Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

«Асфальтная бездна»

Почему в РФ не удалась тотальная оцифровка дорожной сети?
«Асфальтная бездна»
Теги: #Автомобильные дороги #Бесконечная цифровизация

Глава государства поручил внедрить «общедоступную информационную систему контроля за использованием средств дорожных фондов» (СКДФ). Об этом недвусмысленно говорится в майских указах 2018. На реализацию проекта было достаточно времени. Однако основной функционал системы (то есть, контроль за деньгами) до сих пор не создан. СКДФ работает в тестовом режиме с 2020 года. С паспортами дорог (т.е. данными об их владельцах, категориях, качестве) проект шаг за шагом справляется. Однако вопросы финансирования все еще покрыты мраком неизвестности. И нет никакого оптимизма по поводу решения этой проблемы. Соответствующий раздел на сайте СКДФ почему-то называется странным термином  «Мероприятия». Как будто речь идет не о многомиллиардных государственных инвестициях, а о «местечковых викторинах». По состоянию на январь 2021 года, здесь размещено подозрительно мало титульных данных всего лишь для 7 регионов РФ. При этом, понять, в чем именно заключается «контроль» – невозможно. Никакой динамики во времени и привязки к местности.

Напомним, СКДФ разрабатывается «Росдорнии» в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Система представляет из себя постоянно обновляемую базу дорожных объектов разного уровня (федерального, регионального, межмуниципального и местного значения), плюс актуальные данные об их эксплуатационных параметрах, текущем состоянии, истории дорожных работ, результатах обследования. А также –  о способах формирования и расходования бюджетных средств. Пользователь должен получить исчерпывающую информацию о качестве и стоимости содержания дороги, в привязке к географической интерактивной карте. Увы, к ней пока слишком мало привязано.

На вопрос, почему так происходит, сетевому изданию «Цифровые Закупки» ответил эксперт Общероссийского Народного Фронта Александр Стефанов:

– Даже показатели соответствия дороги нормативному состоянию системой предоставляются не для всех регионов. А ведь это ключевая категория, которая упоминается в Указе президента. Складывается впечатление, что на текущий момент СКДФ заполнена только в виде титулов и общих данных, а если копнуть глубже в область целевых индикаторов – то ничего не работает. И анализ финансовой составляющей в том числе. Учитывая тот факт, что система должна была заработать еще в 2019 году – все это не внушает оптимизма. Проблема в том, что реальных данных владельцы дорог предоставить не смогли. Об этом, судя по всему, не догадывались на уровне Правительства. А еще, это сигнал о том, что с исполнением федерального законодательства у владельцев региональных и муниципальных дорог  все вовсе не так гладко, как они показывают в статистике. Иными словами, не выполняются даже базовые функции владельцев дорог (например, мониторинг дорожного движения, предусмотренный 443-ФЗ; или диагностика улично-дорожной сети, которая предусмотрена 257-ФЗ). Потому-то нет и объективных, достоверных данных, которыми любой адекватный владелец дорожного объекта должен легко оперировать, а при необходимости – передавать для анализа. Их просто-напросто нет в природе!

– Этих данных действительно не существует? Или владельцы дорог что-то скрывают?

– Изначально я полагал, что отсутствие такой базовой информации может быть связано с недофинансированностью отрасли или какими-то техническими сложностями. Но в последнее время я начал склоняться к мысли, что это действие вполне умышленное. Поскольку, не имея четких показателей и критериев эффективности своей деятельности, очень легко манипулировать индикаторами в свою пользу. Если же появятся достоверные системные значения, то возможность подобных инсинуаций сведется к минимуму. Мне поступают сигналы, в том числе и со стороны контролирующих организаций, что владельцы дорог обращаются к федеральному центру с просьбами пересмотреть значения, заложенные в национальный проект. Ведь после того, как они начали вести деятельность по учету, показатели существенно перестали сходиться. На свои просьбы они получили от властей вполне ожидаемый отказ. Государство говорит: что теперь владельцам дорог под угрозой отключения от финансирования придется выполнять те целевые показатели, которые они изначально заявляли. Отключение исполнителей от финансирования в таком случае предусмотрено самим национальным проектом. Поэтому, полагаю, что это «умышленное неведение» сейчас многих устраивает.

– Существует ли закон или подзаконный акт, который бы четко обязывал собственников дорог предоставлять актуальную информацию в СКДФ? Или все это на уровне благих пожеланий: захотели – предоставили, а не захотели – не получилось… 

– Основной документ, обязывающий собственников вносить в систему эти данные – это сам национальный проект. Он обладает статусом федерального нормативного правового акта, в нем четко прописаны и сроки, и субъекты ответственности. Наполнение системы ежегодными статистическими данными – это особый уровень документооборота и соответствующий уровень ответственности. К сожалению, оценка достоверности статистических данных в отрасли дорожного хозяйства не проводится. Выборочно проверили два региона, данные не сошлись, и что делать дальше – не понятно. Ситуация усугубляется тем, что ответственность за недостоверные данные смехотворная. То, что предполагается в КОАП за фальсификацию статистического учета – никого не пугает. Поскольку обратный эффект превосходит административные потери. Проще быть пойманным на подтасовке фактов, чем на управленческой беспомощности и несостоятельности. Из двух зол выбирается меньшее, они идут по пути наименьшего сопротивления, чтобы не отвечать за провал задач нацпроекта.

– Может быть, оцифровка дорожной системы, даже такими небыстрыми темпами, однажды принесет положительные результаты?

– Безусловно, польза будет. Попытка системного сбора данных в рамках одной государственной системы хорошо скажется на отрасли в целом. Те базовые функции, которые предусматривались законом, но игнорировались владельцами много лет, придется исполнять. На федеральной транспортной сети это уже сработало. Система АБДД «Дорога» позволяет достаточно объективно и взвешено принимать управленческие решения по своевременным ремонтам, реконструкциям и т.п. Одинаковый стандарт применяется ко всем участкам федеральной сети. Очевидно, что идентичные условия хозяйствования должны быть экстраполированы и на муниципальные дороги. Тем более, что именно в эту область государство планирует направить крупнейшие за последние десятилетия вливания бюджетных денег. Сейчас бюджеты принимаются по субъективным оценкам, не работают механизмы контроля за эффективным и обоснованным расходованием инвестиций. Следовало бы назначить гораздо более высокий уровень ответственности за неисполнение нацпроектов и фальсификацию данных.

Какие доработки появятся в СКДФ

Судя по данным, представленным разработчиком «Росдорнии», на XV Национальном Конгрессе ТПП РФ, система будет адаптирована под разные группы пользователей, в зависимости от их статуса:

  1. «владельцы автомобильных дорог»; 2. «участники проектной деятельности»; 3. «профильные специалисты федеральных и региональных органов власти»; 4. «коммерческие организации» (перевозчики, строительные компании – производители элементов дорожной инфраструктуры, туристические компании); 5. «пользователи инфраструктуры» (владельцы личного автотранспорта, пешеходы); 6. общественные организации.

Каждая из этих категорий пользователей получит средства анализа данных для решения своих задач. Так, например, проектировщикам и органам власти обещаны удобные механизмы формирования оперативной отчетности. Коммерческим компаниям упростят доступ к актуальным данным (о местах проведения работ, состоянии дорожного полотна, аварийно-опасных участках). Общественные организации наравне с пользователями дорожной инфраструктуры получат возможность доступа к паспортам дорог, с привязкой к месту жительства. Также разработчик сообщает, что через веб-интерфейс или мобильное приложение можно будет отправить сообщение о состоянии дороги и предложения о развитии дорожного хозяйства. При этом даже предусмотрена форма обратной связи с владельцем дороги.

Помимо базового функционала предполагается глубокая интеграция СКДФ с внешними информационными системами:

  1. с единой информационной системой в сфере закупок – ЕИС;
  2. официальным сайтом ГИБДД;
  3. отраслевым автоматизированным банком дорожных данных (АБДД «Дорога») госкомпании Автодор;
  4. федеральной информационной адресной системой ФИАС;
  5. проектом Общероссийского народного фронта «Карта убитых дорог»;
  6. единым государственным реестром автомобильных дорог (ЕГРАД).

Загрузка данных об общем состоянии дорожной сети, по сведениям разработчика, завершится в первом квартале 2021 года. Актуальность загружаемых данных должен подтверждать владелец дороги.

Автор: Артур Королев

22 января 2021, 02:19
513
Теги: #Автомобильные дороги #Бесконечная цифровизация