Цифровизация госзакупок продолжается стремительными темпами. Это касается не только единой информационной системы (ЕИС). Уникальные закупочные сервисы для бизнеса и промышленности растут и на базе электронных торговых площадок, и на цифровых платформах регионов. Формально, все это происходит в русле основополагающего закона ФЗ-44. Но на практике требует понятных общих правил и правоприменительных сценариев, чтобы те, кто работает в государственном заказе, не путались в действиях, экономили свои трудозатраты, не допускали ошибок.
Параллельно усиливается контроль государства в части импортозамещения, целевого использования закупленных товаров, работ и услуг. Все это требует от Единой информационной системы дополнительных функций, соответствующих уже не только закупочному законодательству, но и другим отраслевым законам, поощряющим промышленное развитие страны. О том как функционал ЕИС встраивается в логику индустриализации и технологического суверенитета России, будет большая дискуссия на XVII Всероссийском форуме-выставке “ГОСЗАКАЗ” 6-8 апреля в Инновационном центре “Сколково”.
Актирование – краеугольный камень
Основополагающим алгоритмом работы для всей отрасли является электронное актирование – это наполнение устойчивой модели контракта, в соответствии с его условиями и этапами исполнения.
Соответствующие процессы в ЕИС не просто реализованы в электронной форме, но и автоматизированы. То есть, в ряде случаев – например, при формировании документов – система самостоятельно будет подтягивать и использовать информацию о заказчике или поставщике из различных информсистем. Функционал системы не позволит неправильно сформировать документ или указать в нем недостоверную информацию. Формирования сведений об исполнении контракта (СВИК) также происходит автоматизировано .
Электронный документ о приемке делает ненужными процедуры, которые раньше делались вручную. По сути, от заказчика требуется только подписание СВИК, после чего данные автоматически отправляются на размещение в реестре контрактов ЕИС без ручной проверки через личный кабинет органа-контролера.
Как ЕИС интегрируется с внешними системами?
По словам Кристины Марковой, заместителя начальника Управления развития контрактной системы Федерального казначейства, внешние системы поставщиков интегрируются с ЕИС достаточно просто и эффективно: – Мы в рамках электронного актирования готовы оперативно работать с системами поставщиков и с их сметными программами.
Как поясняют в Казначействе, если централизованная система закупок заказчика выполняет функции актирования для своих «подопечных» поставщиков – то она может быть без проблем состыкована с ЕИС без предварительной регистрации.
Электронный акт, принимаемый ЕИС, состоит из двух неотъемлемых частей: документ по форматам ФНС + приложение к документу по форматам ЕИС, которые передаются в составе транспортного пакета.
- Электронный акт формируется на основании контракта, размещенного в ЕИС. Форматами предусмотрена жесткая привязка к сведениям контракта, таким как этапы, информация об объектах закупки, информация о заказчике и поставщике и иным структурированным в ЕИС условиям контракта.
Важная оговорка – по интеграции принимаются только проекты документов о приемке. Подписание осуществляется пользователем в личном кабинете ЕИС.
Страна происхождения
Также автоматизация документооборота позволяет достаточно безболезненно решить сложный вопрос указания страны происхождения товара. Страну происхождения необходимо указывать при выполнении работ и оказании услуг – это требование закреплено в 449 Федеральном законе.
Чтобы сделать эту норму более понятной, потребовалось разъяснить безошибочный критерий ее применения. Это принятие товара заказчиком на бухгалтерский учет.
В новой редакции ПП РФ № 1084 о правилах ведения реестра контрактов сообщается:
– Наименование и страна происхождения товара указывается в отношение товара, в том числе поставляемого при оказании услуг, который подлежит принятию заказчиком на бухгалтерский учет.
Исключение касается только закупок по строительству, реконструкции и капитальному ремонту. Страна происхождения указывается только применительно к тем товарам, которые заказчики принимают на баланс как основное средство.
Памятка: формирование документа о приемке
- Страна происхождения товара в документе о приемке должна быть указана в соответствии со сведениями контракта.
- В информации о таможенной декларации должна указываться страна, совпадающая со страной происхождения товара.
- Если в таможенной декларации указан один из союзов (Евросоюз или ЕАЭС), то страна происхождения должна входить в этот союз.
- Страна регистрации производителя товара может быть заполнена только одновременно со страной происхождения товара.
- Страна происхождения, страна регистрации производителя заполняются только для товаров
Прослеживаемость и маркировка
Прослеживаемость товара установлена статьей 169 Налогового кодекса РФ с 1 июля 2021 года.
Требования по налоговому кодексу относятся к реквизитному составу счета-фактуры и корректировочных счетов-фактур.
В данных о товарах, которые подлежат прослеживаемости, необходимо дополнительно указывать:
- регистрационный номер партии товаров;
- количественные единицы измерения товара;
- количество товара, подлежащего прослеживаемости.
Необходимость фиксации этой информации обоснована соответствующими приказами ФНС России.
Номенклатура товаров, подлежащих прослеживаемости, определена Постановлением Правительства №110. Если товары закупаются из утвержденного перечня, то поставщик дополнительно к документу о приемке, (совмещенный со счетом-фактурой) отразит реквизиты, которые ему необходимы по нормам законодательства. Первичный документ о приемке позволяет отразить требования не только закупочного, но и отраслевого законодательства.
ФНС четко определяет, что товар может подлежать либо прослеживаемости, либо маркировке.
Правила маркировки регламентируются 381-ФЗ, который также закрепляет обязанность осуществления маркировки отдельных товаров средствами идентификации. Распоряжение Правительства 792-р регламентирует полный перечень таких товаров. В отношение каждой товарной подкатегории предусмотрены особенности.
Национальные квоты на языке ЕИС
С 1 января 2021 года заказчики должны приобретать товары российского производства и производства стран Евразийского союза (ЕАЭС) в определенном процентном отношении к общему объему закупок таких товаров за год. Таким образом, на данный момент действует правило, объединяющее товары российского производства с товарами из ЕАЭС. Помимо преференций у этих товаров предусмотрена обязательная доля в закупках в рамках национального режима.
Квотирование – это пока что условная обязанность заказчика. Но в будущем, за уклонение от квоты планируется ввести ответственность и штрафы. Если вы решили приобрести что-либо за государственный счет (нуждаетесь в продукции и запланировали ее приобретение), необходимо выбирать именно отечественную продукцию или товары из стран ЕАЭС. Такая закупка будет происходить на основании ПП РФ № 2014, которое регулирует обязательный объем отечественной продукции в процентах ко всей закупке такой продукции. В ПП РФ № 2014 утвержден перечень из 107 позиций, сгруппированных по коду ОКПД2. Код ОКПД2 — определяющий фактор, он должен совпадать с кодом из перечня квот по ПП РФ № 2014. Кроме того, он может быть указан в каталоге товаров, работ и услуг, который размещен в ЕИС, поэтому заказчик, формируя заявку, опирается именно на код ОКПД2.
НМЦК по квотированной продукции формируется по определенным правилам: стоимость обоснована по товарам из реестра российской промышленной продукции или реестра радиоэлектроники. Необходимо обратиться в эти реестры, если закупается такая продукция, и делать расчеты НМЦК именно с учетом той информации, которая будет получена по продукции, размещенной в этом реестре.
Важный нюанс: информацию по выполнению квот заказчики должны размещать в ЕИС. При этом данные по закупкам квотированной продукции будут синтезироваться автоматически из реестра контрактов в строго ограниченный период с 1 февраля по 1 апреля следующего года. Все контракты заказчика, попадающие в отчет, должны быть закрыты, в них должна быть указана страна происхождения товара и верно выбран код ОКПД2. В Казначействе комментируют, что в случае невыполнения объема, предусмотренного квотой заказчику придется составлять обоснование. Также за невыполнение квот планируется наказывать штрафами.
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет