Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Закупки в сфере образования: между качеством и экономией

Закупки в сфере образования: между качеством и экономией
Теги: #Образование

На площадке XIX Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» по поручению первого вице-премьера Дениса Мантурова прошли отраслевые секции по пяти направлениям в закупках: медицина, энергетика, стройка, транспорт, образование. На всех пяти мероприятиях в зале присутствовали представители заказчиков и уполномоченных органов госзакупок.

Секция по образованию прошла с участием представителей Минобрнауки и Минпросвещения.

В начале обсуждения руководитель АНО ДПО «Академия Контрактных Отношений» Павел Лисин поднял тему качества образовательных услуг для подготовки специалистов закупочной отрасли.

Дело в том, что на рынке образовательных услуг действует значительное количество организаций, которые предоставляют их по результатам проведенных аукционов и запросов котировок. При этом многие достойные организации, давно работающие в системе повышения профессиональной квалификации заказчиков и поставщиков, вынуждены отказываться от участия в аукционах. Снижения на них достигают 95-97%, что делает бессмысленным участие в подобных закупках квалифицированных исполнителей.

Проведение аукционов вместо конкурсов приводит к демпингу на рынке образовательных услуг.  В свою очередь, демпинг влечет за собой снижение НМЦК следующих закупок. Ведь один из способов обоснования НМЦК – это взять сведения из реестра уже исполненных контрактов. Отсутствие минимальной окупаемости делает непривлекательным участие опытных образовательных организаций в торгах. При 90% снижения цены становятся бессмысленными даже ориентировочные расценки, сложившиеся еще 20 лет назад на основе нормативов для обучения государственных служащих. Последствия выглядят весьма плачевно.

Происходит оказание услуг преподавателями, не имеющими опыт практической деятельности в сфере закупок, к этой работе привлекают студентов и аспирантов. Стандартная история, когда победа одерживается организацией в расчете на минимальную условную прибыль, это вынуждает экономить на преподавательских кадрах (особенно, если речь идет об очной форме обучения). Если подразумевается дистанционная форма, то результаты еще хуже: рассылаются материалы, которые не учитывают не то что текущие изменения законодательства, а основаны на данных двухлетней-трехлетней давности.

Сложившаяся система закупок образовательных услуг выглядит как порочный круг, из которого трудно вырваться легальными методами. Даже если заказчик недоволен обучением, то пока он рассуждает, что делать, образовательная услуга формально уже оказана, подписан акт и выдано удостоверение.

– Приведенные примеры касаются, прежде всего, обучения в сфере закупок и противодействия коррупции. Но абсолютно то же самое происходит и в других отраслях повышения квалификации: в сфере охраны труда, пожарной и промышленной безопасности. Там абсолютно те же самые страшные закономерности и цифры, – отмечает Павел Лисин.

Негативно сказывается отсутствие практических мероприятий: стажировок, деловых игр в процессе обучения. Учат просто на базе текста закона. Отсутствует экспертиза исполнения контракта на оказание образовательных услуг. О возможности такой экспертизы многие заказчики даже не подозревают. Формальным показателем оказанной образовательной услуги для многих является полученное удостоверение или диплом. Дальше начинаются типовые ошибки. Из года в год органы власти показывают типовые ошибки своих подведомственных организаций; в том числе это происходит из-за высокой текучки кадров. Она, в свою очередь, связана с низкой квалификацией и слабой подготовкой специалистов. Проблемы повторяются. Характерный пример одного из российских регионов: в казенном учреждении недавно уволилась вся контрактная служба – 10 человек разом. Причина – поступившие штрафы за допущенные ошибки.

Академией Контрактных Отношений были собраны конструктивные предложения от всех представителей закупочной отрасли: как повысить качество закупки образовательных услуг. 1) Проводить конкурсы, а не аукционы на оказание образовательных услуг в сфере повышения профессиональной квалификации (сегодня заказчик чаще всего выбирает аукцион на закупку образовательных услуг из-за сложности процедурной части). 2) Контроль в процессе исполнения контракта. 3) Установление тарифа для человеко-часа обучения. 4) Возможность установления доптребований по квалификации к участникам закупки. 5) Возврат аккредитации или хотя бы минимальная экспертиза учебных материалов. 6) Более широкое внедрение инструментов наставничества и стажировок.

Минобрнауки РФ в рамках специальной секции Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» представило объективную картину закупок в базовой части национальной системы образования.

Здесь есть свои трудности и перспективные решения. Россия входит в первую десятку стран, выделяющих значительные средства бюджета на развитие образования. Львиная доля этих ресурсов проходит через Министерство науки и высшего образования.

Сегодня особенно важно качество межведомственного взаимодействия по образовательным и научным проектам с Минпромторгом и крупнейшими корпоративными заказчиками страны, которые являются распорядителями основных технологических активов России: «Росатомом», «Ростехом», «Роскосмосом» и другими представителями бизнеса.

Наталья Хабарова, заместитель Директора Департамента управления делами Минобрнауки России:

– В 2023 году на науку и образование в РФ выделялось 1 трлн 276 млрд рублей, а в 2024 году – 1 трлн 380 млрд рублей. Это колоссальные ресурсы, которые необходимо эффективно применить. Качество их реализации во многом зависит и от качества закупочных процедур.

Их большая часть проходит через 44-ФЗ. Автономные бюджетные учреждения проводят закупки в образовании через 223-ФЗ.

Наталья Хабарова рассказала о специфических сложностях, которые зачастую возникают у заказчиков  в образовании. Так, например, при закупке дорогостоящего научного оборудования учреждениям требуются разработки под уникальные потребности заказчика. В связи с санкциями возникают проблемы поставки импортного оборудования через третьи страны. Здесь открытость и прозрачность 44-ФЗ играют не на пользу российскому заказчику. Возможно, такие закупки необходимо переводить в закрытый контур, чтобы не ставить под удар интересы российской науки.

Многие вынужденные ошибки в закупках образовательных учреждений объясняются отсутствием квалифицированных сотрудников контрактной службы. Например, когда им приходится осуществлять закупки строительных работ. При этом в образовательных организациях может вообще не быть специалистов, например, по текущему и капитальному ремонту.

По мнению Натальи Хабаровой, решением многих проблем в образовательных закупках могло бы стать развитие инструментов нормирования и актуального ценообразования.

На сегодняшний день одним из практических и активно применяемых способов решения технических сложностей в закупках для нужд образования является централизация таких закупок в руках специального уполномоченного органа.

Однако в таком случае возникает вопрос распределения бюджета и ответственности по заключаемым контрактам, распределения полученной экономии бюджетных средств по заключенным контрактам.

– Сегодня 44-ФЗ при желании заказчика допускает возможность централизации закупок для образовательных учреждений. Многие этим инструментом эффективно пользуются. Пример – закупка лабораторий для учебных заведений четырех новых субъектов. В рамках единого контракта получателями этих лабораторий стали местные вузы, – рассказала Наталья Хабарова.

Руководитель Академии Контрактных Отношений Павел Лисин подчеркнул очень важную особенность: 

– Благодаря централизации само образовательное учреждение (школа или среднеспециальное учебное заведение) закупки не проводит. Однако, при этом, они делают описание объекта закупки, и затем работают с поставщиком в рамках исполнения контракта. То есть они не занимаются процедурами, а самыми важными вопросами в рамках закупки они все равно занимаются.

Еще одной важной темой, которую подняли эксперты в рамках дискуссии, являются закупки малого объема (ЗМО). Для отрасли это может стать решением массы проблем и сложностей благодаря простоте и автоматизации таких закупок, их прозрачности и отсутствию бюрократических барьеров.

Также в рамках дискуссии была поднята узкоспециальная проблема поставки продуктов питания в образовательные учреждения.

Перспективным опытом централизации закупок на этом направлении поделилась Самарская область. Проект «Спецсклад» реализуется с 2019 года: в охват поставок попадают не только школы, но и все социальные учреждения региона. Это порядка 30 тысяч закупок, которые подвергаются экспертизе и контролю качества.

Автор: Андрей Троянский

23 мая 2024, 16:20
544
Теги: #Образование

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.