Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Конструкторский реверс, авансы для производства

Государство приоткрыло финансовые шлюзы для замещения импорта
Конструкторский реверс, авансы для производства
Теги: #Импортозамещение #Индустриализация #Реверсивный инжиниринг

Российская промышленность находится не только в логистической, но и в интеллектуальной зависимости от заграницы.  Кроме физического присутствия импорта в виде поставляемых комплектующих, – есть масса иностранных технологических решений, которые невозможно применять без лицензии зарубежных компаний.

Как с этим бороться, определило крупнейшее профессиональное сообщество заказчиков, поставщиков и экспертов закупок на Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» в апреле. Проблема решается при помощи реверс-инжиниринга, то есть за счет снятия параметров санкционного изделия и производства его отечественного аналога. На этом пути есть свои подводные камни.

Рассмотрим на примере нефтехимии. В России есть мощности, необходимые для воспроизводства критически уязвимого оборудования и комплектующих по этой отрасли. В разных регионах уцелели предприятия, способные сложиться в производственную цепочку. Причем, со стопроцентной локализацией:  от собственных исходных материалов до конечного изделия. Однако, реализовать на практике такую многоходовку очень сложно без подключения российских профильных проектных НИИ. Они должны провести в кратчайшее время сертификацию оборудования. Без централизованного решения вопроса сертификации осложнен переход к серийному выпуску.

Многие предприятия сегодня переходят на частичную замену отдельных компонентов и ремонт импортного оборудования, небольшими объемами. Но в машиностроении уже есть амбициозные проекты серийного импортозамещения. Так, сообщается, что уже в 2022 году «Шахтинский завод Гидропривод» в Ростовской области, производящий гидронасосы и гидромоторы, начнет выпускать аналоги подобных изделий из США и ФРГ. Стратегическим партнером завода является Ростсельмаш.

Деньги конвейера

Выход на серийное производство в рамках импортозамещения возможен только за счет доступного кредитования и авансирования предприятий.

О возможных сценариях притока дешевых денег в машиностроение рассказал заместитель директора Департамента бюджетного планирования и государственных программ Минэкономразвития России Сергей Икрянников:

– Во-первых, наше министерство выступило активным сторонником введения обязательного авансирования промышленных контрактов с их выводом из под казначейского сопровождения. Чтобы предприятия не брали тяжелые коммерческие кредиты в банках. Считаем, что по такой же системе можно работать не только с госбюджетом, но и с бюджетом госкомпаний по 223-ФЗ. Давать деньги на опережение, и финансировать производственные процессы. Это мощный стимул. Во-вторых, необходимо формировать инвестиционные фонды с помощью институтов развития. В банковской системе очень много денежных средств. Их нужно мобилизовать для нужд промышленности, акцентировать внимание банков на финансирование производственных нужд. В этой связи, например, имеет смысл формирование венчурных фондов по развитию технологий, куда корпорации и банки направляли бы часть своей прибыли (1-2%). Эти средства будут возвращаться в экономику в виде высокорентабельных производств. Все это вполне реализуемо на платформе ВЭБа.

Принципиально важно, чтобы приток денег в промышленность осуществлялся дозированно на всех стадиях от этапа НИОКР. Опыт крупных корпораций: Газпрома, Росатома, Ростеха… показывает, что это возможно при наличии собственной опорной финансовой структуры и фокусировке финансовых усилий на заказчике.

Антон Дроздов, заместитель председателя ПАО «Промсвязьбанк», выступая на Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» в рамках стратегической сессии по импортозамещению, пояснил, как это работает:

– Поддержка должна быть адресована именно заказчику: причем, как коммерческому, так и государственному. Если не будет заказчика, то некому будет задать параметры качества продукции, ее объемы и цену. Именно заказчик должен определять, как и где применять государственные льготы.

По словам Дроздова, именно из-за недофинансированности заказчика зачастую возникают препятствия в промышленности по линии импортозамещения.

– Мы в рамках работы Экспертного совета по импортозамещению часто сталкиваемся с подобными примерами, – рассказал эксперт. – Так, в судостроении выяснилось, что маломерные суда, которые нужны МЧС России, не могут быть закуплены, потому что производитель не сделал серию. А серию он не сделал, поскольку у него нет денег на получение госконтракта. То есть, сам вход на рынок для многих промышленных предприятий является барьером. На это необходимо также обращать внимание.

Одним из главных стимулов для экономической активности индустриального сектора, по мнению эксперта, являются различные программы господдержки. В этом году принято очень важное решение по льготному налогообложению в сфере НИОКР. У Агентства технологического развития появился мандат на выдачу грантов на конструкторскую документацию.

Опыт показывает, что коммерческая банковская система не заинтересована в наукоемких инвестициях, так как с точки зрения рынка они являются рискованными и низкорентабельными. Поэтому такой финансовой работой могут заниматься преимущественно венчурные фонды и ФРП. В составе так называемых «опорных банков» корпораций есть специальные структуры для кредитования наукоемких проектов. К примеру, в ПАО «Промсвязьбанк» специальная отдел занимается инвестированием на стадии проектно-сметной документации. Часть кредитных рисков могут взять на себя институты развития, которые должны быть докапитализированны именно под НИОКР.

Инженерная касса

АНО «Агентство по технологическому развитию», НКО, специально созданная распоряжением Правительства для ускорения импортозамещения, продвигает уникальную Программу стимулирования разработки конструкторской документации для серийного выпуска критически важных комплектующих в рамках реверсивного инжиниринга. У исполнителей есть возможность разработать КД полностью за счет средств гранта, без привлечения сторонних инвестиций. Эта программа была презентована на Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ».

Основные параметры программы закреплены в постановлении Правительства №208 от 18 февраля 2022 года. В сумме до 100 млн рублей на отдельно взятый проект. Есть ограничение по срокам разработки – не более 24 месяцев. Средства можно направить как на оплату труда работников, так и на производственный процесс по изготовлению опытных образцов.

Денис Болушевский, управляющий директор АНО «Агентство по технологическому развитию»:

–  В поле зрения весь спектр отраслей: от сельхозмашиностроения до металлургии и нефтехимии. Получателями гранта могут стать конструкторские бюро, инжиниринговые центры и частные компании.  Агентство на основе заявок потребителей аккумулирует данные по спросу и формирует перечень критически востребованных комплектующих. Чтобы предоставить данные о своих потребностях, потенциальному потребителю импортозамещенной продукции нужно заполнить форму заявки, где среди прочего указываются цены и количество необходимых изделий. Имеются в виду именно критически уязвимые комплектующие, без поставок которых работа заказчика встанет.

В свою очередь, потенциальные разработчики и реверс-инженеры могут также направлять Агентству заявки о своих услугах.

Любопытная деталь, которая касается безопасности и промышленного шпионажа. Списки критических комплектующих, собранные Агентством по технологическому развитию, находятся в закрытом доступе. Информация из них предоставляется только квалифицированным производителям. Информация о компаниях-разработчиках является открытой и опубликована на сайте.

Неотъемлемым элементом заявок на реверс-инжиниринг является готовность заказчика предоставить образцы изделия, с которых будут считываться параметры. Параллельно Агентством проводится квалификация обеих сторон проекта: разработчиков КД и производителей изделий. К концу апреля было получено около сотни таких заявок со стороны инженеров и порядка 30 со стороны исполнителей. Таким образом, подбор исполнителей осуществляется на конкурсной основе. Отталкиваясь от перечня критически уязвимых комплектующих Агентство формирует технические задания и проводит конкурс для квалифицированных исполнителей. При определении его победителей в приоритете такие параметры как цена и сроки исполнения. Агентство заключает с победителем соглашение и контролирует основные этапы проекта. По итогам проекта исполнитель передает исключительные права на КД Агентству. Таким образом дефицитная интеллектуальная собственность достается стране, а проект поступает в библиотеку конструкторской документации. Не исключительные права – передаются производителю. Разработчик КД одновременно может выступить и производителем по проекту. Единственное ограничение состоит в том, что одно и то же юрлицо не может являться потребителем и разработчиком полученной продукции.

Автор: Андрей Троянский 

24 мая 2022, 20:23
497
Теги: #Импортозамещение #Индустриализация #Реверсивный инжиниринг
Ещё по данной теме

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.