Под 3% на 15 лет с правом досрочного погашения. Соответствующее положение было утверждено главой правительства Михаилом Мишустиным в феврале 2025 года. («Об утверждении правил предоставления казначейских кредитов»). Немного изменились правила применения самого механизма, но суть осталась прежней.
Правом отбора и утверждения бюджетных кредитных проектов наделили Президиум правительственной комиссии по региональному развитию, которую возглавляет вице-премьер Марат Хуснуллин (*Прежде такая привилегия числилась за Минэком). Кроме того, ввели мотивирующие штрафные коэффициенты: в случае нарушения графика реализации того или иного проекта ставку для недобросовестного заемщика поднимут с 3 до 6%.
Как бы то ни было, это гораздо адекватнее, чем 21% плюс бесконечность в контуре банковской системы. По своей форме, бюджетные кредиты считаются возвратными, но, по своей сути это просто ссуда на развитие.
- Значительный объем казначейских кредитов реализуется через Федеральный закон «О северном завозе». Тут послаблений больше (юридическим лицам будут распределяться через преференцию на условиях возврата в пределах 2025 года с платой за пользование в размере 0,1% годовых.)
Впервые практика бюджетного кредитования через казначейство была апробирована в 2020 году на отдельно взятых проектах в сфере создания социальной и инженерной инфраструктуры.
За несколько лет казначейская форма доставки денег в экономику доказала свою высочайшую эффективность по сравнению с коммерческой банковской системой. В том числе, благодаря прозрачности и подотчетности самого механизма. Благодаря возможности нормирования затрат и высокому качеству планирования проектов реализуемых в рамках казначейского сопровождения. Деньги банков являются чистым спекулятивным балластом, попросту изъятым из экономики, а деньги Казначейства «работают», то есть – создают реальную добавленную стоимость.
До 2025 года ставка по казначейским кредитам могла быть еще ниже 3% и варьировалась от нуля с запятой в зависимости от цели. Учитывая отложенные сроки возврата, такие требования для заемщика выглядят более чем комфортно. В условиях инфляции превышающей 12%, это означает, что через 15 лет субъекты РФ должны будут вернуть сумму, в номинальном выражении равную сумме взятого кредита. Ради своих казначейских клиентов государство смягчило бюджетный кодекс специальными поправками: регионы были освобождены от погашения в задолженности по бюджетным кредитам с переносом сроков на 2029 год.
Не удивительно, что новая форма кредитования оказалась спасительной для субъектов с дефицитными бюджетами.
Казначейское кредитование – это не только инструмент развития; это еще и часть системной политики государства по освобождению регионов от банковской зависимости. К началу 2020-х годов доля коммерческих кредитов в экономике некоторых субъектов РФ стала устрашающей. Кроме того, эта зависимость до сих пор является источником разнообразных коррупционных схем, причиной дисбалансов и нарушений в реализации социально значимых программ. Эта болезнь еще не изжита страной до конца: специального правила, запрещающего региональным властям осуществлять займы в коммерческих банках, нет. Хотя такая норма напрашивается. Однако, действует негласное требование федерального центра, которому эффективные регионы стараются следовать, чтобы не навлечь на себя пристальное внимание контролирующих органов и беспрепятственно питаться от щедрот государственной поддержки.
Наличие коммерческих кредитов в хозяйственном бэкграунде местной власти стало признаком ее слабой профессиональной квалификации и низкой эффективности управления. Некоторые «проблемные» регионы пошли дальше, и вместе с казначейским кредитом взяли от государства пакет сервисных финансовых услуг (по схеме «все включено»), т.е. перешли на полное казначейское сопровождение. Число регионов, перешедших на казначейское сопровождение своих бюджетных процессов постепенно растет.
В прошлом году на Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» Федеральное казначейство рассказывало о реализации проекта единой бюджетной платформы для всех субъектов РФ.
- Казначейством реализована функция централизованного бухгалтерского учета. Созданная бухгалтерская система исходит из логики, что Правительство РФ является единым юридическим лицом публичного права, у которого есть дочерние общества: бюджетные и автономные учреждения. Они технологически интегрированы в систему, что позволило резко сократить отчетность для них.
Будущее за электронным бюджетом, за переходом от банковской системы исполнения бюджета к казначейской. Контролером обеспечивается переход участников бюджетного процесса на казначейское обслуживание: в том числе на бесперебойное осуществление выплаты заработной платы сотрудникам учреждений бюджетной сферы, пенсий, пособий и иных мер социальной поддержки граждан.
Для понимания, как это работает, и почему это эффективно – достаточно представить, что Система позволяет видеть полный, детализированный отчет о балансе субъекта РФ не раз в год и даже не раз в квартал, а в режиме онлайн 24 на 7. С отображением всех реализуемых и финансируемых с участием бюджетных средств задач.
Те же самые спецэффекты реализованы в отношении казначейского кредита.
Образцовой результативностью в применении инструмента казначейского кредитования отличаются Республика Крым и Севастополь. Характерно, что казначейский кредит (помимо прямых результатов в виде новой инфраструктуры на земле) влечет за собой стабильный интерес частных инвесторов. Так, реализация проектов с привлечением инфраструктурных бюджетных и специальных казначейских кредитов (ИБК и СКК) позволила привлечь в экономику двух субъектов в общей сложности 22 млрд рублей частных инвестиций. На полуострове действует свободная экономическая зона, которая насчитывает более 1,5 тыс. участников. Благодаря им введено в эксплуатацию 6,4 тыс. объектов инфраструктуры и создано более 111 тыс. рабочих мест
Одна из конструктивных вестей прошлой недели – предоставление Петербургу казначейского инфраструктурного кредита в размере 2,248 млрд руб. на строительство метро. (Ранее Северная столица уже получала инфраструктурные кредиты на те же цели (6,3 млрд руб.)
На XX Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» 23-25 апреля в Санкт-Петербурге Федеральное Казначейство расскажет о перспективах развития казначейского сопровождения бюджетных процессов.
Крайне важным, на наш взгляд, является развитие механизма казначейского кредитования, его распространение на промышленные процессы. Сейчас объем таких кредитов превысил 600 млрд рублей, а основной сферой их применения остается стройкомплекс. За счет казначейского кредита разрешено финансировать проекты в сфере ЖКХ, общественного транспорта, а также на создание объектов инженерной, транспортной, туристической и энергетической инфраструктуры.
В Минвостокразвития предлагают различные формы развития казначейского кредитования, в том числе через предоставление регионам субсидий из федерального бюджета на возмещение транспортных затрат, инвестиционных грантов для модернизации инфраструктуры.
Также в министерстве предложили правительству разработать федеральную программу льготного кредитования на пополнение оборотных средств для предприятий, осуществляющих закуп и доставку грузов северного завоза.
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет