Конкурс журналистов

Импортозамещение в радиоэлектронике – готовимся к новым порядкам

Для отечественных разработчиков открылось окно возможностей, а вот операторам контрактной системы придется понервничать
Импортозамещение в радиоэлектронике – готовимся к новым порядкам
Теги: #Импортозамещение #Минпромторг #радиоэлектроника #Телекоммуникации #Третий лишний

С 1 сентября 2019 года заказчики, работающие по законам 44-ФЗ и 223-ФЗ, закупают радиоэлектронную продукцию по новым правилам.

В целях стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории РФ Правительство РФ Постановлением от 10.07.2019 № 878 установило требования к закупкам такой продукции в соответствии с законами 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Заказчик обязан будет отклонить все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в перечень товаров, происходящих из иностранных государств, соблюдая, конечно, ряд условий.

Перечень такой продукции состоит из 13 позиций, в него вошли такие товары, как электрическое осветительное и компьютерное оборудование, электродвигатели, аккумуляторы, провода и кабели, и др.

Вместе с тем Правительство поручило Минпромторгу до 1 сентября 2019 года сформировать единый реестр российской радиоэлектронной продукции. Условием соответствия товара требованиям извещения и/или документации о закупке является нахождение радиоэлектронной продукции в реестре.

Чтобы подтвердить, что продукция отвечает требованиям извещения и документации, участнику необходимо представить только номер реестровой записи и декларацию о том, что продукция находится в реестре.

Что необходимо учесть участнику закупок до подачи заявки?

Участнику необходимо проверить, имеется ли предлагаемое к поставке оборудование в утвержденном перечне путем установления соответствия кода ОКПД2, указанного в документации о закупке, – коду ОКПД2, указанному в перечне.

Далее необходимо проверить нахождение предлагаемого к поставке оборудования в реестре российской радиоэлектронной продукции. В целом отсутствие товара в реестре может быть по двум причинам: предлагаемый к поставке товар происходит из иностранных государств или же его просто не включили в указанный реестр.

Можно ли подавать заявку на участие в закупке, если оборудование включено в перечень, но участник предлагает к поставке товар, не входящий в реестр российской радиоэлектронной продукции? Конечно, можно. Возможно, что заявки конкурентов, поданные на участие в закупке по 44-ФЗ, не будут соответствовать условиям, указанным в постановлении. Ведь отклонение заявки с иностранным товаром возможно только в том случае, если подано еще хотя бы две заявки, которые одновременно:

  • отвечают требованиям извещений и документации;
  • содержат предложения о поставке продукции из реестра;
  • не содержат предложений о поставке одного и того же вида продукции одного производителя.

Если же участник является, к примеру, разработчиком программного обеспечения и/или обладает исключительными правами на такое обеспечение, то у него есть все шансы минимизировать конкуренцию. А в случае участия в торгах по Закону 223-ФЗ, вне зависимости от величины конкуренции, – забирать контракты по выгодной ему цене, потому что при закупке радиоэлектронной продукции по 223-ФЗ будут действовать преференции для товаров из реестра. Так, для конкурсов, запросов котировок и запросов предложений заявку участника, предложившего продукцию из реестра, оценивают по стоимостному критерию с 30%-ным понижающим коэффициентом. А при аукционе победившему участнику с продукцией, которой нет в реестре, договор с ним заключат по цене на 30% ниже той, что предложил участник.

А вот участнику, предлагающему продукцию, не включенную в реестр, необходимо учесть такие риски. Подавая заявку на участие в аукционе по Закону 223-ФЗ, рассчитывайте предлагаемую цену товара с учетом возможного снижения на 30%. Неготовность участника к таким сюрпризам не спасет его от реестра недобросовестных поставщиков.

Поставщику, желающему включить свой товар в реестр российской радиоэлектронной продукции, нужно уже готовить документы. Процедура внесения в реестр продукции не быстрая. Помимо сроков, предусмотренных на регистрацию, проверку полноты и достоверности представленных заявителем сведений Минпромторгом, также установлены длительные сроки на экспертизу оборудования. А далее – сроки на обмен Минпромторга и экспертного совета заключениями, сроки на принятие решения о присвоении статуса оборудования российского происхождения, сроки на оформление таких решений. Остается еще надеяться на то, что решение о необходимости проведения дополнительной экспертизы принято не будет.

Автор: Ирина Чуева

Ещё по данной теме