Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

223-ФЗ – ликвидация уязвимостей и развитие возможностей

Власти страны решились на регулирование корпоративных контрактов
223-ФЗ – ликвидация уязвимостей и развитие возможностей
Теги: #223-ФЗ #Госкорпорации #Импортозамещение

Закупки корпораций – самая перспективная и самая противоречивая область экономического права. Долгое время эта вотчина оставалась «слепой зоной» государства, но с начала 2022 года ситуация начала меняться. Посмотрим на вероятные и уже ставшие фактом перемены. 

Статистика упрямо говорит о том, что оставлять 223-ФЗ без четкого государственного курса нельзя. Именно здесь происходит большая доля реальной экономической жизни страны, связанная с промышленностью, наукой, безопасностью. 

В частности, оператор федеральной электронной площадки АО «ТЭК-Торг» подсчитал, что за 11 месяцев 2021 года совокупный объем НМЦ закупок по 223-ФЗ по всем отраслям экономики вырос на 61% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года и составил 17,6 трлн рублей.  Опубликовано 1 002 660 процедур – на 1% больше, чем годом ранее. Для сравнения, объем НМЦ закупок по 44-ФЗ вырос на 11%, составив 9,5 трлн рублей. Было опубликовано 2 092 505 процедур, что на 7% больше, чем за аналогичный период 2020 года.

Легальное умолчание

Накануне Нового года власти снова начали давить на ахиллесову пяту корпоративного закона – скрытые данные закупок у взаимозависимых юрлиц корпораций. В последнюю неделю декабря в Госдуму были внесены сразу два проекта поправок от Минфина и от депутатского корпуса «Справедливой России», направленные на устранение этой правой лазейки.

История с «секретными» счетами дочерних структур госкомпаний тянулась более 5 лет. После долгой борьбы в 2019 году особых полномочий контроля за счетами корпоративных «дочек» и «внучек» добилась Счетная палата. Однако этого не достаточно для того, чтобы изменить логику экономического развития госкомпаний и госкорпораций. Одна только фиксация средств в кошельках ничего не решает – и никого не заставит работать в интересах страны. Требуются системные изменения в законодательстве о закупках, потому, что через них можно влиять на принципы хозяйственной деятельности. 

Ныне действующая норма 223 — го закона, допускающая легальное умолчание данных закупок у взаимозависимых юрлиц госАО (с долей 25% плюс одна акция), позволяет корпорациям скрывать почти половину своей закупочной деятельности. Путем выкупа доли или акций юрлица, являющегося поставщиком, корпорации уклоняются от контроля. Объем «скрытых» таким образом закупок оценивался экспертами в последние годы в суммы порядка 5-10 трлн руб.

Как минимум, это бьет по национальной промышленности и инновациям. У госкомпаний есть способ избежать выполнения требований по импортозамещению и поддержке малого бизнеса. Потом для статистики можно «нарисовать» красивые цифры и изобразить «неподдельную» заботу об отечественных поставщиках. 

На этом фоне выглядят несколько беспомощными требования  соблюдать квоту на закупки у малого бизнеса в рамках 223-ФЗ, вступившие в силу с 1 января 2022 года. 

А ведь на подходе еще более важная группа требований – по закупкам у российских производителей в формате импортозамещения. Отчитываться о выполнении национальных квот (о закупках продукции российского происхождения) корпорации предположительно начнут в 2023 году. Если захотят.  Мало того, что квоты остаются добровольным механизмом и, по всей видимости, еще не скоро будут оформлены в жесткие конкретные требования. И без того можно еще и поиграть с планкой видимых и невидимых закупочных объемов, когда легким движением руки «импортные брюки» превращаются в элегантные «отечественные шорты». При таких исходных данных импортозамещением никого не озадачить. 

Крупный бизнес охотно пользуется предоставленной лазейкой. «Объем не регулируемых законом сделок вырос и является существенным», – указывают в Минфине, ссылаясь на данные мониторинга и подтверждая, что возможности отслеживания таких закупок нет. Так, мониторинг в 2020 году 15 крупнейших заказчиков по 223-ФЗ показал, что введенное в 2018 году исключение применяется десятью из них. «Стоимостной объем закупок, проводимых у зависимых лиц без 223-ФЗ, варьировался от 20% до 46% (у отдельных заказчиков) от общей стоимости закупок», – посчитали в Министерстве финансов. 

Капиталы уходят в тень

Саботаж импортозамещения –  только вершина айсберга. Существует и более опасная уязвимость, связанная с коррупционными факторами. Государство может проверить только счета или имущественный взнос головной компании. Однако все самое интересное творится в «дочках» и «внучках». Характерно, что в большинстве громких историй с коррупционной составляющей криминальный след начинается, когда органы Прокуратуры и следствия доходят до дочерних структур. На этом этапе обнаруживаются офшорные организации, нелегальные счета. 

«Большая брешь в законе о госзакупках была пробита в 2018 году, когда из-под действия 223-ФЗ были выведены закупки у взаимозависимых лиц. В результате гигантские бюджетные средства, а также деньги естественных монополий и госкомпаний стали распределяться без проведения конкурса. По нашим оценкам, сегодня годовой объем госзакупок составляет около 30 триллионов рублей, и треть из них распределяется через заключение договоров со взаимозависимыми лицами», – прокомментировал руководитель фракции «Справедливая Россия» Сергей Миронов. – Многим чиновникам и представителям госкомпаний наша инициатива, конечно же, не понравится, но мы считаем, что пора перекрыть лазейку, через которую утекают огромные государственные деньги. Ведь что происходит! Организаторы торгов покупают долю в уставном капитале или открывают компанию с уставным капиталом в 10 тысяч рублей, а потом прогоняют через нее неограниченный и никем не контролируем объем закупок без проведения торгов. Таким образом, на вполне законных основаниях они зарабатывают астрономические суммы. По мне, так это самая настоящая узаконенная коррупция. С точки зрения здравого смысла за это надо наказывать, но, к сожалению, законодательство говорит об обратном: все чисто, господа, зарабатывайте дальше», – отметил парламентарий. 

Мелким шрифтом для малого бизнеса

С 1 января вступили в силу сразу несколько новых правил, принятых для того, чтобы расширить доступ малого и среднего бизнеса к закупкам госкорпораций и других организаций с госучастием. Теперь соблюдать квоту по закупкам у малого и среднего бизнеса должны все заказчики, осуществляющие закупочную деятельность по 223-ФЗ. Это касается госкорпораций, госкомпаний, ресурсоснабжающих организаций, естественных монополий, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Также до 3 тысяч увеличен перечень заказчиков, в отношении которых Корпорация МСП осуществляет контроль соблюдения квоты. При этом обязательная доля закупок у малого и среднего бизнеса повышается с 20% до 25%, в том числе увеличена с 18% до 20% квота на проведение закупок в рамках особой процедуры «спецторгов». С 1 октября прошлого года проводить ее стало возможным до 800 млн рублей вместо действовавшего до этого порогового значения в 400 млн.

Генеральный директор Корпорации МСП Александр Исаевич: 

– Под мониторинг попадут все заказчики, количество которых достигнет 20 тысяч. Это позволит сформировать дополнительный рынок сбыта для малого бизнеса. По нашим оценкам он составит порядка 1 трлн рублей. Помимо этого, мы продолжим уделять особое внимание защите прав предпринимателей от неправомерных действий в сфере закупок. Если такая ситуация возникает, предприниматель всегда может оставить обратную связь через «Сервис 360°» на сайте Корпорации. Уже получено обращений на 193 млн рублей, 43 млн рублей были выплачены после нашего участия. По остальным мы ведем работу. 

Справка 

Нацпроектом по развитию предпринимательства, который курирует первый вице-премьер Андрей Белоусов, установлен объем закупок компаний с госучастием у малого и среднего бизнеса – не менее 5 трлн рублей к 2024 году.

В 2022 году появится возможность проведения закупок малого объема у МСП-поставщиков на основе принципов «электронного магазина» на сумму до 20 млн рублей. Соответствующее постановление вступит в силу 1 июля. Проведение закупок будет осуществляться посредством функционала электронной торговой площадки. 

Планируется также рассмотрение поправок, предусматривающих «выращивание» поставщиков для участия в корпоративных закупках, а также унификацию требований к банковским гарантиям, применяемым в качестве обеспечения заявок.

Автор: Андрей Троянский

17 января 2022, 11:14
565
Теги: #223-ФЗ #Госкорпорации #Импортозамещение

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.