Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Союзное государство: общий рынок сбыта – устранение разночтений

На XIX Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» было принято решение создать рабочую группу для оперативного устранения препятствий, возникающих у предприятий России и Белоруссии в госзакупках
Союзное государство: общий рынок сбыта – устранение разночтений
Теги: #Антон Гетта #Белоруссия #Союзное государство

Во время дискуссии «Об отдельных вопросах реализации единой промышленной политики и гармонизации закупочного законодательства на территории Союзного государства» стороны  решили создать рабочую группу, где будут разбирать проблемные вопросы, связанные с процессом госзакупок, в том числе и трудностями, возникающими у предприятий во время участия в торгах.

XIX Всероссийский Форум-выставка «ГОСЗАКАЗ» позволил увидеть в срезе, как работают закупочные механизмы России и Белоруссии. Накануне правительствами обеих стран была проделана обширная законодательная работа по объединению рынков сбыта. Тяжело происходил процесс унификации электронной подписи. Важным шагом стало взаимное признание банковских гарантий. Без решения этих вопросов белорусский бизнес не мог совершать юридически значимые действия в ЕИС и на электронных торговых площадках.

Форум-выставка «ГОСЗАКАЗ» – лучший способ проверить эффективность принятых условий. Его экспозиция задумана таким образом, чтобы показывать продукцию и передовые технологические достижения поставщиков из разных регионов в динамике продвижения на рынке. Профессиональную аудиторию мероприятия интересуют прежде всего регуляторные вопросы:  стратегия преодоления бюрократических препятствий, вопросы планирования, конкуренции, маркетинговые ноу-хау.

В этом году на выставочных стендах Форума был достаточно широко представлен пул белорусских компаний, а вопросы их интеграции в российский рынок начали решать прямо во время первого торжественного обхода экспозиции почетными гостями, в числе которых были представители российского Минфина, Минпромторга, ФАС России и Государственной Думы.

Один из таких нюансов вскрылся при общении с руководством Могилевского завода лифтового машиностроения (одного из ведущих производителей лифтового оборудования в Восточной Европе).  Продукция и производственная программа ОАО «Могилевлифтмаш», насчитывающая более 180 базовых моделей лифтов, была представлена посетителям выставки. Сегодня предприятие борется за российский рынок сбыта и имеет неплохие перспективы благодаря уходу иностранных поставщиков.  Унификация закупочных норм Союзного государства позволила получить доступ к российской системе закупок. Насколько этот доступ свободен?

– На сегодняшний день с законодательной точки зрения вообще нет разницы: белорусский или российский поставщик выходит на конкурс. Все нормы, связанные с отсечением иностранных поставщиков (запреты, правила второй лишний) не распространяются на белорусских производителей, – сообщил во время обхода экспозиции Антон Гетта, заместитель председателя Комитета Государственной Думы, депутат парламента Союзного государства России и Белоруссии.

При этом, он настоятельно попросил руководителя предприятия не скрывать проблем, связанных со сложностями адаптации на российском рынке, чтобы законодательные и контролирующие органы могли их урегулировать в зачаточном состоянии. – Если нам требуется что-то на межгосударственном уровне донастроить,–  то обязательно говорите.

Выяснилось, что определенные барьеры все-таки возникают.

В частности, представитель предприятия рассказал, что в настоящее время для общественного обсуждения размещен проект изменений в 615 постановление. Подразумевается замена лифтового оборудования в многоквартирных домах: устанавливается порядок проведения торгов, у кого можно закупать. Благодаря изменениям в Жилищном кодексе можно осуществлять закупку лифтов отдельно от строительно-монтажных работ. При этом используется оговорка о том, что лифт должен быть включен в реестр российской промышленной продукции. Таким образом, продукция белорусского предприятия не может закупаться из средств региональных Фондов капитального ремонта. Для Могилевского завода это существенный барьер. Продукция «Могилевлифтмаш» идентифицируется Евразийским реестром промышленной продукции.

– В России не так много предприятий, способных конкурировать с китайскими производителями лифтового оборудования. Сегодня этим вопросом активно занимается ДОМ.РФ, добиваясь повышения прибыльности отечественных предприятий, – прокомментировал сенатор Иван Абрамов. – Необходимо своим производителям дать преференцию. В том числе через долгосрочные контракты. Специфика данной отрасли такова, что если мы не загрузим предприятия гарантированным заказом, им будет трудно окупить производственные затраты, выйти на себестоимость производства.   

Он предложил обсудить эту проблему в рамках отраслевого российско-белорусского форума, который пройдет в ближайшее время.

– Если мы заявляем, что мы единое государство, то у нас не должно быть никаких полумер, – утверждает Антон Гетта. – И если где-то создаются условия, ограничивающие участие белорусских компаний, то такие проблемы необходимо устранять в приоритетном порядке. Тем более, если белорусская продукция является конкурентной, в таком случае российские производители должны подтягиваться до соответствующего уровня качества.  

Алексей Лавров, заместитель министра финансов России:

– Наше законодательство позволяет в рамках Союзного государства делать более тесную интеграцию. У нас уже были прецеденты, когда мы в опережающем режиме с Республикой Беларусь устраняли возникающие разночтения (в том числе по банковским гарантиям).  

Вышеупомянутый и другие кейсы были разобраны во второй день Форума в рамках специальной дискуссии: «Об отдельных вопросах реализации единой промышленной политики и гармонизации закупочного законодательства на территории Союзного государства». Мероприятие было организовано Комитетом Государственной Думы по защите конкуренции и Минпромторгом России.

Директор Департамента стратегического развития и корпоративной политики Минпромторга России Алексей Матушанский:

– Республика Беларусь наш ключевой партнер по промышленной кооперации. Мы исходим из приоритета взаимного использования наших производственных мощностей. Активно взаимодействовали с коллегами из Белорусского министерства промышленности над документами взаимного признания.  Мы пришли к достаточно взвешенному консенсусу, и в конце января был подписан Декрет, в соответствии с которым документы, подтверждающие производство продукции на территории Белоруссии и на территории Российской Федерации, которые выдаются торгово-промышленными палатами, признаются на территории обеих стран. В целом, статистика закупок показывает, что по поставкам из стран ЕАЭС коллеги из Беларуси занимают порядка 80% ежегодно. Рассчитываем, что изменения в наднациональное и национальное законодательство еще больше усилят нашу интеграцию.

Если, условно, в Белоруссии произведена, продукция, соответствующая постановлению 719, то белорусская ТПП выдает акт, и в России данный акт признают равнозначным акту, выданному ТПП РФ. Эта механика взаимной идентификации крайне востребована для союзной экономики именно в промышленной плоскости. Теперь любой российский производитель может просто использовать комплектующие из Белоруссии с таким актом для подтверждения общего производства некой конечной продукции. В том числе, для участия в закупках, в мерах государственной поддержки. В данный момент происходит имплементация этих норм в национальные законодательства. Изменения в ПП 719 внесены в Правительство. Со второй половины года начнется прямое правоприменение.

Если оценивать в объемах товарооборота, то за 2023 год было 46 млрд долларов. Причем, условные экспорт и импорт из Белоруссии в Россию и в обратном направлении разделились в пропорции примерно 50 на 50.

Наталья Василевская, заместитель Министра антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь:

– Наше сотрудничество с Российской Федерацией выступает локомотивом интеграционных процессов для других стран евразийского пространства.

Среди технических вопросов, которые предстоит решить в ближайшем будущем – это использование белорусскими участниками электронного актирования. По словам Василевской, российский Минфин активно содействует белорусским коллегам в создании соответствующей цифровой инфраструктуры.

– Мы смогли, все-таки, подписать акты в электронном виде с крупными предприятиями, которые выиграли процедуры закупки в Российской Федерации, и смогли подписать акт электронной цифровой подписью.

Василевская заострила внимание на закупках, осуществляемых государственными корпорациями. Эта сфера, по мнению Василевской, еще нуждается в дополнительном специальном регулировании в рамках союзной интеграции.

Автор: Андрей Троянский

27 мая 2024, 10:59
472
Теги: #Антон Гетта #Белоруссия #Союзное государство

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.