Эксклюзивное интервью президента федеральной электронной площадки РТС-тендер Виктора Степанова сетевому изданию «Цифровые Закупки»:
— Вашей торговой площадке удалось завоевать высокое доверие многих участников закупочной отрасли? За счет каких преимуществ? Насколько значимой сегодня в процессе организации торгов является репутация и традиции взаимоотношений? Легко ли участники закупок голосуют ногами, когда появляются новые более выгодные условия?
— Основные задачи РТС-тендер – организация эффективной работы заказчиков и поставщиков, развитие сферы российских государственных, корпоративных и коммерческих закупок, повышение уровня добросовестной конкуренции в отрасли. Мы активно реализуем стратегию цифровизации, параллельно уделяя особое внимание информационной безопасности площадки: система РТС-тендер аттестована по 1 классу защищенности, в соответствии с требованиями к государственным информационным системам (ГИС), чего нет ни у одной другой площадки. У нас налажена внутренняя система многоступенчатых мониторингов, включая BI методы аналитики, что позволяет отслеживать текущее состояние рынка, определять тенденции и предлагать именно то, что нужно рынку, а не перестраивать его под свои возможности.
В этой логике мы развиваем полноценную экосистему дополнительных сервисов – от аналитики больших данных до инфраструктурных продуктов. Нашим стратегическим приоритетом всегда была клиентоориентированность, создание всех условий для комфортной работы на площадке. Как следствие, мы проводим регулярные доработки в соответствии с индивидуальными пожеланиями заказчиков. Делаем это качественно и в максимально сжатые сроки, поскольку понимаем, какое значение имеет фактор времени в проведении закупок. Мы дорожим своей репутацией и выстраиваем партнерские отношения с клиентами, помогаем им адаптироваться к изменяющимся условиям, использовать эффективные инструменты для оптимизации своей работы. Клиентская база действительно очень подвижна, вопросы репутации и лояльности всегда имеют особую актуальность. По этой причине мы стараемся предлагать только лучшие решения. Свидетельством правильного направления движения для нас является стабильный многолетний рост количества размещаемых процедур и количества участников на площадке.
— На ваших глазах происходило становление электронной системы государственных закупок. Как это было? Насколько существенно изменилась система и менталитет пользователей за 5 лет?
— Все начиналось с перевода в электронную форму аукционов по государственным закупкам, потом, помимо аукционов, появились другие виды электронных процедур, в цифру стали активно переводиться закупки корпоративных заказчиков. Сейчас всем уже очевидно, что электронные закупки удобнее, прозрачнее и конкурентнее «бумажных». Закупки стали отраслью стратегического значения. По мере роста емкости рынка, растут и требования к операторам ЭТП, то есть к площадкам. Эти требования определяют нашу миссию как площадки – соответствовать самым высоким отраслевым стандартам как с точки зрения технологий, так и с позиции нематериальных аспектов нашего предложения – удобство работы, своевременная помощь, надежность, доступность и другие. Мы видим, что меняется потребительское поведение: в среднем заказчики и поставщики становятся намного мобильнее и требовательнее к скорости реакции площадки, полноте и доступности предоставляемой информации. Клиенты ожидают персонального подхода. Многие технологии, о которых 5 лет назад никто не думал, сегодня являются обыденностью для заказчиков или поставщиков. Думаю, развитие по заданным векторам будет продолжаться, ведь технологии не стоят на месте.
— Какие инновационные решения и сервисы предлагает ваша торговая площадка?
— В первую очередь хочется сказать о нашем флагманском продукте – модуле исполнения контрактов (МИК), обеспечивающем 100% прозрачность и управляемость процессами исполнения контракта со стороны заказчиков, что является одним из важнейших показателей эффективности закупочной деятельности в целом. РТС-маркет – цифровой кроссплатформенный маркетплейс для коммерческих сделок формата В2В и закупок малого объема, открывающий доступ небольшим коммерческим продавцам к госзаказу, что создает дополнительные возможности развития для субъектов малого и среднего предпринимательства. Сегодня маркетплейс работает в России, и в ближайших планах – начать работать на страны ЕЭК. Не так давно у нас обновился сервис обоснования расчета НМЦК при закупке лекарственных препаратов, теперь он позволяет рассчитать цену всеми четырьмя методами, включая метод референтных цен.
— По словам заказчиков, которые работают с вашей площадкой, одним из наиболее удобных сервисов является сервис обоснования начальной максимальной цены контракта. Как работает эта опция? За счет чего вы продвинулись в этом направлении дальше других?
— Это действительно так, нам удалось создать наиболее продвинутый сервис из существующих на рынке. Сервис предполагает высокий уровень автоматизации на всех этапах расчета НМЦК: для всех методов расчёта – автоматический пересчет значений цен и количества из одной единицы измерения в другую (при наличии данных, достаточных для расчёта), в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2017 г. № 1380; поиск цен в файлах контрактов и актах выполненных работ; автоматическая проверка карточки контракта на наличие файлов дополнительных соглашений; возможность извлечения цен из файлов дополнительных соглашений; поиск цен с учётом эквивалентных лекарственных форм и дозировок; автоматическое выделение цен без оптовых надбавок в файлах контрактов; автоматическое определение принадлежности лекарственного препарата к категории жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) и многое другое.
— Идеальная IT-инфраструктура: какой она должна быть в вашем представлении? Насколько открытыми для копирования сегодня являются it решения развитых стран в области цифровизации закупок? Какие зарубежные ноу-хау, достойны внимания и повторения в России? Чей опыт в организации торговых площадок кажется вам наиболее интересным?
— Любая IT-структура должна опираться на совершенствование IT-технологий, цель РТС-тендер – технологическое новаторство в сфере закупок и электронной коммерции. Скопировать опыт других стран невозможно, поскольку каждая закупочная среда уникальна, и то, что работает в одной стране, совершенно не гарантирует высокой эффективности в другой. В то же время существуют библиотеки лучших практик, такие как ITIL, которые нельзя игнорировать, независимо от сферы деятельности. Для нашей площадки ключевыми факторами при построении и развитии инфраструктуры являются: безопасность применяемых решений, соответствие бизнес-требованиям, масштабируемость и отказоустойчивость. Темпы роста сферы закупок достаточно велики, поэтому мы должны обеспечивать стабильную и комфортную работу наших клиентов, независимо от влияния различного рода внешних факторов (отключение электричества, аварийно-восстановительные работы на сети у провайдера или же DDoS-атака).
К сожалению, для решения поставленных задач не всегда применимы типовые технологии, и в таких случаях мы сами разрабатываем уникальные ноу-хау, оставляя за собой конкурентное преимущество. Главное – всегда помнить, что любую ИТ-инфраструктуру создают люди, и именно люди в конечном итоге являются определяющим фактором успеха.
Комментариев пока нет