Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Когда реестры не в ладах с квотами

Российское импортозамещение застряло в проблемах бюрократии
Когда реестры не в ладах с квотами
Теги: #IT #Импортозамещение #Правоприменительная практика

Закон о квотах на закупку высокотехнологичной продукции отечественного производства принят год назад. За это время набор инструментов, позволяющих: а) выявить, б) подтвердить и в) поставить товар конечному потребителю – едва успел обозначиться. Основу механизма составляет Реестр продукции отечественного происхождения, сформированный на базе Государственной информационной системы промышленности (ГИСП), В этот Реестр производители должны вносить данные в заявительном порядке. Фейс-контролем вносимых сведений, то есть предварительной проверкой их достоверности занимается Торгово-промышленная палата РФ.

По разным причинам процедура согласования с ТПП может затягиваться на месяцы. Существует масса вопросов по поводу подготовленности кадров палаты, отвечающих за верификацию Реестра. Установить, в самом ли деле продукт российский, зачастую могут только узко-отраслевые эксперты, разбирающиеся в тонкостях конвейера. Человеку с общим техническим, а тем более гуманитарным образованием такое не под силу. Еще больше вопросов поводу применяемых критериев российскости товара. Все это темы фундаментальные, требующие отдельного анализа и решения. Однако, выяснилось, что и без них хватает проблем, превращающих Реестр в головоломку для пользователей.

Начнем с того, что Реестр не один, а целых три! Реестр «тот самый» (необходимый для идентификации квотированной продукции); каталог промышленной продукци «общий» (и тот и другой размещены в ГИСП; реестр «канонический» (организованный Минфином на основании ПП 145). У них разный функционал, разные цели; сведения в них  могут частично дублироваться, не исключено, что и противоречить друг другу. В качестве ответвления от реестра квотированных товаров существует еще один документ — специализированный Реестр российской радиоэлектронной продукции. Последний приводится в пример, как наиболее полный, что, впрочем, не избавляет его от разночтений и ошибок.

Еще на заре формирования и проектирования государственной информационной системы промышленности высказывался ряд резонных опасений о том, что предприятиям будет не хватать мотивации для регистрации своей продукции в ГИСП. Это было связано, в том числе, и с форматами описания продуктов, с организационной моделью популяризации реестра (единожды внеся информацию в разрозненном виде, предприятия не смогут ее редактировать). Изначально данные ГИСП вообще собирались в Exel. Теперь трудно их унифицировать. На этом фоне проблема проверки достоверности и верификации внесенных данных, их сопровождения и актуализации – усложняется.

Учетный хаос

Как вывести импортозамещение на чистую воду и сделать прозрачным подотчетным процессом? Набор простых решений был предложен на форуме Армия-2021. Совместно с Союзом машиностроителей  российский разработчик IT-решений для оборонно-промышленного комплекса НПК «Цифровой путь» подготовлена пошаговая стратегия.  

  1. Необходимо провести общий мониторинг отечественной промышленности, в том числе на уровне научно-исследовательских работ – на предмет гипотетической и практической возможности производства товаров.

– Мы очень много общаемся с предприятиями ОПК в рамках образовательной деятельности. При этом заметно, что российская нормативная база (ПП-2013 и ПП-2014), регламентирующая применение национальных квот и прочие нормативные документы существуют, грубо говоря, отстраненно от реальной ситуации в промышленности, – пояснил генеральный директор НПК «Цифровой путь» Павел Лисин. – Мы провели простейший анализ, положив перед собой оба постановления: ПП-2013 и ПП-2014. В перечнях товаров с привязкой к ОКПД-2 – в отношении каждой позиции применяются свои квоты. Сверяясь с этими данными, мы изучили ГИСП и посмотрели, сколько по каждой позиции есть предложений и сколько производителей. Оказалось, что порядка 40%(!) позиций не имеют производственной базы в РФ, – подчеркнул эксперт.

Аналогичную цифру недавно озвучил заместитель министра промышленности и торговли Алексей Ученов: 38% производителей действительно отсутствует в Государственной информационной системе промышленности.

Это катастрофическая ситуация, учитывая тот факт, что заказчикам осталось всего несколько месяцев в текущем году, для того, чтобы закупить российскую продукцию, и в следующем году отчитаться о выполнении национальных квот.

  1. Необходимо проанализировать причины отсутствия товаров в Реестре российской промышленной продукции. А при их наличии в каталоге продукции на сайте Минпромторга – ускорить процесс внесения в ГИСП. Нередка ситуация, когда отечественные производители есть, продукцию они производят, но в ГИСПе их нет. Почему?
  2. Необходимо сократить сроки и перечь документов, предоставляемых в ТПП, чтобы подтвердить российское происхождение товаров. Это очень трудоемкий и долгий процесс, который пугает производителей. «Ростех» и другие госкорпорации подтверждают наличие такой проблемы в отношении своих предприятий. Многие отказываются вносить продукцию в Реестр, тем более с непонятными перспективами ее окончательного включения.
  3. Продлить срок нахождения информации о российском товаре в ГИСП. На данный момент он составляет 2 года для станкостроения и 1 год для остальных отраслей. Этого очень мало, учитывая, что некоторые заводы по три месяца не могут получить документы от ТПП.
  4. Сформировать экспертные группы для выезда на промышленные предприятия с целью консультативной помощи по внесению товаров в Реестр продукции российского происхождения в ГИСП.

Предприятия не хотят включаться в работу, в том числе, и потому что в стратегическом плане не видят выгоды от участия в реестрах, не видят материально выраженных преимуществ. Президентом еще два года назад дано поручение о переводе ОПК на гражданские рельсы, оборонные предприятия гражданскую продукцию номинально производят, но почему-то не реализуют. Это не может не настораживать: диверсификация рискует оказаться бумажным процессом.

В реестрах брешь для импорта

С реестром радиоэлектронной продукции российского происхождения, также не все гладко. Не смотря на то, что его часто приводят в пример, как наиболее полный, а меры поддержки отечественных компаний – как наиболее разнообразные и продвинутые. Кроме многочисленных инвестиционных рычагов и налоговых льгот в отечественном приборостроении уже начали внедрять балльную систему оценки российскости, чего не скажешь о других отраслях промышленности.

Тем не менее, анализ эффективности существующих нормативно-правовых актов и инициатив, направленных на поддержку российских производителей в сегменте хай-тек и радиоэлектронной отрасли, показывает их низкую эффективность. К такому выводу пришли участники заседания Экспертного совета Госдумы по правовому обеспечению развития организаций ОПК по развитию электронной и радиоэлектронной промышленности.

Серьезнейший риск обнуления всей программы импортозамещения в РФ выявлен в связи с привязкой к Евразийскому реестру промышленной продукции. Согласно недавно опубликованному постановлению правительства ПП #1432, продукцией, удовлетворяющей требованиям импортозамещения, теперь является любая продукция из Реестра евразийских промышленных товаров.

По факту, это означает, что иностранная продукция может поставляться в РФ с территории стран-партнеров ЕАЭС в обход национального режима в закупках. В силу объективных геополитических причин законодательство Евразийского союза является значительно менее жестким и менее детализированным, а ЕЭК обладает значительно менее развитыми органами контроля.

Сталкиваясь с вышеперечисленными проблемами уже на уровне реестров, многие производители не без оснований считают меры импортозамещения имитационными, а перспективу расширения собственной производственной базы, ориентированной отечественные решения – низкорентабельной или убыточной.

НПК «Цифровой путь» совместно с Союзом машиностроителей подготовлен инструмент комплексной поддержки отечественных предприятий и предприятий ОПК.

Специальная программа позволяет вести поиск и аналитику закупочных процедур. Включает механизм поддержки поставщиков, реализованный на платформе «Промсвязьбанка», а также информационную поддержку на базе сетевого издания «Цифровые Закупки». Проектом предусмотрены: система обучения, электронный каталог «Магазин-витрина», виртуальная выставка (такой цифровой проект реализован на базе Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ»); онлайн-форумы и конференции; консалтинг; библиотека; и CRM-система. Программа задумана таким образом, чтобы единожды входя в систему, предприятие оборонного комплекса получало доступ ко всем существующим в природе и предусмотренным законом, вариантам поддержки, затем выбирая, каким инструментом воспользоваться. Разработчиком программы является российская IT-компания Seldon.

Автор: Андрей Троянский

7 сентября 2021, 15:01
609
Теги: #IT #Импортозамещение #Правоприменительная практика
Ещё по данной теме