Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Электронное актирование – как избежать дублирования?

Цифровизация расходов по нацпроектам – задача номер один, но с ее решением есть технические сложности
Электронное актирование – как избежать дублирования?
Теги: #ЕИС #Нацпроекты #Правительство #Проектный офис #Роман Чернов #Цифровая экономика #Электронное актирование

Единственной структурой, которая на сегодняшний день обладает всей полнотой информации о расходовании средств в рамках национальных проектов, является Проектный офис Правительства Российской Федерации.

Однако сбор этих данных от регионов фактически осуществляется в ручном режиме. Данные собираются от региональных проектных офисов, а те в свою очередь запрашивают их у муниципалитетов. Никакой другой объективной системы, позволяющей получить информацию о расходной части, не существует.
В открытых источниках есть лишь общие данные о капитализации нацпроектов.

Более детально о том, как вкладываются эти деньги, иногда сообщают региональные СМИ, при этом эта информация носит фрагментарный характер и не позволяет проверить эффективность работы по нацпроектам.

С инициативой ввести отдельный показатель, позволяющий отслеживать движение средств по нацпроектам в автоматическом режиме, не так давно выступала Гильдия отечественных закупщиков. Это предложение, которое поддержали все региональные уполномоченные органы закупок, прозвучало на конференции Гильдии в Государственной Думе летом 2019 года. А это значит, что и уполномоченные органы в регионах по нацпроектам имеют недостаточно объективную картину. Как регионы отчитываются федеральному Проектному офису, остается лишь догадываться.

Очевидно, что никто не захочет себе добровольно портить статистику. Беда в том, что даже с кристально честной статистикой от регионов по нацпроектам есть большие проблемы. Средства вкладываются слишком нерасторопно прежде всего потому, что нет четкого понимания, куда их вкладывать, а самое главное – как потом гарантировать их доведение до цели.

Ситуация осложняется тем, что мониторинг государственных закупок в регионах развит неравномерно: одни уже начали вкладываться в создание автоматизированных цифровых систем контроля за расходованием средств, а другие еще запаздывают с этими процессами, предполагая, что такого рода системы могут появиться на базе ЕИС. В таком случае не будет дублирования систем, что поможет сэкономить деньги бюджета.

– Хотелось бы понять, нужно ли регионам создавать свои автоматизированные системы контроля или имеет смысл дождаться, когда централизованная система с таким функционалом появится в ЕИС? – задается вопросом председатель правления Гильдии отечественных закупщиков Лидия Никифорова.

Модули исполнения контрактов, например, уже созданы в ряде регионов, при этом эксперты предполагают, что аналогичная опция будет создана на базе Единой информационной системы. Каким образом эти работающие модули будут интегрироваться в ЕИС? Не создаст ли это пресловутые технические проблемы с быстродействием системы, учитывая, что у систем разные разработчики? Ответов на эти вопросы пока нет ни у кого. При этом крупнейшие электронные площадки, даже предвосхищая внесение соответствующих поправок в законопроект, начали продвижение своих информационных продуктов электронного актирования и исполнения контрактов в ряде регионов России.

Проблему с модулями электронного актирования специально для «Цифровых Закупок» прокомментировал Роман Чернов, заместитель управляющего директора «Электронная торговая площадка Группа Газпромбанка»:

Роман Чернов даёт интервью «Цифровым Закупкам»

– Потребность в электронном документообороте у федеральных и региональных заказчиков, конечно же, есть. И особенно в контроле за исполнением заключенных контрактов. Исполнение контракта – та зона, которая лучше всего показывает эффективность расходования бюджетных средств. Свои механизмы контроля за этими процессами есть и у коммерческих площадок. Но если мы говорим о контроле государства и, в частности, об инициативе Казначейства по электронному актированию, то это другая система. Она активно разрабатывается для региональных заказчиков, для ФОИВов. Есть большая вероятность, что к 2020 году они эту систему внедрят. Площадка Газпромбанка активно взаимодействует с Казначейством в этом проекте в рамках рабочей группы. Скорее всего, электронное актирование будет происходить не на площадках, а в Единой информационной системе, что ставит под большое сомнение целесообразность создания альтернативных модулей и их дальнейшее функционирование в целом. Хотя они создавались на волне потребности в функционале, который отсутствовал или был недостаточно эффективно представлен в ЕИС. Вопрос даже не в дублировании (возможно, регионы тестируют эти модули бесплатно), а в эффективности работы таких систем. В различных министерствах есть потребность в электронном актировании, однако нет ответа на вопрос: не будет ли установка такого модуля в итоге дублировать ручной ввод? Задача модуля – автоматизировать процесс, чтобы уменьшить время работы. Существуют и другие элементы контроля нецелевого расходования средств, которые площадка Газпромбанка предлагает своим заказчикам бесплатно. В том числе у Газпромбанка есть действительно функциональный инструмент по контролю банковского сопровождения, который позволяет на разных этапах отследить в режиме онлайн, куда какие потоки идут со спецсчетов десятков субподрядчиков. Есть инструментарий программы «Цифровой двойник», который позволяет контролировать крупные инфраструктурные проекты и стройки (от этапности закупки, бюджетного доведения лимитов до реализации этих этапов). Все это актуально для национальных проектов.

Значительная доля закупок в рамках национальных проектов осуществляется по Закону 223-ФЗ. Однако о сложностях с контролем таких закупок известно уже давно.

Намерение ужесточить контроль и провести конкретизацию закупочного процесса в рамках 223-ФЗ в формате публичных обсуждений сегодня высказывают Минфин и Федеральное казначейство, однако в письменном виде нет конкретизации этого информационного посыла. Мотивы регулятора и контролера вполне объяснимы: по ФЗ-223 объем закупок в три раза больше, чем по ФЗ-44. Как правило, это закупки госкорпораций. Впервые идею упорядочить закупки в рамках 223-го закона, введя правила закупок, еще в начале 2000-х годов озвучил Сергей Степашин, который был главой ведомства.
Однако эта идея, прозвучавшая в докладе руководству страны, так и не была закреплена документально, оставшись лишь пожеланием.

Продолжим следить за интригой.

Автор: Андрей Троянский