт крупнейших инфраструктурных строек России (таких как космодром «Восточный», модернизация БАМа, строительство инженерной и транспортной систем в Крыму, реализация олимпийских объектов и многое другое) показывает, что на объектах с такой величиной добавленной стоимости, и с таким высоким уровнем технической сложности, применение рыночных механизмов определения исполнителей и поставщиков приводит к невосполнимому росту издержек.
В таких случаях требуется более осмысленная и более совершенная система экономического целеполагания, планирования, ответственности.
Такая система «Электронный бюджет» уже реализована Федеральным казначейством. На ее разработку и адаптацию потребовалось около пяти лет. С технической точки зрения это следующая ступень экономического уклада, позволяющая перейти к более умным формам управляемой экономики без гипертрофированной банковской среды, искусственно раздуваемой конкуренции и спекулятивного сектора перекупщиков. Механизм сопровождения исключает нецелевое использование средств. Любая транзакция оставляет аудиторский след. Абсолютно все цепочки кооперации попадают в поле зрения органов финансового контроля.
Исполнителю открывается счет в Казначействе, заводится необходимая бюджетная классификация, деньги перечисляются и расходуются под контролем Казначейства, вплоть до жесткого контроля назначений платежей Исполнителем из денег выигранного (или назначенного, если речь идет о единственном поставщике) госконтракта. Огромным преимуществом этой системы является возможность нормирования затрат, более точного определения рентабельности проектов.
Все это в совокупности позволяет перейти к новой модели развития страны через проектное финансирование с последовательным уходом государства от кредитования через коммерческие банки. Кредиты под целевые проекты может напрямую выдавать ЦБ, а их контролером и распорядителем, благодаря механизму КС, теперь может быть Федеральное Казначейство.
Инструмент развития для институтов развития
Механизм казначейского сопровождения интенсивно развивается, об этом свидетельствует ежегодный прирост количество клиентов ФК, особенно юрлиц, ИП и КФХ.
Растет и объем инвестиций, проводимых через КС. Так, недавно стало известно о реализации Ростехом очередного инженерного суперпроекта – развитие в РФ технологий связи пятого поколения (5G) до 2024 года. Согласно «Дорожной карте», инвестиции в проект составят около 43 млрд рублей, из них 21,463 млрд рублей будет выделено из федерального бюджета». Все затраты средств бюджетных инвестиций будут подлежать расширенному казначейскому сопровождению, что гарантирует прозрачность их расходования.
Еще одна свежая объемная финансовая задачка для КС – это Программа льготного кредитования инфраструктурных проектов для регионов России по ставке в 3% годовых до 2026 года. В общей сложности это: 50 миллиардов рублей на развитие и модернизацию общественного транспорта; 30 миллиардов рублей на ремонт и строительство дорог; 50 миллиардов рублей на развитие инфраструктуры ЖКХ.
Также впечатляет объем проектов, которые страна реализует посредством казначейского сопровождения в Арктике и на Дальнем Востоке.
Российские чиновники любят повторять, что, благодаря пресловутой прозрачности, казначейское сопровождение особенно востребовано для жизненно важных и оборонных задач или имиджевых госпроектов. Так, врио Главы РСО-Алания Сергей Меняйло, комментируя перевод бюджета республики на КС, заявил буквально следующее: «Контроль Казначейства РФ позволит дать понимание, куда и на что направлены бюджетные средства, и какой эффект от этого получается». Раз это действительно так, – то что мешает поставить на КС любые госзакупки, а не только «имиджевые» и «стратегические»? Разве в других отраслях экономики не требуется понимание «куда направленны деньги и в коня ли корм»?
Механизм казначейского сопровождения мог бы стать решением для полигональных региональных рынков, где в некоторых сферах государственных закупок работает «полтора» по-настоящему квалифицированных исполнителя. Для соответствия формату заказчик вынужден изображать бессмысленную и беспощадную игру в рынок и свободную конкуренцию, или вовсе становиться жертвой многочисленных посредников и перекупщиков в лице «ОООшек» и «ИПешек», ориентированных именно на госзакупки, и готовых выигрывать конкурсы по любой цене, например, за 50% от розничной цены товара приемлемого качества. Выиграв конкурс, такой представитель паразитического торгового сословия, идет к производителю и говорит, что нужно изделие с ценой, например, 30% от той самой розничной цены. Количество, объем и прочее как в техтребованиях, а качество такое, на сколько денег хватит. Печально известный результат налицо – практически в каждой отрасли экономики, где осуществляются госзакупки.
Казначейское сопровождение имеет потенциал для решения этой проблемы. Благодаря нормированию затрат, через проектирование продуктов с заданной стоимостью и заданными техническими параметрами, паразитический круг посредников в закупках можно значительно урезать. При этом во главу угла может быть поставлено не ценовое снижение (как это происходит сегодня), а иные целевые критерии эффективности контракта.
Факт
- Получатели бюджетных средств обязаны открывать спецсчета в отделениях федерального казначейства (ФК). Сопровождение ФК ведется согласно правилам, утвержденным в Постановлении Правительства № 1765 от 30.12.2018 г. Клиент ФК имеет возможность работать дистанционно через личный кабинет «Электронного бюджета». Для этого достаточно пройти процедуру регистрации и иметь доступ в интернет и электронную подпись, которую можно выпустить бесплатно в любом удостоверяющем центре ФК.
- Предусмотренные госконтрактом суммы хранятся на счетах Казначейства. На счет, открытый исполнителю или его подрядчикам в территориальном органе, средства переводятся по запросу. При этом оплачиваются только расходы на определенные цели, которые прописаны в контракте. Например, на закупку материалов, заработную плату сотрудникам и прочие.
- Полученные средства должны быть потрачены по назначению. Их нельзя положить на депозит, внести в качестве вклада в уставный капитал или имущество иной организации. Также указанные средства нельзя перевести на банковские счета подрядчика или субподрядчика, за исключением определенных целей. Так, на счет подрядчика можно перевести средства для оплаты заработной платы либо суммы, причитающиеся в качестве оплаты за исполненные работы. Субподрядчикам такие средства переводятся, например, для оплаты коммунальных услуг и на приобретение проездных документов. Оплата может производиться как авансом, так и по факту расходов. В первом случае поставщик предъявляет договор и выставленный ему счет, а Казначейство производит его оплату. При постоплате вместе с контрактом поставщик предоставляет в Казначейство документы, которые подтверждают поставку товара, исполнение работ или оказание услуг. В этом случае средства могут быть выведены на расчетные счета.
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет