Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Адаптивный интерфейс закупок, упрощение процедур, контракты под ключ

В Минфине анонсировали очередной блок поправок для контрактной системы, который облегчит жизнь закупщиков и поставщиков
Адаптивный интерфейс закупок, упрощение процедур, контракты под ключ
Теги: #Алексей Лавров #Татьяна Демидова

Кроме достаточно популярного упрощения закупочных процедур для контрактной системы готовят блок новаторских технических поправок. И еще ряд корректировок, которые, несомненно, вызовут одобрение участников закупочных процедур. Новый порядок планирования, предполагающий наличие одного документа – «плана-графика», уже вызвал позитивный отклик как со стороны поставщиков, так и со стороны заказчиков.

Снятие ограничений с такого способа закупок, как запрос котировок. Декабрьским законопроектом был полностью изменен формат этого способа закупки. С 1 июля он вступает в силу. Предлагается отказаться от предела в 10% от общегодового объема закупок. При необходимости заказчик сможет распространить эту форму на любой объем закупок.

Принципиально новый способ закупок, который в полном объеме заработает со следующего года, – электронные магазины. Минфин рассчитывает, что эти два способа закупок в совокупности вообще освободят львиную долю заказчиков с малыми объемами закупок от обязательных конкурсных процедур и подготовки документации. Это существенно оживит экономику страны.

Так называемые контракты под ключ, или типовые контракты, помогут сделать электронную контрактную систему более удобной и интуитивно понятной для всех пользователей (в том числе и неподготовленных).

– Каждый госорган может создать свой типовой контракт, которым должны руководствоваться его подведомственные учреждения и организации, – пояснил заместитель Министра финансов Алексей Лавров. – В то же время эти типовые контракты никак не унифицированы, что усложняет работу участникам закупок.

Минфин предлагает скорректировать ситуацию за счет акцента на типовых условиях контракта.

На вопрос «Цифровых Закупок», как это будет выглядеть технически, ответила руководитель департамента бюджетной политики в сфере закупок Минфина Татьяна Демидова:

– Эти изменения продиктованы требованиями удобства участников контрактной системы. Как происходит сейчас? Каждый госорган может создать свой типовой контракт, которым должны руководствоваться его подведомственные учреждения и организации в соответствующей сфере. Нет единого требования даже по образцу. У всех в разных местах находятся поля, разделы, разные подходы к штрафам, неустойкам, разные требования к описанию. В итоге мы сталкиваемся с такими фактами, когда после изменения законодательства типовые контракты, которые утверждены, приводятся в соответствие с заметным временным лагом. При этом в норме закона стоит обязанность заказчика в обязательном порядке, если имеется утвержденный типовой контракт, использовать только его. Заказчик оказывается перед дилеммой: не использовать типовой контракт – либо использовать его, но с нарушением норм закона. От этого нужно уходить и создавать легкую, упрощенную систему. Что мы предлагаем сделать? Использовать новую структуру документа, обусловленную переходом на электронный документооборот. Минфином будет утверждена структура типового контракта. В ней будут поля «Заказчик» (сюда предполагается автоматическая миграция данных из ЕИС), «Участник» (миграция данных из протоколов определения победителя), «Условия исполнения контракта» (наполнение этого поля будет автоматизировано при помощи типовых форм, которые будут согласованы с Казначейством).

По словам Демидовой, существует ряд типовых условий для ряда критически важных отраслей, например: строительство, продукты питания. Автозаполнение полей будет происходить по факту выбора заказчиком соответствующего кода ОКПД. Заказчику останется лишь выбрать соответствующую форму проекта контракта, в которой прописаны и те условия, которые указаны заказчиком в извещении (срок, место поставки и т.п. ) При этом останутся свободные поля, в которых заказчик сможет указать дополнительные условия (например, требования к фасовке продукции).

Заместитель Министра финансов Алексей Лавров рассказал «Цифровым Закупкам» о том, как проходила дискуссионная часть подготовки поправок, а также объяснил логику законопроектной деятельности Минфина. Для многих участников контрактной системы она является непонятной из-за того, что закон меняется слишком часто. Тем не менее эта логика достаточно последовательная, и фундаментальная реформа контрактной системы медленно, но верно движется к своему завершению.

– Законопроект, подготовленный Министерством финансов, знаменует собой начало третьего завершающего этапа перезагрузки, переформатирования 44-ФЗ, – пояснил Алексей Михайлович. – Эта работа началась примерно год назад. В ее основе лежит утвержденная  Правительством РФ Концепция повышения эффективности бюджетных расходов, в рамках которой впервые у нас за последние годы есть специальный раздел, посвященный стратегии развития контрактной системы. Опираясь на положения этого раздела, мы уже прошли два этапа комплексных поправок в 44-ФЗ – это 71-ФЗ и 449-ФЗ, принятые в прошлом году. Сейчас мы подготовили еще один, значительно больший по объему, более сложный законопроект. То есть мы движемся от простого к сложному и рассчитываем на этом завершить данную работу и сделать законодательство значительно стабильным и удобным в правоприменении.

Лавров заверил, что в процессе доработки законопроекта, межведомственных согласований, работы с экспертным сообществом, бизнес-сообществом, субъектами Федерации, заказчиками, конечно, будут рассмотрены и дополнительные предложения, которых сейчас нет в законопроекте. Будет уделено особое внимание тем задачам, которые перед Минфином ставит Правительство – радикальное упрощение и ускорение всех закупочных процедур. Причем не только в рамках национальных проектов, хотя, конечно, это приоритет, но и в отношении других закупок.

– Алексей Михайлович, в Концепции повышения эффективности бюджетных расходов, утвержденной Правительством Российской Федерации, упоминается про Кодекс закупок. Но проекта самого документа нет. Это идея перестала быть актуальной?

– Концепция предусматривает возможность кодификации правого регулирования контрактной системы. Но в данный момент, я считаю, мы не готовы к такой кодификации. Необходимо пройти достаточно большой путь для того, чтобы 44-ФЗ не вызывал ни у кого нареканий. Когда это произойдет, мы подойдем к вопросу создания Кодекса закупок. Тем более что концепция рассчитана до 2024 года – время есть. Вообще, если что-то работает хорошо, то лучше не трогать: сначала отладим закон, а потом будем думать о переходе на настоящий Кодекс.

26 февраля 2020, 15:55
829
Теги: #Алексей Лавров #Татьяна Демидова