Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Фильтр для жалобщиков, лекарство от демпинга на торгах, независимая экспертиза и многое другое

Заседание Экспертного совета регионов Гильдии в Госдуме
Фильтр для жалобщиков, лекарство от демпинга на торгах, независимая экспертиза и многое другое
Теги: #44-ФЗ #Антон Гетта #Гильдия #Госдума #Госзакупки #Законотворчество #Павел Лисин #Торги #Экспертиза

Эксперты Гильдии отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам, представители большинства экономически развитых регионов страны, регуляторов:
Федерального казначейства, ФАС России, Минфина встретились в рабочем режиме, чтобы предложить власти конкретные механизмы совершенствования системы закупок.

Заседание Гильдии – это часть системной работы, которую организовывает Рабочая группа Госдумы по проведению анализа и совершенствованию процедур закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

– Регионы волнует, что произойдет с цифровизацией малых закупок, которые составляют значительную часть их бюджета, – сообщила Лидия Никифорова, председатель Правления Общероссийской общественной организации «Гильдия отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам». – В сектор гражданских закупок входит оборонный заказ.

Значит в 2020 году объем закупок будет нарастать.
Прогнозируемая экономия бюджетных средств в этой области, благодаря цифровизации, составит 50 млрд рублей. Децентрализация или наоборот: между сколькими игроками будет распределен весь объем малых закупок?


Лидия Никифорова отметила, что на сегодняшний день в РФ работает 6 крупных электронных магазинов, которые делят региональный рынок. Для многих малых и средних поставщиков они являются центрами компетенций.

Важно, что развитие законотворческих инициатив не потребует радикальных поправок в существующее законодательство, подчеркнул заместитель председателя комитета Госдумы по финансовому рынку, руководитель экспертно-консультативного совета фракции «Единой России» по совершенствованию антикоррупционного законодательства и законодательства в сфере государственных и муниципальных закупок Антон Гетта.

При этом, предложения регионов являются действительно наболевшими.

Одно из актуальных предложений – регламентировать процесс противодействия профессиональным жалобщикам. Широко распространены случаи, когда жалоба используется для того, чтобы шантажировать одну из сторон контракта. Реестр недобросовестных жалобщиков позволил бы улучшить ситуацию. Также, в качестве действенных мер рассматриваются: запрет на отзыв жалобы, ограничение количества жалоб, введение госпошлины за жалобы.

Комментируя эту проблему, Антон Гетта подчеркнул, что ограничения по жалобам никак не скажутся на возможностях общественного контроля. Практика показывает, что данным инструментом активно пользуются преимущественно рейдеры, а не общественные контролеры. Что подтверждается многолетним опытом работы Общероссийского народного фронта по мониторингу системы закупок. За все время работы ОНФ подано всего лишь порядка 10 жалоб. Антон Александрович предлагает ввести для жалобщиков четкий квалификационный фильтр. Только тот, кто исполнил порядка 20% контракта, должен иметь право на официальную жалобу.

– Если ты пришел неизвестно откуда, не имеешь никакого опыта работы в системе закупок и жалуешься, то это явный пример лже-контроля, – подчеркнул Гетта.

Предложения регионов суммировал в презентации член Рабочей группы Государственной Думы по проведению анализа и совершенствованию процедур закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, главный редактор сетевого издания «Цифровые Закупки» Павел Лисин.

Возможные правки в закон:

– Предусмотреть эквивалентность материалов при закупке работ по строительству, реконструкции, капремонту.  Даже если участник хочет предложить нечто эквивалентное, он зачастую этого не может сделать в силу юридических ограничений.

– Установить единые правила нормирования. Многие регионы, формально, эти правила уже для себя определили, однако единообразия нет, и есть соответствующий запрос от специалистов на местах.

– Внедрить процедуру поддержки СМП и СОНО при проведении совместных закупок.

– Определить роль и место региональных порталов малых закупок.  У многих регионов есть электронные магазины. При этом законодательно их статус в системе закупок не конкретизирован и не регламентирован в ФЗ-44. Их работа не согласована.

– Пересмотреть подходы к наполнению КТРУ. Многие заказчики боятся что-либо обосновывать, хотели бы стандартизировать описание закупки.

– Конкретизировать параметры искусственного дробления.

– Инициатива о которой много говорят, наделить ФОИВ полномочиями по разъяснению положений ФЗ-44. Снабжать каждое новое положение конкретными примерами.

– Установить единую норму банковской гарантии. С этой идеей давно согласны заказчики. Однако, только сегодня банковское сообщество пришло к выводу о том, что востребована единая электронная форма.

– Внедрить дифференцированный подход к назначению административного наказания, в т.ч. ввести предупреждения. Штрафы за технические нарушения слишком велики, что приводит к издержкам. Например, штрафы за коррупционно-опасные нарушения можно увеличить, а за ошибки – напротив, снизить.

– Устранить несоответствие кодов ОКПД2 и КТРУ в нормативных актах.

– Конкретизировать порядок проведения вне экспертизы результатов исполнения контракта. Одна из форм – привлечение внешнего, независимого эксперта.

– Унифицировать и обобщить в едином акте случаи и порядок применения национального режима. Оборонные предприятия могли бы поучаствовать в процессе импортозамещения.

– Установить право заказчика требовать обеспечение гарантийных обязательств.

– Определить доп. условия субъектов МСП об обеспечении исполнения контракта. С одной стороны, закон поддерживает малый бизнес, а с другой – на практике происходит увеличение количества участников торгов, что ведет к риску появления недобросовестных поставщиков. Ранее их сдерживал фактор обеспечения.

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.