Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

«Аэрофлот» решился на независимую сертификацию «недружественных» запчастей и продление летной годности самолетов

В России впервые появится юридически значимая структура, отвечающая за присвоение иностранной интеллектуальной собственности
«Аэрофлот» решился на независимую сертификацию «недружественных» запчастей и продление летной годности самолетов
Теги: #Авиастроение #Импортозависимость

В России впервые появится юридически значимая структура, отвечающая за присвоение иностранной интеллектуальной собственности.

Именно так можно охарактеризовать новость о создании специального центра компетенций группы компаний «Аэрофлот», который будет отвечать за техническое и конструкторское сопровождение «недружественного» авиапарка иностранных самолетов.

– По сути «Аэрофлот» теперь должен взять на себя ответственность за иностранные самолёты и двигатели — такую же, какую, например, ОАК несёт в отношении «Суперджетов», Ту-204, Ил-96 и др., а ОДК — в отношении российских двигателей, – комментирует Алексей Рогозин, руководитель АНО «Центр развития транспортных технологий». – Это революционные изменения, но альтернативы им нет.

Еще из интересного: пишут, что в кадровом составе свежесозданного департамента замечены бывшие сотрудники российских офисов Airbus и Boeing.

  • Над созданием специального центра компетенций «Аэрофлот» будет совместно работать с компанией «А-Техникс» (крупнейший в России провайдер услуг по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов).

– Эта компания способна обеспечить необходимую производственную базу для изготовления и тестирования опытных образцов компонентов и конструктивных решений, отметил Алексей Михалик, замгендиректора, технический директор «Аэрофлот».

Весной России пришлось национализировать 276 бортов производства Airbus и Boeing. Их эксплуатация продолжается, однако зарубежные партнеры отказались от обслуживания и поставки запчастей. Это уже приводит к промышленному каннибализму некоторых машин на комплектующие, необходимые для ремонта. До перевооружения страны отечественными гражданскими самолетами нужно выдержать период перехода.

Для этого придется искать обходные пути. На закупки через параллельный импорт рассчитывать не приходится. Такие каналы оперативно пресекаются, они чреваты высокими финансовыми издержками. Возникают проблемы с контролем качества. Гораздо разумнее в таком случае наладить собственную сертификацию и посильное промышленное копирование запасных частей, внедрить использование своих стандартов для горюче-смазочных материалов. Если проводить такую работу системно, легально, организованно, то можно добиться еще лучшего эффекта, чем при работе с официальными дилерами. Ведь стандарты качества продукции задаются внутри страны, здесь же осуществляется контроль за ее качеством и ценообразованием. В руках у эксплуатационно-контрольной службы сосредоточена вся техническая документация. Доработке каких-то систем, если она требуется, не мешают (искусственные по своей сути) международные барьеры, патенты, правила торговли.

Создание такого центра – это долгожданный шаг вперед не только для авиапрома но, хочется верить, и для других отраслей российской промышленности, везде аналогичные структуры нужны как воздух. Но на законодательном уровне наблюдается полный вакуум и фактическая диктатура международного патентного права. «Аэрофлот» создал прецедент.  

Запчастей катастрофически не хватает, станкоинструментальной отрасли, всем транспортно-логистическим компаниям, завязанным на продукцию машиностроения, железным дорогам, производителям пищевого оборудования…

И дело не в одних комплектующих. Есть еще технологические процессы, редактировать которые формально недопустимо без официального разрешения разработчика. Центры компетенций (по примеру «Аэрофлота») позволят избавиться от этих анахронизмов и перейти к созданию новых производственных мощностей завязанных на обратный инжиниринг.

Самым жизнеспособным сценарием для России является создание таких же центров или департаментов «реверсного инжиниринга» – на базе промышленных  консорциумов по разным типам оборудования. А нормативная база подтянется после.

Иранский опыт

Впечатляющих успехов на почве обратного инжиниринга комплектующих в авиапроме (*причем не только в гражданском) добился Иран. Страна около двадцати лет занимается эксплуатацией самолетов без согласия иностранных производителей. Причем, эксплуатацией безопасной – завязанной на международные авиационные регламенты и стандарты. Иранская промышленность научилась делать все необходимое для поддержания летной годности своих Боингов и Аирбасов. Ясное дело это происходит под вопли недовольства и ноты протеста западных корпораций. Но эти жалобы в «Спортлото» в Тегеране никого не волнуют.

Не случайно Россия и Иран договорились об экспорте в РФ деталей для российских самолетов и их техническом обслуживании с иранской стороны. Эта июльская новость осталась малозаметной в российских медиа. А она, между прочим, обладает глубоким и резонансным содержанием. В Управлении гражданской авиации исламской республики уточнили, что существует некий документ, который закрепляет механизм поставок иранского оборудования для самолетов, а также проведение ремонтно-эксплуатационных услуг и технической поддержки российских самолетов ремонтными центрами Ирана.

А что все это значит с точки зрения права? Значит, что аналогичные договоры о техподдержке могут заключать и другие промышленные консорциумы. Не страшно, если их заказами будут заниматься не иранские партнеры, – а центры компетенций, аэрофлотовского типа.

В масть с российско-иранским сотрудничеством ложится недавний Проект постановления Минтранса РФ, разрешающего проводить ремонт гражданских самолетов иностранного производства с использованием неоригинальных запчастей.  Как мы уже писали об этом здесь, Минтранс таким образом, создает легальную правовую среду для запуска промышленного клонирования запчастей в России. Полагаем, что и соглашение с Ираном, и действия Аэрофлота, и постановление Минтранса – это звенья одной промышленной политики. Это политика вялого ситуативного реагирования на жесткую импортозависимость страны. В ней не хватает государственной воли, ее нельзя назвать полноценной стратегией. Она слишком косметическая по своей сути, предлагающая двигаться вперед по чайной ложке. Но, по крайней мере, хорошо, что эта политика начала вырисовываться в принципе. Это внушает определенную надежду. Особенно, если этой политике начнут следовать корпорации.

Сергей Чемезов, гендиректор госкорпорации «Ростех» (из недавнего интервью «Ведомостям»)

– Иранский опыт полезно изучать – например, как они ремонтируют зарубежные самолеты в условиях санкций. В чем-​то и наш опыт пригодится Ирану.

Подчеркнем, что России следовало бы позаимствовать у Ирана не только запчасти – а, прежде всего, административно-организационный опыт обратного инжиниринга в условиях тотальных санкций.

А вот свежее расследование американского Института науки и международной безопасности (ISIS) об иностранной начинке иранских беспилотников и ракет. В общем-то, они Америку этим расследованием не открыли. Иранская промышленность, как и турецкая активно использует австро-германские, британские, и заокеанские авиакомплекты в качестве домашнего конструктора для производства военных БПЛА. Но при этом не гнушается их серийным промышленным копированием и доработкой под свои суровые цели и задачи. Это серьезно раздражает разоблачителей из Вашингтона. Они требуют поднять проблему на уровне ООН, отслеживать параллельные закупки Ирана по всему миру. Но уже поздно – индустрия промышленного копирования в Иране уже построена. Любопытно, что часть комплектующих для своих военных заказов (по данным исследования) иранские товарищи передают заводам в КНР. Видимо, растущие объемы заказов на популярную продукцию, хорошо зарекомендовавшую себя в украинском небе, дают себя знать. К тому же, КНР еще раньше овладел выдающимися навыками и мощностями для серийного промышленного копипаста. И здесь также никого не волнуют международные возмущения про иностранную интеллектуальную собственность. Почему-то они являются комплексом только для российских властей.

Складывается весьма интересная картина перспективного будущего. В центре Евразии может возникнуть мировая промышленная мастерская без интеллектуальных барьеров и комплексов, если страны ШОС договорятся об открытых условиях сотрудничества. Дело в том, что разгорающаяся мировая война обусловлена не только обвалом долларовой системы. Ее очень весомым фактором является отчуждение целых континентов от прогресса. Это новая Ост-Индская колониальная идеология, согласно которой в остальной мир выносятся только грязные производства и первичная переработка сырья, а монопольным владельцем наукоемкого зерна и диктатором патентного законодательства выступают транснациональные корпорации, входящие в круг доверия англо-саксонского центра силы.

Автор: Виктория Сухорукова

8 ноября 2022, 18:05
469
Теги: #Авиастроение #Импортозависимость
Ещё по данной теме

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.