Ежегодно государство и госкомпании совершают закупки на сумму примерно в 30 трлн рублей. Это огромные деньги, составляющие порядка 25-30% от ВВП. Поразительно то, что до прихода людей из оборонно-промышленного комплекса на руководящие посты в Правительстве РФ никто даже не рассматривал данную сферу как драйвер развития экономики.
Табу рыночной идеологии мешали подойти к госзакупкам с позиций адекватного стратегического целеполагания. Что, впрочем, не помешало до такой степени зарегулировать контрактную систему, что теперь ее приходится упрощать. При этом зарегулированность – не самое страшное, что могло случиться в сфере госзаказа. Катастрофа в том, что из этих 30 триллионов всего лишь треть, т.е. 10 трлн рублей, приходится на продукцию российских поставщиков. Остальное – импорт. Деньги уходят в пользу наших зарубежных партнеров.
В середине прошлого года Минпромторгом была предпринята робкая попытка сделать импортозамещение явью, однако правительство Дмитрия Медведева ее пресекло. Со сменой кабмина дело сдвинулось с мертвой точки. С недавних пор государственные закупки стали рассматриваться как инструмент промышленной политики. Отрезвление экономической мысли в стране было ускорено жесточайшим коронакризисом.
23 июня законопроект о наделении Правительства правом на установление национальных квот в закупках прошел первое чтение в Государственной Думе. Если блоку вице-премьера Юрия Борисова все-таки удастся продавить закон, сохранив его рациональное зерно (а история знает прецеденты, когда благоразумные законопроекты кастрировали до беспомощных), то у Правительства РФ появится исключительное право – определять размер квот на закупку отечественных товаров в зависимости от отрасли. Разумеется, никто не собирается при этом полностью заменить импорт. Ведь по целому ряду позиций Россия давно утратила технологический суверенитет в результате задержек в индустриализации, а также активной экспансии транснациональных поставщиков.
Переход на осмысленное потребление товаров российских производителей будет осуществляться только там, где отечественные товары и технологии являются конкурентоспособными и соответствуют установленным в госзакупках характеристикам. Чудесным образом национальная промышленная база сохранила индустриальные цепочки, в основном уцелевшие в гособоронзаказе благодаря рудиментам плановой экономики. К примеру, в радиоэлектронной промышленности, энергетике, тяжелом машиностроении. К сожалению, все это критически недозагруженные мощности, производства, стремительно утрачивающие кадровый и технический потенциал.
По оценкам главы «Ростеха» Сергея Чемезова, доля российского высокотехнологичного оборудования в госзакупках не превышает 3-5%. Однако современные эффективные менеджеры не сгорают от стыда при такой статистике. Оправдание в виде глобализации, интеграции рынков не работает. Все вышеперечисленное в современной экономике есть, но лишь до известной степени. Имея на внутреннем рынке допустимую долю иностранной продукции, крупнейшие экономики мира сохраняют свой технологический суверенитет по ключевым контрольным позициям, причем внутренний рынок играет в достижении этой цели основную роль. Ни одна из развитых экономик мира не пыталась, к примеру, развивать авиастроение – бросая триллионы на завоевание внешних рынков и осознанно уничтожая свой внутренний сбыт. Лишь Российская Федерация реализовала проект, где гражданские самолеты теперь могут собирать только поштучно.
До настоящего момента внедрение российского оборудования на гражданском рынке являлось скорее исключением из правил и имело характер ручного управления. Так, в 2017 году Владимир Путин лично способствовал переходу РЖД на отечественный софт. Национальные квоты – это шанс для оживления российской промышленности. Это возможность выжить для ряда предприятий с экспериментальными производствами, сохранивших возможность осуществлять не только прикладные исследования, но и внутренний контроль качества. Президентом поставлена задача – выйти на 50% диверсификации производства оборонных предприятий. Конверсия – это крайне трудный путь. При этом абсолютно очевидно, что без национальных квот начинать его бессмысленно. Многие предприятия ОПК не смогут конкурировать с зарубежными поставщиками из-за недостаточного объема рынка, а значит – без экономии от масштаба производства.
Наконец, элементарная логика подсказывает, что когда государство закупает товары или услуги у отечественного производителя, оно пускает деньги в оборот. Это средства, которые в виде прямых и косвенных налогов вернутся в бюджет, пойдут в рост национальной экономики, а не в чужой карман.
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет