Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

ЕАЭС – большой разворот на Восток

Финансовые и транспортные потоки Евразии потекли в новом направлении
ЕАЭС – большой разворот на Восток
Теги: #ЕАЭС #Инвестпроекты #льготные кредиты

Не смотря на продолжающийся коронакризис, 2021 – год обещает быть продуктивным с точки зрения реализации новых континентальных экономических раскладов. Характерно, что это год председательства Казахстана в ЕАЭС. Для Евразийского союза наступает переломный момент – либо стать реальной геополитической структурой со своей индустриальной и финансовой системой, либо остаться декларативной таможенной организацией, выступающей «за все хорошее против всего плохого».  Единственным шансом на развитие по первому сценарию является промышленная кооперация: то есть создание новых транснациональных индустриальных цепочек и предприятий, совместное государственное планирование закупок в машиностроении, медицине, энергетике. Наличие не фиктивных инвестиционных механизмов. О последнем остается только мечтать.

Союзная сеть инвестиций

Не секрет, что национальные банковские системы не является дружелюбными к промышленному бизнесу ни в одной из стран-членов Союза. Жажда скорой прибыли превалирует над важностью решения долгосрочных национальных задач. В РФ, например, банковская система выступает скорее тормозом, а не двигателем промышленного развития.

Значит, пора задуматься об иных, небанковских экспортных формах кредитования и авансирования предприятий. Либо создавать с нуля автономные квази-банковские структуры специально предназначенные для  трансграничного промышленного кредита с минимальной процентной ставкой.

Одной из таких многообещающих «некоммерческих» структур является Евразийский банк развития (ЕАБР), учредителями которого стали РФ (65,97%), Казахстан (32,99%), Беларусь (0,99%), Таджикистан (0,03%), Армения (0,01%), Кыргызстан (0,01%).

– Наша задача в следующий стратегический период – наполнение портфеля банка флагманскими евразийскими проектами,  – рассказал в свежем интервью Ведомостям председатель правления ЕАБР Николай Подгузов. – В первую очередь речь о сквозных интеграционных проектах, где участниками являются несколько государств, где создается инфраструктура – дорожная, энергетическая, логистическая, цифровая, – связывающая несколько стран и позволяющая снижать издержки внутри пространства, обеспечивать более быстрое развитие бизнеса и т. д. О проектах, которые не под силу какому-то конкретному страновому банку или банку, который не работает в регионе.

В числе таких проектов Подгузов назвал транспортную магистраль «Европа – Западный Китай», транспортный маршрут «Север – Юг», воссоздание Центральноазиатского энергетического кольца, проект водно-энергетического баланса в Центральной Азии, создание единой товаропроводящей сети в ЕАЭС в рамках обеспечения продовольственной безопасности.

Последний проект заслуживает отдельных слов. Россия большое количество фруктов и овощей экспортирует из третьих стран, когда могла бы легко приобретать их на пространстве Евразийского союза. ЕАБР намерен инвестировать в создание товаропроводящей продуктовой сети,  чтобы по ней перемещались, к примеру, молочная продукция из Белоруссии, фрукты и овощи из Таджикистана и Армении, пшеница и рыба из Казахстана и России. Общая система агро-логистики потребует создания сети логистических комплексов (в том числе и для продуктов с небольшим сроком хранения) и устранении законодательных барьеров.

Также в ЕАБР считают, что Евразийскому союзу требуется наднациональное законодательство в области государственно-частного партнерства для беспрепятственной реализации проектов с межгосударственным ГЧП.

Примечательно, что в ЕАБР разработана и успешно функционирует система расчетно-клирингового обслуживания, которая позволяет в ЕАЭС осуществлять расчеты в национальных валютах напрямую по всем парам, минуя международные расчетные системы.

При банке сформирован Фонд цифровых инициатив (ФЦИ) – который будет содействовать реализации цифровых проектов на пространстве ЕАЭС. Например, цифровизации транспортных коридоров. Сегодня остановки, пункты проверки на транспортных магистралях не позволяют осуществить бесшовное перемещение товаров, обеспечить транзитную функцию пространства ЕАЭС.

Еще одной заметной инвестиционной фигурой на шахматной доске Евразии является ВЭБ.РФ. Российская государственная корпорация развития особенно активно работает на узбекском направлении.

В декабре 2020 года Узбекистан получил статус наблюдателя при ЕАЭС, дело идет к полноправному вступлению в Союз. В рамках евразийского сотрудничества ряд крупных инвестиционных проектов в Узбекистане уже реализуется с участием российских научных центров и инжиниринговых компаний. 

В ближайшее время ВЭБ.РФ планирует инвестировать в проекты с Узбекистаном как минимум $8 млрд. При этом ряд проектов уже находится в стадии реализации. Так, при участии российских специалистов запущен Ташкентский металлургический завод. Осуществляются поставки подвижного состава российского производства для нужд ташкентского метро; поставка российского оборудования и технологий для разработки большого медного и золотого месторождений в Узбекистане. В случае присоединения к ЕАЭС Узбекистан получит доступ к единому рынку товаров, услуг, трудовых ресурсов, а также расширенные рынки сбыта для своей сельхозпродукции, шин, электрооборудования. Дополнительный стимул получит и транспортно-логистическая сфера страны.

Существенным фактором сближения Ташкента и Москвы является проект строительства атомной электростанции на территории республики. Госкорпорация «Росатом» планирует построить комплекс из двух энергоблоков поколения «3+» с реакторными установками ВВЭР-1200. Приоритетным местом строительства станции выбрана площадка вблизи озера Тузкан в Джизакской области. (Соглашение подписано в 2018 году, проект находится в стадии согласования текста контракта). Строительство АЭС планируется начать в 2022 году с привлечением кредита правительства России.

Лекарство от чужой выгоды

Одной из острейших проблем евразийского экономического развития остается идентификация происхождения промышленной продукции, в том числе, комплектующих, используемых поставщиками в странах ЕАЭС.

В конце апреля был запущен специальный информационный ресурс Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) для формирования Реестра промышленной продукции Евразийского союза. Однако, это абсолютный минимум из возможного набора действий по защите внутреннего рынка Евразии от иностранных корпораций. О совместной индустриализации можно забыть, когда чиновникам и местному капиталу значительно выгоднее подменять ее отверточной сборкой.

Кроме того Совет ЕАЭС принял решение о применении единых механизмах криптографической защиты при маркировке товаров средствами идентификации. Это, с одной стороны, позволит избежать барьеров для движения маркированной продукции в трансграничной торговле. А с другой – повысит уровень защиты от подделок.

Новые товарные течения

Китай за январь—февраль 2021 года в два раза увеличил перевозки грузов по железной дороге через Россию и Азию: растущие цены и долгая доставка морем вынуждают Пекин наращивать перевозки по рельсам. Недавнее ЧП в Суэцком канале лишь укрепило мировое сообщество во мнении, что необходимо развивать ж/д направление перевозки грузов из Азии в Европу.

Поэтому с развитием логистического направления в странах Евразии связывают большие надежды. В Казахстане особое внимание уделяется автотрассе «Западная Европа — Западный Китай», а также модернизации железнодорожных маршрутов из Азии в Европу через страны ЕАЭС.

– Контейнерные поезда формируются в Центральном Китае, встают на рельсы и за 15 суток пересекают Казахстан, Россию, Беларусь и заканчивают свой маршрут в Польше, в Германии или в Австрии. Время – деньги. А ключевое преимущество сухопутного маршрута – это время», – объясняет главный экономист Евразийского банка развития Евгений Винокуров. И кризисный 2020 год дал рост в объеме контейнерных перевозок из Китая в Европу более чем на 60%.

«А это значит, что у нас появляется шанс раскрыть потенциал Сибирской кладовой, – пишет на эту тему телеграм-канал бизнесмена Олега Дерипаски. – В России было несколько проектов, которые в перспективе могли бы стать альтернативой Суэцкому каналу и позволить перенаправить часть мощностей на сушу. Самый важный из них – модернизация Транссиба».

РФ должна воспользоваться возможностью стать полноценным связующим звеном между Европой и Азией. Именно такой потенциал заложен в Сибирском Кедровом тракте, который может стать конкурентной альтернативой новому китайскому «Шелковому пути».

– Если конкурировать с промышленностью КНР мы уже не всегда можем (там ЦБ не такой бестолковый), – пишет Дерипаска, – то нарастить мощности, направленные на перевозку готовой продукции, нам еще по силам, ведь класть рельсы, шпалы и строить мосты мы не совсем разучились. Было бы желание сделать это нацпроектом.

Автор: Андрей Троянский

Справка

  • В Апреле ЕЭК принято решение продлить беспошлинный ввоз ряда товаров, предназначенных для борьбы с коронавирусом до 30 июня 2022 года. На территорию Евразийского Союза по-прежнему можно беспошлинно поставлять некоторые материалы и компоненты для производства лекарственных, дезинфицирующих средств, медпрепараты, респираторы, защитные очки, резиновые перчатки, боксы и носилки для транспортировки пациентов. Решение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2021 года.
13 мая 2021, 18:39
416
Теги: #ЕАЭС #Инвестпроекты #льготные кредиты
Ещё по данной теме