Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Финансовое «орошение» реальной экономики требует «обводных» каналов

Что нового в «дорожной карте» инвестпроектов, разработанной Правительством РФ?
Финансовое «орошение» реальной экономики требует «обводных» каналов
Теги: #Банки #Инвестиции #Институты развития

Инвестиции в основной капитал – это важнейший показатель развития страны. Создание инфраструктуры, модернизация конвейера, строительство новых и капитальный ремонт зданий и сооружений, улучшение земли, приобретение машин и оборудования, инвестиции в НИОКР и объекты интеллектуальной собственности и т.д. , и т.п. В учебниках по экономике предполагается, что предприятия должны направлять на вышеперечисленные нужды либо собственные деньги; либо заемные; либо полученные от государства. Но, в реальной жизни все не так как в учебниках, и в России для компаний единственным источником инвестиций в основной капитал является госбюджет. Оборотных средств предприятий едва хватает на покрытие минимальных нужд жизнеобеспечения; за 20 лет банковская система РФ так не смогла предложить адекватного  кредитования для промсектора. Следуя логике и требованиям реальной экономики, государство развивает альтернативные механизмы финансирования.

Привилегированные акции и SPAC

Весной стало известно, что Правительством РФ разработана “дорожная карта” для доступной реализации финансовых проектов и «изменения принципа работы финансовых институтов». В сообщении Правительства говорилось, что она нацелена на создание новых возможностей для применения уже существующих финансовых инструментов, в частности предлагается создание многоголосых привилегированных акций, увеличение доли привилегированных акций в уставном капитале акционерных обществ, развитие акционерных соглашений и механизма special purpose acquisition company (SPAC), развитие финансирования МСП, в том числе через цифровой факторинг. «SPAC — это механизм вхождения в капитал через специальные чеки. Деньги от их продажи размещаются на эскроу-счетах.

Банк России и Правительство РФ для реализации указанного плана должны создать специальную рабочую группу, которая будет выполнять роль консультационного органа. В составе группы: председатели Правительства РФ, Банка России и экспертного сообщества, под руководством Первого заместителя Председателя Правительства РФ Андрея Белоусова и председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной.

В подтверждение заявленной стратегии в июне текущего года Правительство РФ купило дополнительно выпущенные привилегированные акции РЖД. Всего 40 млн привилегированных акций номинальной стоимостью 1 тыс. руб. каждая. Акции оплачены денежными средствами в размере 40 млрд. руб. Средства пойдут на модернизацию Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей.

Целевое субсидирование

Так называемые институты развития становятся мощнейшим инструментом финансового жизнеобеспечения экономики в обход традиционной банковской системы. Стоит обратить внимание на цифры агентства «Национальные кредитные рейтинги» по госкорпорации ВЭБ.РФ. Согласно данным их анализа за 2016–2020 годы ВЭБ получила 866 млрд руб., что в два раза больше, чем объем поддержки российских банков за тот же период (426 млрд руб.).

На Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) была представлена новая стратегия ВЭБа. Характерно, что теперь стратегия предполагает как финансирование стратегических проектов по инициативе правительства, для которых потребуется дополнительный капитал, так и выполнение нацпроектов и даже развитие городских территорий.

Более того, в июне стало известно, что Минфин предусмотрел выделение ВЭБу еще ₽190 млрд господдержки на 2023—2024 год. Всего в плане финансирования ВЭБ до 2024 года содержится проектов на 17 трлн рублей.

Напомним, что в год пандемии ВЭБ, помимо своей традиционной деятельности, также обеспечивал исполнение мер по поддержке предпринимателей, общий объем поручительств ВЭБа по льготным кредитам бизнесу превысил 500 млрд руб.

Сложилась парадоксальная ситуация в которой российские банки самоустранились от выполнения своих обязательных функций по кредитованию реальной экономики и промышленного сектора. Сегодня с этими стратегическими задачами гораздо лучше справляются институты развития.

Коммерческий сектор риска

Участие коммерческих банков в больших инфраструктурных проектах не принято рассматривать как негативный фактор, повышающий риск невыполнения этих проектов. Однако такой риск существует, и он напрямую связан с отсутствием эффективного валютного контроля.

– Эмитировавшиеся в рамках антикризисных программ кредиты использовались коммерческими банками для покупки иностранной валюты, а не для кредитования реального сектора экономики, – отмечает Сергей Глазьев, член Коллегии (министр) по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии.

Для организации целевого кредитования Глазьев предлагает создать Специализированный институт развития, фондируемый Банком России в размере не ниже объема изымаемых из экономики денег.

– Так, для компенсации сжатия кредита с 2014 года необходимо около 15 трлн. руб., из которых на начальном этапе можно выделить 5 трлн.руб. Специнститут развития, создаваемый по образцу немецкой KFW, эмитирует под этот объем денег, остающихся на корсчете в ЦБ, защищенные цифровыми технологиями «инвестиционные рубли»,  приравненные по покупательной способности и курсу обмена к обычным рублям. Целевые кредиты в инвеструблях предоставляются исключительно под специальные инвестиционные контракты под 2% (для госкорпораций) и 4% (для всех остальных) годовых для конечного заемщика. При этом не потребуются расходы на получение банковских гарантий, не нужны кредитные рейтинги, что позволяет сократить издержки еще на 3%. Все дальнейшее движение эмитированных таким образом денег автоматически контролируется при помощи блокчейн вплоть до выплаты заработной платы, получения дивидендов и возвращения кредита.

Для контроля транзакций Глазьев предлагает использовать технологию блокчейн. Использование распределенных реестров позволяет достоверно контролировать потоки перемещаемых средств, исключает возможность вывода средств за контур инвестиционных проектов, обмена их на иностранную валюту без санкции Специального института развития.

Электронный бюджет вместо банковского сумрака

Еще одним цифровым инструментом, который де факто создает конкуренцию традиционным банковским услугам, является Казначейское сопровождение. В июне правила казначейского сопровождения были закреплены в Бюджетном кодексе страны на постоянной основе.

Инструмент применяется в России с 2016 года для контроля авансов по контрактам и субсидиям на федеральном уровне. В начале 2020 года он обрел технически завершенную форуму. У Российской Федерации появился электронный бюджет.  По большому счету, казначейское сопровождение делает коммерческую банковскую систему дублирующим, второстепенным явлением, создающим дополнительные издержки и риски. К текущему году на казначейское сопровождение поставлено 50 триллионов рублей. Получатели этих средств открывают лицевые счета не в банках, а в Федеральном казначействе. Это позволяет государству проследить за оборотом поступивших денег, с полной прозрачностью и подотчетностью по каждому рублю.

Регионы получили инвестиционный стимул

В конце мая Правительство РФ расширило список отраслей и инвестпроектов, на реализацию которых выделяются бюджетные средства регионов посредством их высвобождения в результате снижения объема погашения задолженности субъекта РФ перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам. В частности, дополнен перечень объектов инфраструктуры, в которые регионам разрешается вкладывать высвобождаемые средства в целях их создания, реконструкции и модернизации. Помимо объектов транспортной, инженерной, энергетической и коммунальной инфраструктуры к ним теперь относятся в том числе:

  • индустриальные (промышленные) парки и технопарки;
  • особые экономические зоны;
  • территории опережающего развития;
  • инновационные научно-технологические центры.

Перечень направлений новых инвестиционных проектов, которые должны реализовывать субъекты РФ, также дополнен. Сюда включается транспорт общего пользования, строительство аэропортовой инфраструктуры и обеспечение электрической энергией, газом и паром. Ответственным за формирование сводного перечня всех новых инвестиционных проектов является Минэкономразвития России.

Чтобы новый инвестиционный проект был включен в сводный перечень, его стоимость должна быть не менее 50 млн руб. При отборе проекта будут учитываться в том числе соотношение объема частных инвестиций и бюджетных средств, направляемых на его реализацию. Более того, у субъекта РФ должно быть заключено с потенциальным инвестором соглашение о намерениях. В таком документе должна быть зафиксирована, в частности информация о планируемом объеме инвестиций, количестве создаваемых рабочих мест, которые нужны для реализации инвестпроекта.

Автор: Светлана Четакова

18 июня 2021, 15:04
200
Теги: #Банки #Инвестиции #Институты развития

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.