Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

ЕАЭС — новые трансграничные стимулы

Параллельный импорт и промышленная кооперация набирают ход
ЕАЭС — новые трансграничные стимулы
Теги: #ЕАЭС

Градус интеграции в ЕАЭС повысился по итогам очередного заседания Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).

Продолжается работа по упрощению госзакупок. Долгое время одним из препятствий для интеграции и формирования единого рынка оставался вопрос банковских гарантий. У государств-членов ЕАЭС, разные правила и разные критерии к их определению, разные технический уровень цифровизации банковской системы. Эти разночтения мешали принять норму о взаимном признании банковских гарантий.

Наконец, устраивающая всех форма такого нормативного акта достигнута. Подписанный Документ определяет единые требования к банкам, чьи гарантии будут признаваться в других государствах Союза при закупках, а также понятные подходы по формированию перечня таких банков и правила ведения реестра банковских гарантий. Ведение перечня и реестра будет осуществляться только в том случае, если это предусмотрено законодательством государства заказчика.

Таким образом, потенциальный поставщик из любой страны ЕАЭС сможет предоставить заказчику другой страны гарантию своего так называемого «домашнего» банка, который соответствует установленным критериям. И эта гарантия должна быть принята заказчиком. Если такие критерии не предусмотрены законодательством принимающей стороны – то банковские гарантии автоматически признаются свободными.

Вдогонку к соглашению о взаимном признании банковских гарантий Совет ЕЭК утвердил критерии, которым должны соответствовать кредитные организации, осуществляющие выдачу гарантий, а также порядок обмена информацией уполномоченными органами (по поводу включения или исключения банков в перечни гарантов).

По одной из обсуждаемых версий, работу на треке евразийской интеграции ускорили именно из-за высокой импортозависимости российской экономики. В стране существенно увеличилось число несостоявшихся госзакупок. По многим запросам отечественных поставщиков не хватает, а в иных случаях качество их продукции пока не соответствует требованиям заказчика.

Также Совет ЕЭК скорректировал общий сценарий дальнейшего развития. Ранее Владимир Путин, обратившись к главам государств ЕАЭС предложил разработать новые документы долгосрочного планирования интеграции. Проект такого документа был впервые представлен 24 августа на заседании Межправсовета в Ереване. В декабре единый документ, доработанный со всеми странами-членами ЕАЭС будет представлен Комиссии вместе с анализом результатов и достижений работы Союза за десятилетний период. Пока у стран есть разночтения в понимании таких перспектив, но среди общих приоритетов — развитие транспортно-логистический связанности, финансовых рынков, промышленной кооперации, а также продовольственная безопасность.

Параллельная эффективность

В паре с евразийской интеграцией неотрывно и неизбежно следует тема параллельного импорта. По стечению исторических обстоятельств, страны ЕАЭС образуют своеобразную буферную и офшорную зону для продукции и технологий из недружественных государств. В доказательство статистика: по итогам прошлого года товарооборот между странами ЕАЭС и внешними торговыми партнерами вырос до $83,3 млрд против $73,1. Эти цифры, безусловно, складываются под влиянием параллельного импорта. Появилось большое количество сервисов, которые предлагают оперативное решение проблем с блокировками импортных поставок и логистикой, предоставляя услуги по их замещению параллельным импортом. Чего стоит один только знаменитый «армянский автопром»: за первую половину 2023 года поставки подсанкционных автомобилей из дружественной Армении выросли почти в тринадцать раз (более 10 тыс. машин). Причем, растаможивание авто в Армении благодаря нюансам Евразийского сотрудничества оказалось проще и дешевле, чем в Грузии. В ближнесрочной перспективе, автомобильными хабами РФ, по прогнозам должны стать Казахстан и Киргизия.

Узбекистан, как страна-наблюдатель ЕАЭС, также имеет неплохие дивиденды от этого статуса.

Очень характерный пример –  проекты АвтоВАЗа по открытию крупноузловых сборок флагманской модели Lada Vesta в Узбекистане и Казахстане. Очевидно, что мотивы российского автогиганта продиктованы не только расширением рынка сбыта, но и дефицитом импортных комплектующих, которым пока не нашлось замены в России. В «офшорных заповедниках» ЕАЭС техпроцессы пойдут проще и быстрее. Кроме того есть возможность оптимизировать работу за счет более дешевой квалицированной рабочей силы.

– Мы только-только начинаем раскачивать наши экспортные программы. И они во многом будут зависеть от готовности наших партнеров на уровне госрегулирования, – отмечает глава АвтоВАЗа Максим Соколов.

Ранее Соколов заявлял, что АвтоВАЗ ведет переговоры о возможной крупноузловой сборке автомобилей иностранных марок. Возможно это Иранские или Китайские партнеры. Но даже для их серийного производства требуется определенный процент поставок по параллельному импорту. Поэтому производственные площадки в ЕАЭС неспроста.

В равной степени приведенный пример характерен и для других дискретных производств с высокой долей импортных компонентов. Даже формальный сборочный цех в Евразии, становится окном в прекрасный новый индустриальный мир. Ведь в этом «гараже» могут осуществлять не финишную сборку, а производить один из востребованных узлов. При этом на родной конвейер – он может возвращаться абсолютно легальной продукцией Евразийского союза.

Условия глобальной санкционной войны – это настоящий звездный час для евразийской промышленной кооперации, стимул и драйвер трансграничной торговли и инвестиций в пространстве ЕАЭС.

О том, что звездный час действительно работает, а не только содержится в официальных отчетах и докладах свидетельствует активизация коммерческого бизнеса на интеграционном направлении. Торгово-промышленная палата РФ месяц назад в поддержку этого тренда открыла Проектный офис по поддержке кооперации в ЕАЭС. Предполагается, что это будет постоянно действующая структура с участием представителей палат государств-членов ЕАЭС, которая будет представлять консолидированную позицию палат на международных переговорах, а также вести работу по подготовке предложений о финансировании проектов, включая поиск партнёров.

Владимир Гамза, председатель Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике, член Проектного офиса по поддержке кооперации в ЕАЭС:

– России должен существовать четкий и ясный маршрут прохождения совместных проектов и единые стандарты документов для инвестиционных проектов РФ и ЕАЭС. Он также отметил, что следует создать соответствующий информационный портал, который бы обобщал все требуемые документы для участия в кооперации.

Эталонным примером промышленной кооперации в рамках ЕАЭС, конечно, является сотрудничество между Москвой и Минском. Об эффективности взаимодействия стоит судить по объемам товарооборота между Беларусью и Россией, который в 2022 году практически достиг рекордных $46 млрд.

Итоги заседания Совета ЕЭК 29 августа:

  • Подписано Соглашение о взаимном признании банковских гарантий для госзакупок.
  • Рассмотрены ключевые подходы к проекту декларации о дальнейшем развитии ЕАЭС.
  • Решено активизировать международное сотрудничество ЕАЭС со странами Африки.
  • Принята рекомендация по продвижению ювелирных брендов ЕАЭС.
  • Обнулены импортные пошлины на ткани для производства ковровой продукции.
  • Утвержден состав сведений, которые должна содержать навигационная пломба на период отслеживания перевозки.
  • Рассмотрены результаты мониторинга исполнения государствами ЕАЭС обязательств в сфере энергетики.
  • Внесены изменения в техрегламенты о безопасности пищевых добавок и ароматизаторов, о безопасности нефти и о безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов.

Автор: Андрей Троянский

31 августа 2023, 18:12
549
Теги: #ЕАЭС

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.