Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Экспресс-обзор законопроекта, существенного меняющего ФЗ-44

Анализ законопроекта Минфин по внесению изменений в 44 ФЗ
Экспресс-обзор законопроекта, существенного меняющего ФЗ-44
Теги: #Минфин #Светлана Попова #ФЗ-44

На сайте Минфина России сообщается о подготовке законопроекта, предусматривающего комплексную оптимизацию системы госзакупок, упрощение проводимых процедур и сокращение их сроков. Сам проект размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов и находится на этапе общественного обсуждения в отношении текста проекта нормативного правового акта и независимой антикоррупционной экспертизы.

Минфин дает краткое описание проблемы, на решение которой направлен предлагаемый законопроект, и обозначает ее: как «сложные и длительные процедуры затрудняют осуществление закупок».

При детальном рассмотрении проекта можно выделить несколько основных изменений, которые с точки зрения Минфина России помогут сделать сферу закупок более совершенной, выполнить п. 1 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 17.12.2018 № Пр-2417, Концепцию повышения эффективности бюджетных расходов в 2019–2024 годах, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2019 № 117-р, поручение первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – Министра финансов Российской Федерации А.Г. Силуанова от 05.02.2019 № СА-П13-814.

В частности:

1. Количество конкурентных способов закупок сокращается до трех наиболее распространенных: конкурс, аукцион, запрос котировок. Исключаются избыточные двухэтапный конкурс, конкурс с ограниченным участием, запрос предложений, поскольку они во многом дублируют порядок проведения открытого конкурса.

Порядок проведения указанных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) излагается единообразно. Это поможет исключить споры в правоприменении, вызванные наличием в Законе № 44-ФЗ различных положений, регулирующих схожие правоотношения, при проведении различных способов.

Допустим. Но как же быть с тем, что за 2019 год, по данным ЕИС, заказчиками было проведено 10 000 процедур двухэтапных и конкурсов с ограниченным участием?

При этом не следует забывать, что именно конкурсы с ограниченным участием позволяют заказчикам провести предквалификационный отбор участников в случаях, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям». Именно двухэтапные конкурсы позволяют оценить опыт участников при осуществлении закупок на «выполнение работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту, и (или) сносу особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства», «Оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления», «Оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению».

В свою очередь двухэтапные конкурсы позволяют оценить предложения участников в случае необходимости заключения контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции; энергосервисного контракта; контракта на создание произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности). При этом на первом его этапе участники двухэтапного конкурса обязаны представить первоначальные заявки на участие в конкурсе, содержащие предложения в отношении объекта закупки без указания предложений о цене контракта, сумме цен единиц товара, работы, услуги. Иными словами, вначале оценивается предложение участника и только потом цена, что позволяет заказчику защититься от необоснованного демпинга цен.

Предложений по регулированию вышеизложенных ситуаций законопроект не содержит.

Законопроект предусматривает введение «универсальной стоимостной предквалификации», предусматривающей возможность допуска к участию в закупках стоимостью свыше 20 млн рублей только участников, имеющих успешный опыт исполнения любого контракта (договора) независимо от предмета закупки в объеме не менее 20% от начальной (максимальной) цены контракта.

Реализация прилагаемых изменений направлена на определение заказчиками поставщиков (подрядчиков, исполнителей), обладающих квалификацией, выражающейся в опыте участия в государственных и муниципальных закупках, и исключение участия в закупках недобросовестных участников, фирм-однодневок.

Но как быть в случае, если НМЦК ниже 20 млн рублей, а закупка относится к одной из перечисленных выше категорий?

Пример:

ДЕПАРТАМЕНТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗАКАЗА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА разместил закупку на «Оказание услуг по организации горячего питания 11 школ с начальной максимальной ценой контракта 13 041 402,77 рублей. ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛЕНИНГРАДСКАЯ МЕЖОБЛАСТНАЯ ВЕТЕРИНАРНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ»   разместило закупку на Выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на проведение работ по реконструкции, реставрации, сохранению и приспособлению для современного использования объекта культурного наследия «Хозяйственный флигель усадьбы Запасного дворца» для нужд ФГБУ «Ленинградская МВЛ», с начальной максимальной ценой контракта 6 202 445,23 рублей. Обе закупки, конкурс с ограниченным участием. Обе закупки с НМЦК меньше 20 млн рублей…

2. Проект устанавливает единые требования:

к содержанию извещений о закупках всеми конкурентными способами закупок; срокам их размещения, представления, разъяснения их положений, внесения в них изменений; составу и содержанию заявок на участие в закупках.

Кроме того, при проведении открытых конкурентных способов законопроект исключает необходимость дополнительного составления заказчиком документации о закупке, предусматривая включение всей информации о проводимой закупке исключительно в извещение о ее осуществлении. Эта новация продолжает направление, заданное Федеральным законом от 01.05.2019 № 71-ФЗ, по объединению документов, формируемых заказчиком. Так, план и план-график закупок ранее были объединены в один документ, теперь предлагается объединить извещение и документацию о закупке.

Также проектом сокращаются сроки выполнения процедур при проведении указанных трех способов (в том числе рассмотрения заявок, частей заявок). Дальнейшее сокращение сроков невозможно, полагает Минфин России, в том числе потому, что это вступит в противоречие с договором о ЕАЭС. Для исключения чрезмерно длительного проведения аукциона предлагается установить максимальный срок торгов – не более 3 час с момента их начала.

Трудно сказать, на сколько установление единых требований, к примеру, к содержанию заявок на участие в закупках, скажется не только на сроках, но и качестве заявок участников, а следовательно, их информативности, учитывая, что, к примеру, аукцион и конкурс – это принципиально разные процедуры. По-разному оцениваемые. Ну а сроки рассмотрения заявок комиссиями заказчиков тем более спорны, т.к. срок рассмотрения заявок устанавливается в зависимости от сложности технического задания и внутренней специфики работы комиссий заказчика.

3. Увеличивается количество участников закупки, с которыми заключается контракт. При уклонении участника закупки от заключения контракта заказчик направит контракт для заключения участнику, заявке которого присвоен следующий порядковый номер (каждому следующему до заключения контракта), что увеличит возможность заключить контракт без повторной закупки.

4. Для дальнейшего ускорения и упрощения осуществления закупок малого объема законопроект исключает ограничение о предельном (10%) годовом объеме закупок, которые могут быть проведены с применением запроса котировок в электронной форме.

5. Предусматривается оптимизация совместных конкурсов и аукционов, в том числе в части установления возможности их проведения несколькими уполномоченными органами различных субъектов РФ, что позволит осуществлять совместные межрегиональные конкурсы и аукционы.

6. Совершенствуются положения Закона № 44-ФЗ о порядке предоставления обеспечения заявок, в том числе с использованием специальных счетов:

вводится «иммунитет» заблокированных средств, предусматривающий невозможность их взыскания в период блокировки по иным обязательствам участника закупки. Мера позволит исключить непрогнозируемое взыскание средств, влекущее недостаточность средств на счете для обеспечения заявки и, как следствие, к невозможности дальнейшего участия в закупке; срок взаимодействия между банками и операторами электронных площадок при блокировании денежных средств сокращается с 3 до 1 час, что также сокращает срок начала электронного аукциона на строительство с 4 до 2 час; средства предлагается блокировать не после окончания срока подачи заявок, а непосредственно при подаче заявки, что в случае недостаточности средств позволит участнику закупки успеть пополнить счет и вновь подать заявку.

7. Предусматривается дальнейшая оптимизация порядка осуществления закупок по проектированию и строительству объектов капитального строительства. Предлагается ввести понятие контракта на создание объекта капитального строительства «под ключ», предметом которого может быть одновременно проектирование, строительство, поставка оборудования, что влечет сокращение общего срока закупки объекта, поскольку потребуется проведение одной закупки вместо нескольких. Наряду с этим вводится новый термин –  «под ключ».

8. Законопроект совершенствует порядок исполнения контракта. Вводится определение этапа исполнения контракта, формирование документа о приемке товара, работы, услуги в электронной форме с использованием единой информационной системы в сфере закупок, расторжение контрактов переводится в электронную форму, что позволит существенно сократить срок такой процедуры и обеспечить фиксацию поступления одной стороне контракта решения о его расторжении, принятого другой стороной контракта.

Формирование документа о приемке товара, работы, услуги в электронной форме с использованием единой информационной системы в сфере закупок, обмен такими документами между заказчиком и исполнителем, безусловно, облегчит и упростит порядок исполнения контракта. Но при этом упразднены сроки вступления в действие решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и, как следствие, сроки, ранее определенные для того, чтобы подрядчик имел возможность устранить основания для расторжения контракта.

9. Оптимизируется процедура обжалования закупок. Устанавливается электронная форма подачи жалобы с использованием ЕИС, что очень неплохо для исполнителей, не имеющих возможности подать жалобу в территориальное отделение либо в Федеральный ФАС лично. При этом заявители должны соответствовать указанному требованию об универсальной стоимостной предквалификации. Так, в случае обжалования закупки с ценой контракта свыше 20 млн руб. участник обязан иметь опыт хотя бы одного исполненного контракта не менее 20% от НМЦК по закупке, на которую подается жалоба. Изменения исключат обжалование закупок так называемыми профессиональными жалобщиками, а также участниками закупок, в которых они участвовать не имеют права. Кроме того, количество жалоб от одного участника ограничено одной. Т.е. участник закупки должен сформулировать все свои доводы в отношении нарушенных прав в одной жалобе. Не более. «Забросать» жалобами – не получится.

Кроме того, в число субъектов контроля включаются банки, что позволит обжаловать их действия при реализации ими требований Закона № 44-ФЗ.

10. Предусматривается перевод документооборота между заказчиками и ФАС России при рассмотрении вопроса о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронную форму с использованием ЕИС. Что тоже хорошо и существенно ускоряет процессы.

11. Устанавливается условие о возможности взыскания заказчиком с исполнителя по контракту обеспечения исполнения контракта при его одностороннем расторжении заказчиком исключительно в случае включения информации о таком исполнителе в РНП. Изменение направлено на защиту интересов исполнителя по контракту, поскольку такое взыскание будет допускаться в случае соблюдения заказчиком установленной процедуры одностороннего расторжения контракта. Что тоже хорошо, т.к. в случае злоупотребления заказчиком своим правом об одностороннем расторжении обеспечение контракта вернется исполнителю.

12. Ввести в статью определяющую порядок определения НМЦК возможность при определении и расчете НМЦК для контрактов на создание объекта капитального строительства «под ключ» устанавливать «ориентировочное значение цены контракт». Однако следует учесть, что статья, которую предлагается дополнить данной нормой, регламентирует обоснование НМЦК. Термин «ориентировочное значение цены контракта» применяется по отношению к ЗАКЛЮЧАЕМОМУ контракту, что следует из постановления Правительства РФ от 13.01.2014 № 19 «Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта». Тем более что случай установления ориентировочного значения цены контракта по отношению к заключению контракта, предметом которого является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, данным ПП, уже определен.

13. Увеличить размер НМКЦ для запроса котировок до 3 млн рублей. Ввести возможность проводить запрос котировок на любую сумму не только в ранее предусмотренных случаях, но и, к примеру, в случае расторжения контракта по обоюдному согласию сторон.

Однако данная возможность может повлечь за собой злоупотребления.

Таким образом, анализируя представленный Минфином России законопроект, становится очевидно, что однозначно сказать, на сколько он нужен и полезен, нельзя. Необходимо рассматривать каждое предлагаемое изменение в отдельности и проецировать его на сложившуюся практику.

Автор: Светлана Попова

4 марта 2020, 11:44
800
Теги: #Минфин #Светлана Попова #ФЗ-44

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.