Site icon Цифровые Закупки

Региональный курс – «экономика сопровождения»

На недавнем совещании с Президентом вице-премьер Марат Хуснуллин сообщил, что с применением инфраструктурных бюджетных кредитов в регионах сейчас строят около 1 тысячи объектов. Обновляются и строятся с нуля транспортные и инженерные коммуникации, социальные объекты, цифровые системы для городов. За считанные годы новый финансовый механизм заметно изменил принципы хозяйствования в России.

А его применение стало возможным благодаря созданию высокоразвитой национальной системы «Электронный бюджет» с казначейским сопровождением (КС). Сначала появился административно-цифровой финансовый каркас. Теперь его понемногу нагружают функционалом. При этом контроль, за большими стройками, состоянием госсобственности и расходами субъектов РФ – это далеко не все, на что способна система. По большому счету, казначейское сопровождение могло бы вообще оставить без работы коммерческие банки страны. Причем, выполнить эту работу с гораздо большим КПД для бизнеса, государства и конечного потребителя (то есть, для граждан РФ).

Одновременно с повсеместным внедрением бюджетного кредита правительством было принято решение о расширении полномочий региональных властей в закупках.

Для регионов предусмотрено увеличение авансирования по контрактам до 90 процентов, возможность заключения контрактов с единственным поставщиком, пересмотр существенных условий контракта (при влиянии санкционных факторов). Особые надежды форсированного развития возлагаются на механизм офсетных контрактов, масштабированный в этом году на субъекты РФ. Координатором и ответственным лицом со стороны государственного заказчика по таким контрактам  выступают именно региональные органы закупок. Офсетные контракты также попадают в поле зрения казначейского сопровождения.

Многие субъекты РФ уже воспользовались предоставленной возможностью вносить изменения в свои проекты с целью сохранения темпов строительства и осуществления импортозамещения. Эти меры позволили стройкомплексу выйти из сложной ситуации с пересмотром стоимости проектов из-за удорожания, вызванного санкционным кризисом. Как сообщил Марат Хуснуллин, удорожание строительства оценивается примерно в 80 млрд рублей до конца года. По его словам, сформулирована также пятилетняя программа достройки незавершенных объектов.

«Антикризисные» расходы берет на себя государство. А сохранить контракты, темпы строительства, жизнеспособность подрядчиков и поставщиков удалось именно благодаря своевременно принятым регулировкам в отношении региональных органов госзаказа.

На главах регионов лежит персональная ответственность за инфраструктурное строительство и развитие экономики городов. Фактически, эта ответственность теперь закреплена в законодательстве о закупках, что также можно расценивать как очень позитивный момент.

Новая административно-финансовая политика содержит элементы нормирования бюджетных затрат, реальные, а не абстрактные планы по реализации нацпроектов. Система казначейского сопровождения позволяет не просто доводить средства бюджета – но и анализировать качество их целевого использования и даже влиять на принципы ценообразования и рентабельности в отрасли. Все возможности системы еще не раскрылись в полной мере.

Благодаря казначейскому сопровождению полностью ликвидирована порочная практика «зависания бюджетов» и банковского паразитирования на государственных деньгах.

Основополагающий принцип системы состоит в том, что средства из федерального бюджета должны перечисляться именно в том объеме и в тот момент времени, когда это требуется получателю средств бюджета и в соответствии с целями их предоставления.

Тут нельзя не вспомнить, что до внедрения КС, средства, попадавшие в большом объеме в авансы, не использовались сразу на выполнение работ, а, как было выяснено в ходе последующих контрольных мероприятий Казначейства, хранились в банках в виде депозитов или вкладывались в иностранную валюту. Между банками и чиновниками на местах существовала устрашающая своими масштабами и прочностью связей экосистема взаимных кормлений, где регионы всегда оказывались в неоплатном долгу, а нередко и в банкротстве. То есть, в состоянии  непреодолимой дебиторской задолженности перед бюджетом по расходам, а именно неотработанных авансов и невыполненных, соответственно, работ, непредъявленных товаров и услуг.

Казалось, что это сращивание в злокачественном некробиозе прервать невозможно, не убив при этом весь государственный организм. Однако, казначейское сопровождение блестяще справилось с этой задачей. Теперь банковская система может спокойно жить сама по себе. А кредитованием реальной, производящей экономики занимается Электронный бюджет, институты развития, государственные фонды и опорные банки.

Возвращаясь к сложной, но неизбежной для России теме нормирования,  заметим, что КС – это единственный адекватный механизм, где оно уже применяется и где его невозможно имитировать. Даже в тестовом режиме Казначейству удалось выявить, что закупки, которые осуществляют государственные органы, чаще всего отличаются «избыточной рентабельностью».  Например — 20-30%: в то время, как при обосновании НМЦК он закладывался в размере 5-10%. То же самое касается уровня накладных расходов. Иногда их объем составляет 40-50%, что является поводом для подозрения со стороны контролирующих органов. Это в мирное стабильное время. А если добавить к этому санкции, разрыв логистических цепочек, все прелести пересмотра существенных условий контрактов, распространяющуюся все шире практику единственных поставщиков, национальных квот и прочие антикризисные инструменты, то картина становится гораздо сложнее.

Поскольку либеральная система «свободного рынка» себя полностью исчерпала и дискредитировала, полагаться на прежние модели, рычаги и способы ориентирования в пространстве —  в дальнейшем не просто глупо, но даже опасно.

На фоне новых сложных вызовов: нестабильность валют и цен, девальвация элементарных правил мировой торговли —  требуются совершенно новые серьезные и устойчивые форматы хозяйствования, на которые можно полагаться государству, бизнесу, конечным потребителям. Форматы, которые позволят установить понятные для всех: а) правила работы; б) нормы расчета прибыли; в) зоны и уровни ответственности.

К счастью, у Российской Федерации уже есть отличный фундамент для целеполагания: в этом качестве вполне может рассматриваться электронная система Казначейского сопровождения и контроля.

На наш взгляд, не только большая стройка, но и индустриализация России – обязательно должна быть в спектре казначейского сопровождения. Дело в том, что КС позволяет видеть всю цепочку кооперации по контракту, даже если она включает несколько уровней. По каждому уровню доступны исчерпывающие данные (о суммах, поступлениях, выводах средств, остатках средств, платежах с подтверждающими документами). Есть возможность увидеть, что отдельные подрядчики участвуют в нескольких ветках кооперации. Имеется полный аудиторский след по всем операциям. В промышленности такие средства организации и контроля нужны как воздух.

Возможности и функционал системы КС может быть обращен на промышленные программы развития регионов. Об особой роли субъектов РФ в промышленном развитии страны сегодня много говорят на высшем уровне.

Заметим, что предложение Москвы – сосредоточиться на кластерном развитии технологий по географическому принципу – идеально стыкуется с программой кластеров двойного назначения.

Такую программу уже несколько лет реализует  Институт государственно-частного планирования по поручению Коллегии военно-промышленной комиссии РФ. Гражданский потенциал регионов пытаются сомкнуть с технологическими и кадровыми достижениями оборонных институтов и предприятий. Такие наукоемкие проекты, выращиваемые на стыке ОПК и среднего производственного бизнеса в регионах – тоже являются идеальной «пищей» для казначейского сопровождения.

Справка

Средства инфраструктурных кредитов черпаются из Фонда национального благосостояния. Из выделенного на всю программу одного триллиона рублей до конца 2022 года будет освоено 250 миллиардов. Инфраструктурный кредит позволяет получить средства на льготных условиях (по ставке не более 3% на 15 лет), что снижает нагрузку на региональный бюджет, появляется возможность для ускорения темпов строительства.

Автор: Андрей Троянский

Подробнее о системе и методике казначейского сопровождения, читайте здесь

Казначейское сопровождение как альтернатива рыночному хаосу

Exit mobile version