Сам факт использования сводных данных Единой информационной системы закупок в прикладных целях напрашивался давно.
Сведения, которые подвергнутся «риск-ориентированной аналитике», взяты из открытой части ЕИС. Заметим, что все это время рынок тоже не сидел сложа руки. И в коммерческом сегменте возникали интересные проекты анализа данных, аккумулированных автоматическим путем, в том числе и из открытой части ЕИС.
Общая картина – это особый тип знаний, это возможность сложить воедино миллионы пазлов. В недрах Федерального казначейства решили использовать свое право контролера системы государственных закупок, чтобы прощупать ее слабые точки и предупредить заказчиков от ошибок.
Таким образом появился «Риск-мониторинг закупочной деятельности»
Это специальный алгоритм, конкретная математическая формула, позволяющая проанализировать закупки по ряду рискоемких критериев, которые вошли в классификатор возможных нарушений. У каждого из таких критериев есть вес, соответствующий уровню потенциальной опасности для чистоты контракта. Конечно, саму формулу мы раскрывать не станем. Сообщать всем заказчикам и поставщикам критерии потенциальных нарушений также не полезно. На наш взгляд, потенциал системы именно в том, что участники контракта не знают о механизмах аналитики и не могут заранее подставить в нее заданные показатели. Это касается и поставщиков, и полномочных представителей государственного заказчика в регионах. По итогам анализа получается своего рода антирейтинг заказчиков. Сводную информацию по любому отдельно взятому заказчику или контракту можно посмотреть в «Досье заказчика».
При входе в систему на стартовой странице сразу представлен антирейтинг ведомственных структур, работу которых контролирует Федеральное казначейство. Интересно, что система позволяет выстроить статистику в любой удобной для контролера парадигме. Антирейтинг может быть простроен как в целом «по больнице» так и в парадигме отдельного показателя из общего списка: например, по признаку «превышение референтной цены». Скажем, в извещении заказчик указал одну цену, а в контракте – более высокую. Отфильтровать данные можно по любому параметру.
Зачем это нужно?
1. В случае провала закупки можно установить мельчайшие подробности, раскрыв контракт.
2. Аналитика потенциальных нарушений поможет улучшить работу заказчиков в регионах. А в ограниченном виде она будет подспорьем не только для контроллера, но и для финансовых управлений в субъектах Федерации.
3. С внедрением обязательного электронного актирования система позволит получать еще более полную картину происходящего.
Пока система работает в тестовом, пилотном режиме, но в последующем Казначейство предполагает масштабировать автоматизированное место контроллера для работы в системе Риск-мониторинг . Интересно, что занять это место сможет не только сотрудник Казначейства. Доступ к системе планируется предоставить остальным органам контроля закупочной деятельности. Например, поработать с аналитикой закупок наверняка будет интересно кому-то из Счетной палаты, возможно, из ФАС или даже Прокуратуры.
Чем грозит заказчику плохая позиция в антирейтинге?
Пока что ничем ужасным. Ведь речь идет лишь о признаках нарушений, а не о нарушениях как таковых. Однозначно, что топ-10 заказчиков в антирейтинге подвернется проверке. При этом в Казначействе понимают, что позиция в анти-рейтинге может объясняться банальными механическими ошибками. Система позиционируется пока как инструмент планирования проверок и формирования первичной фактуры для них.
Лидия Никифорова, председатель правления Гильдии отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам:
– Мы бы хотели, чтобы в Казначействе учли предложения нашей отраслевой общественной организации для системы аналитики рискоемких критериев закупок. Гильдия закупщиков ведь ежегодно готовит собственный рейтинг закупщиков, только исходя из противоположных показателей: в наш топ попадают те, кто допускает меньшее количество нарушений и показывает наибольшую эффективность в работе. Информацию о заказчиках нам при этом приходится собирать вручную. Полагаю, что, если бы уполномоченным органам заказчика в регионах дали возможность в ограниченном формате получать такого рода сводные данные из ЕИС, это значительно повысило бы культуру госзаказа в стране.
Анна Катамадзе, заместитель руководителя Федерального Казначейства:
– В перспективе мы бы хотели сфокусировать работу Казначейства на процессах исполнения контрактов и вопросах, связанных с ценообразованием. А инструменты риск-ориентированного контроля было бы логично передать органам, уполномоченным на управление закупочными процессами в регионах. Они бы могли по ряду индикаторов предотвращать нарушения в системе закупок. В целом, как контролер, мы больше работаем в области методологии, нежели в области штрафных санкций. Понятные методические рекомендации – лучшая профилактика и средство от любых нарушений.
Автор: Артем Сериков
Комментариев пока нет