Регулятором для системы закупок, осуществляемых в ЕАЭС является Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). А основным документом на который она, при этом ссылается является Договор о предоставлении национального режима в госзакупках. Иными словами, страна-участница ЕАЭС должна предоставлять товарам, работам и услугам из других государств-партнеров условия не менее благоприятные, чем ТРУ от местных поставщиков.
Совокупный объем рынка госзакупок ЕАЭС за 2023 год составил огромную сумму 170 млрд долларов. Однако в сравнении с 2022 годом – есть падение на 10,1%. Отчасти этот спад можно объяснить переводом значительной доли закупок госкомпаний и госкорпораций в закрытый формат.
Одним из главных маркеров прогресса евразийской экономики является интеграция и встречный обмен товарами, ресурсами, инвестициями, и информацией о товарных рынках (в т.ч. ценовыми и биржевыми данными, банковскими сервисами, инструментами сертификации и маркировки товаров) Все это в совокупности складывается в главную цель под названием промышленная кооперация.
Можно ли измерить промышленную кооперацию? Кроме физического числа и капитализации совместных «трансграничных» проектов, в статистике ЕЭК есть такой показатель как «Взаимное участие в закупках».
С 2020 года, эта доля хорошо росла с 281 млн в долларовом выражении до 3,07 млрд в 2022 году. Однако 2023 также стал годом падения, – до 1,02 млрд долларов. Снижение обусловлено политикой Российской Федерации, которая выстраивает заградительные барьеры для поддержки национальной промышленности.
Достаточно серьезным испытанием на прочность для институтов евразийской кооперации стал вынужденный протекционизм под давлением антироссийскими санкциями. Произошло ужесточение правил определения страны происхождения товара. Под новые требования пришлось перестраивать закупочную механику Евразийского союза.
Еще большим испытанием на прочность является затрудненный доступ к финансовому обеспечению совместных производственных проектов.
Недавно Торгово-промышленная палата РФ выступила с конкретным предложением, от которого трудно отказаться.
и поддержки спроса на кооперационную продукцию на рынках стран Союза, а также варианты снижения требований банков по залогам для кооперационных проектов.
Это субсидирование спроса на кооперационную продукцию на рынках стран Союза, а также варианты снижения требований банков по залогам для кооперационных проектов.
Самыми плодовитыми на евразийские проекты промышленной кооперации являются, отрасли производства стройкооперации и спецмаш.
18 октября 2024 года Совет ЕЭК принял поручение по развитию мер поддержки кооперации в ЕАЭС, приоткрывающий форточку возможностей для любопытных представителей промбизнеса, которых манит евразийский рынок. Идеи есть, и вполне реализуемые даже в рамках узкого набора возможностей, который есть у правительств без участия банковского капитала.
Константин Бабкин, председатель Совета ТПП по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России:
– Многие компании, потенциально заинтересованные в выходе на трехстороннюю кооперацию в ЕАЭС и участии в действующем механизме поддержки ЕЭК, видят серьезные риски по направлению дальнейшего сбыта кооперационной продукции, под которую берется кредит. В этой связи важным дополнением к принятым мерам мог бы стать механизм, позволяющий льготировать часть стоимости кооперационной продукции потребителям.
Подобные программы в различные периоды времени реализовывались в странах ЕАЭС, накоплен полезный опыт, механизм реализации может предполагать льготный лизинг, кредит или субсидирование производителей для предоставления скидок покупателям в рамках прямых продаж техники и оборудования. Самым эффективным из этих механизмов, по мнению Константина Бабкина, является последний. В России, например, он сегодня успешно работает в рамках программы поддержки сельскохозяйственного машиностроения № 1432.
По мнению Константина Бабкина, сегодня чрезвычайно важно создание аналогичных мер, прицельно для продукции ЕАЭС, производимой по кооперации в рамках основного механизма поддержки.
Трансграничная бюрократия
Чтобы обеспечить беспрепятственное участие потенциальных поставщиков в государственных и муниципальных закупках другого государства-члена ЕАЭС была создана единая точка получения сведений обо всех товарах и услугах, торгуемых в ЕАЭС – Евразийский реестр.
Выписка из Евразийского реестра признана единым документом, подтверждающим страну происхождения товара.
Гораздо сложнее оказался этап адаптации к реестру: внедрение единых процедур и требований для включения сведений о товарах в Евразийский реестр.
Таким образом, выделив евразийские товары в особый класс, государства союза могут устанавливать преференции, ограничения и запреты в отношении любой иной импортной продукции.
Сейчас в Евразийском реестре числится более 21 тысячи промышленных товаров от 16 отраслей. Число компаний-производителей зарегистрированных в реестре почти дотягивает до двухсот. Примечательно, что лидером здесь выступает республика Беларусь – 135 промышленных компаний); у Российской Федерации – 43; у Казахстана – 15. По одному от Киргизии и Армении.
Большим шагом вперед стало принятие соглашения о взаимном признании банковских гарантий. Оно было подписано 29 августа 2023 года, однако процедура ратификации несколько занятулась. На текущий момент она не завершена только в Казахстане. Другие государства-участники уже начали пользоваться новым инструментом в союзных закупках. Ведется общий реестр банковских гарантий, установлены единые подходы к формированию перечня правомочных банков и определены требования к банкам, уполномоченным выдавать банковские гарантии для госзакупок.
Еще один неизбежный шаг – это взаимное признание электронной цифровой подписи.
Госзакупки бесповоротно уходят в электронный формат, а значит уровень технического обеспечения становится билетом на вход. Разные темпы и уровень цифровизации государств-членов ЕАЭС тормозят развитие общего рынка.
Кроме того, не стоит на месте и сама методология закупок, появляются новые способы, которые необходимо сверять и стыковать с общим законодательством ЕАЭС.
По этой причине необходимо внести изменения в Договор о ЕАЭС, чтобы сам Договор выступал обоснованием для внедрения новых способов электронных закупок. Нужен переход всех стран-участниц на цифровой формат заключения, исполнения и обжалования контрактов. Оптимизация сроков проведения процедур закупок. Автоматизация сбора информации о закупках и ее интеграция с разрозненными базами данных государственных органов ЕАЭС.
ЕЭК определила все вышеуказанное в перечень мер, необходимых для цифровой синхронизации рынков.
Примечательно, что одним из фундаментальных условий Договора о ЕАЭС заявлено «обеспечение информационной открытости». Пока открытость не заходит дальше мониторинга декларативной части веб-порталов в сфере госзакупок (т.е. публично размещаемых нормативных актов и реестров). Но реальность показывает, что официальный госзаказ – это далеко не весь рынок и даже не его половина.
Наталья Тышкевич, замдиректор Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен Республики Беларусь:
– Наметился тренд, госзакупки используются руководством наших государств в целях стимулирования развития экономики. Это средство мотивировать внутреннее производства, защитить собственный рынок сбыта с точки зрения технологической самостоятельности, обеспечить рост среднего и малого предпринимательства. Исходя из этой тенденции нужно продолжать взаимодействовать друг с другом. Гармонизация регулирования между странами должна исходить из той логики: как мы можем быть полезны друг другу.
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет