Заместитель руководителя Казначейства России Анна Катамадзе выступила с обзорной презентацией приоритетных направлений работы ведомства на ХХ Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ». Полностью презентацию можно скачать по ссылке.
В орбите фундаментальных задач Федерального казначейства находится система казначейских платежей. Грубо говоря, Казначейство работает как банк для всей бюджетной отрасли. На базе «Системы казначейских платежей» осуществляются любые транзакции и поступления по доходам, их распределение, их расщепление вплоть до каждого муниципалитета, их доведение до администратора доходов и их трансформация в расходы (лимиты, бюджетные ассигнования). Независимо от того, что за уполномоченный распорядитель средств: регион или муниципалитет, федерального или локального уровня оперирует задействованной в этих транзакциях ликвидностью. Данному вопросу посвящена отдельная глава в Бюджетном кодексе РФ. У каждого субъекта, региона и муниципалитета есть входящий и исходящий поток финансовых ресурсов. Он обеспечивается системой казначейских платежей.
В системе есть единый казначейский счет, который находится в Центральном Банке и аккумулирует на себе все выписки и платежи. (*Иными словами, Казначейство как полноценный госбанк имеет свой корсчет в ЦБ РФ выступая своеобразным конгломератом различных систем взаимосвязанных между собой и с ЕИС в сфере закупок в том числе. Система казначейских платежей позволит в потенциале перейти к платежам в режиме 24 /7, что особенно важно для бизнеса, который сотрудничает с государством.
Вторым глобальным проектом, который давно анонсирован Казначейством, является «Единая бюджетная платформа». Сегодня она охватывает порядка 90% лицевых счетов – это л/с регионов и муниципалитетов (соцучреждения, школы, сады, больницы). Они обслуживаются территориальными органами Казначейства. Сейчас реализуется проект по импортозамещению текущей автоматизированной системы Казначейства на новую программную платформу (с миграцией клиентов). При этом, перемены касаются не только программного обеспечения система. Изменится и сама структура финансового обеспечения бюджетных учреждений. В ближайший год автономные бюджетные учреждения перейдут на единый лицевой счет. С личным кабинетом, с разбивкой по кодам поступлений, по типам расходов, с госзадания, с целевой субсидии, с приносящей доход деятельности. Субъект будет видеть, что и откуда потрачено. Сам механизм осуществления платежа полностью избавляется от человеческого фактора. По словам Анны Катамадзе, переход к автоплатежам это сверхзадача для всех экономических процессов государства в целом (включая госконтракты). По объективным расчетам, проект цифрового перехода всех клиентов на новую технологическую платформу займет два-три года.
Единый лицевой счет и новый план счетов повышает достоверность данных о совершенных транзакциях для финоргана. Также это улучшение качественного управления финансами, для самих распорядителей бюджетных средств.
Что касается контрактных отношений – одна из ключевых целей на ближайшую перспективу – это цифровизация закупок малого объема.
– Ключевая цель процесса цифровизации малых закупок – уйти от гигантского бумажного документооборота, который возникает между нами и нашими клиентами при работе с уже заключенными договорами (иногда это даже не договоры, а накладные и прочее). Допускается множество ошибок, все «родовые травмы», свойственные крупным закупкам до их перевода из бумажного в цифровой вид, – пояснила Анна Катамадзе.
По словам эксперта, наблюдается значительный провал по аналитике таких закупок. Есть понимание, что значимая часть муниципалитетов работает именно в плоскости малых закупок. В охват попадает большая товарная номенклатура, которая влияет на рынок. При этом нельзя забывать, что все требования по импортозамещению, изъятиям из нацрежима и квот на закупки отечественных товаров, в равной степени касаются и малых закупок. Не оцифрованный объем трудно поддается проверке.
– Все вынуждены заполнять какие-то формочки бесконечные, реестры, декларировать и сдавать отчетность. Потом проходить проверки. Мы хотели бы привести все это в прозрачный вид: с прослеживаемостью, с переиспользованием данных из структурированных контрактов.
Основой для малых закупок, как и в случае с любыми другими станет структурированный электронный контракт. На этом фундаменте будет автоматически заполняться реестр, из Бюджетного кодекса уйдет норма о ведении каких-то своих реестров малых закупок. Это не потребуется делать, потому что весь функционал перетекает в ЕИС.
– Что касается электронных магазинов. Мы считаем, то что создано и работает хорошо, не нужно искоренять и реформировать. Есть дискуссия по поводу единого каталога товаров. Этим занимается Минпромторг. Однако регуляторы договорились избегать жесткой парадигмы по этому вопросу, иначе могут возникнуть сложности при закупках. Поэтому везде, где есть локальные каталоги их можно будет использовать, – пообещала Анна Катамадзе. – Поскольку малая закупка – это закупка конкретного товара. Здесь нет вопросов, связанных с заточкой и конкуренцией. Эти закупки априори не предполагают конкурентную процедуру в том смысле, в котором это свойственно для крупных закупок. Однако нет никаких противопоказаний, чтобы обложить это все цифровыми сервисами, чтобы дать возможность различным поставщикам на скидках конкурировать за поставку товара конкретной марки и модели. Более того, мы считаем, что локальными каталогами мы даже, в каком-то смысле обогатим систему. На них, собственно, и строится предварительное предложение, положенное на полку.
Электронная полка, в логике казначейства является инструментом, которым заказчик может свободно пользоваться. Как сообщила Анна Катамадзе, у регуляторов нормативной системы закупок есть общее представление – что в дальнейшем закупка из электронного магазина будет чем-то похожа на котировочную сессию. Есть товар на полке (а может его нет, – в таком случае заказчик его описывает сам), есть приблизительная стоимость, но все-таки есть «переторжка», связанная с условиями конкретной поставки.
Запланированный этап развития системы – перевод всех оставшихся контрактов в структурированный вид. Это позволит сделать функцию автоплатежей тотальной. А также облегчит всю часть ЕИС, предполагающую участие контролера и участие человека (*при внесении в Реестр контрактов, при формировании бюджетного обязательства, при прохождении финансового контроля). Везде, где есть неструктурированные данные, требуются глаза. – Недостаточно просто бумагу перевести в скан. Если есть скан – то для его проверки нужны глаза, – пояснила Анна Катамадзе. – Ведь Казначейство отвечает за то, чтобы платеж соответствовал целеполаганию заказчика. Мы проверяем целевое использование бюджетных средств.
Структурированный титул контракта будет соответствовать информации реестра, данным которые ставятся на бухгалтерский учет, и данным, которые выступают основаниям для санкционирования оплаты.
Казначейство меняет «архитектуру» Реестра контрактов, в связи с тем, что данная подсистема ЕИС является устаревшей и перегруженной. Процесс займет достаточно длительное время, и как обещают в ведомстве, пользователи не должны почувствовать этих реформ в своей привычной работе с системой. Новая версия Реестра будет стремиться к максимальному переиспользованию информации без дополнительных проверок, к максимальному использованию справочников без набора информации извне. – Мы очень хотим, чтобы государственные контролеры опирались на достоверную актуальную информацию.
Существенный блок цифровых перемен касается имущества и доходов. Инициатива ФАС России, поддержанная правительством находится в Госдуме. На финишной прямой находится большой закон об унификации всех процедур по имущественным торгам. Как выразилась Анна Катамадзе: «Сфера государственного имущества идет по проторенной дорожке госзакупок, но с отставанием примерно в 20 лет». В этой отрасли появится все то же самое, к чему все уже привыкли в 44-ФЗ: электронные торги, цифровой документооборот, электронные начисления, связка с доходами.
– Перевод не только торгов, но и самих сделок с имуществом в полноценный электронный вид. Что у нас наблюдается в имущественном комплексе: у нас торги и договоры это две разных истории. В госзакупках такое представить себе уже невозможно. Что происходит: сплошь и рядом ситуации, когда результаты торгов нивелируются, когда в конечном итоге мы по платежам и поступлениям по неналоговым доходам наблюдаем, что тех поступлений абсолютно нет. Что платежи (особенно арендные, при передаче недвижимого имущества) в принципе отсутствуют в бюджете. А когда проверяем, что там со сделкой, то выясняем, что договор вовсе заключен не на тех основаниях, на которых были отторгованы аукционные конкурсы. Мы считаем, что это упущенные поступления и доходы бюджета, которые просто валяются под ногами. Доходная база регионов и муниципалитетов. Не наведя в этом порядок, не получим результата. Руководители муниципального уровня зачастую сами не ведают, какие упущенные возможности у них есть по поступлениям.
Комментариев пока нет