Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Как привить национальные интересы российской системе закупок?

Нормотворчество против импортозависимости
Как привить национальные интересы российской системе закупок?
Теги: #Импортозамещение #технологический суверенитет

Ломка экономических стереотипов с попыткой выстроить новую хозяйственную этику: примерно так можно описать происходящее в России. В этих условиях импортозамещение уже не актуально, правильнее говорить о борьбе за технологический суверенитет и право на доступ к прогрессу.  

Эту идею вслед за главой государства повторил заместитель министра промышленности и торговли Василий Осьмаков на XVIII Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» в апреле. Перед Минпромторгом и Минфином стоит сложнейшая задача – реализовать эту заявку в виде адекватной нормативной системы. Требуется, выстроить механизмы выращивания российских производств полного цикла: от сырья, до конечного продукта; причем это надо умудриться сделать, не перекрывая каналов параллельного импорта, и одновременно не позволив поставщикам из дружественных стран захватить весь рынок сбыта.

В крупнейшей аудитории профессионалов закупок на Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» детально разобрали нарратив об импортозамещении и особенностях применения национального режима. Есть немало подводных камней. Это помимо того, что сосуществование национального режима и параллельного импорта создают определенный диссонанс. Уход иностранных поставщиков обнаружил несовершенство ранее действовавших программ импортозамещения. На практике выясняется, что в продукции, которая имела статус «российской», присутствуют иностранные комплектующие, материалы, применяются импортные технологические решения. Такие “трудные” случаи есть практически в каждой отрасли. Наиболее критичные из них вызвали обрушение целых государственных программ (например – использование тайваньской компонентной базы в микроэлектронике). В некоторых случаях за счет стимулирующей поддержки правительства удается найти выход, но стоит угроза нехватки мощностей: например, как в случае с производством кассетных подшипников, выпуск которых наладил Уралвагонзавод, но приходится выбирать между нуждами российских железных дорог и нуждами армии.

Приходится признавать, что часть причин так называемого «лже-импортозамещения» кроется и в  несовершенстве закупочного законодательства. Об этом Василий Осьмаков упомянул на Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ», говоря о системах прослеживаемости отечественной продукции в 44 и 223 федеральных законах.

По словам Осьмакова в стране сейчас поставляется 60% российской продукции по 44-ФЗ. – Эта продукция вся провязана насквозь системой подтверждения российскости – это 719 постановление. Понятно, что есть там проблемы некоторые со скоростью выдачи каких-то подтверждений. Мы сейчас готовим некие оптимизационные действия, связанные с этим механизмом, – сообщил замминистра. Также в Минпромторге анонсировали усовершенствование механизмов балльной системы за технологические операции: включение в нее новых блоков, новых отраслей и требований к локальности. В частности, Осьмаков рассказал, что новые требования локализации будут отработаны в нацпроекте по беспилотной авиации, который планирует принять правительство.  По его словам, уже к осени будут разработаны и внедрены ОКПД и требования по локальности производства БПЛА.

– Важная тема, на которой мы фокусируемся в рамках госзаказа – это усиление прослеживаемости происхождения продукции.

Осьмаков подчеркивает, что прослеживаемость очень важна для сферы применения 223-ФЗ, поскольку там спрос существенно более объемный и интересный для крупной промышленности: для нефтегазового оборудования, для тяжелых машин, станкостроения и так далее.

– Но если посмотреть на формальную статистику, то в 223 законе 84% российской продукции. Ну, не верится немножко. Это означает, что декларативный характер подтверждения российскости работает так себе. Третья важная очень вещь:  сейчас у нас в правительстве внесен законопроект, поправки в закон о промышленной политике, касающиеся понятия «российская услуга», требований к российской услуге. Это непростой вопрос: как это вообще описать, но сам этот нормативный инструмент надо обязательно создавать. Потому что закупки услуг – это один из постоянно используемых механизмов обхода национального режима в закупках. И эту лазейку надо закрывать, безусловно, с этим надо учиться работать, иначе у нас так и будут формально цифры по статистике высокие, а по сути, закупки будут проходить в обход.

Еще на одну нормативную уязвимость для применения национального режима в закупках на пленарном заседании Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» указал заместитель министра финансов Алексей Лавров.

Он напомнил, что говоря об импортозамещении и о закупках российской продукции, многие забывают, что речь идет обо всем рынке ЕАЭС.

– Все содержание 44-ФЗ, равным образом автоматически распространяется на наш общий рынок. Отсюда проблема.

По словам Лаврова, это следует учитывать работая над критериями локализации. Понятно, что через рынки ЕАЭС будет проникать иностранная продукция. Это при том, что одновременно идет интенсивная работа над снятием барьеров для евразийского торгового сотрудничества.

– Осталось устранить два барьера, кроме совсем мелких: это взаимное признание банковских гарантий и электронная цифровая подпись. Есть такие серьезные основания полагать, что к следующему году они будут сняты. И у нас в полном объеме заработает рынок закупок в рамках ЕАЭС. Это очень хорошо, на самом деле. Это открывает новые возможности для наших предприятий. Но при этом, конечно, нельзя ни в коем случае упустить те меры, которые мы сейчас реализуем по импортозамещению. В частности, мы предлагаем отказаться вообще от ведения перечня той продукции, произведенной внутри ЕАЭС, на которую применяется 15-процентная ценовая преференция. Когда-то эта мера была актуальной, сейчас мы считаем, что если продукция подтверждена, то так или иначе, она автоматически, должна получать преимущество перед другой иностранной продукцией автоматически. В целом необходимо оптимизировать форматы третий лишний, второй лишний, а также использование перечней продукции. Сделать их проще с точки зрения правоприменения.

Очень важно, что думают о практических проблемах импортозамещения в закупках сами заказчики и поставщики, которым приходится работать с нормативами импортозамещения. Эту тему обсудили в формате мозгового штурма. Приведем наиболее содержательные мнения профессиональной аудитории.

  1. Низкая производственная емкость и межотраслевая связанность, не позволяет удовлетворить импортозамещающий спрос по широкому спектру отраслей (грубо говоря, нет соответствующих производств).
  2. В законе и подзаконных актах не хватает внятного определения, что такое «импортозамещение», что такое «импортозамещенный товар». Либо это отверточная сборка, либо произведено из российского сырья и российских комплектующих, поставленных российскими заводами.
  3. В системе закупок не хватает данных о реальных потребностях и нуждах заказчиков: что конкретно нужно импортозамещать, и в каких объемах?

Эксперты призвали обратить внимание на систему закупок КНР, где глубина локализации очень четко регламентирована, а принципиальным вопросом является – кто владелец наукоемкой части продукции. Кто собственник технических данных? Китайская правовая система умеет фокусировать приоритеты (заказ, господдержку, льготы) именно на тех предприятиях и той продукции, которая действительно произведена в КНР по китайским технологическим стандартам. Вторая категория приоритетов – это продукция, произведенная в Китае, но интеллектуальная собственность и ее бенефициары за пределами страны. К третьему сорту относятся – все остальные предложения. Эти критерии выставлены очень четко.

  • Необходимо более четко регламентировать порядок определения страны происхождения товара. Это боль всех заказчиков, кто применяет 126 приказ. Пока мы в подзаконных актах не пропишем порядок подтверждения страны происхождения, мы будем доказывать в судах, что бананы не производятся на территории РФ. Оборудование, двигатели, запчасти, – сообщают со стороны заказчиков. – Непонятно, почему запреты и ограничения привязаны к реестрам, а условия допуска предписывают верить на слово. Нужна единая практика. По данному вопросу, возникло консолидированное предложение использовать товаросопроводительный документ, который подтверждает страну происхождения в зависимости от объекта закупки. Это позволит уйти от декларирования, к реальной ответственности.
31 мая 2023, 18:39
547
Теги: #Импортозамещение #технологический суверенитет

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.