Поддержка МСП в условиях санкций – это особая линия новой экономической политики Правительства РФ. В государственном пакете экстренных мер для предпринимателей очень много полезного и обнадеживающего, в том числе и по притоку инвестиций. Однако в реальности доступ к деньгам затруднен. С математической очевидностью, большинство специалистов считает, что при существующей ключевой ставке никакой бизнес долго не протянет.
Логика подсказывает несколько путей решения: Первый вариант – адресная поддержка предпринимателей целевыми программами по льготной ставке при сохранении ставки ЦБ. Плюсы – доведение средств до действительно востребованных рынком проектов. Минусы – угроза качеству товаров и услуг. Такая схема подразумевает ручное управление и, как следствие, человеческий фактор (“да у компании Z продукт лучше, но надо поддержать V, ведь там же сын самого Степаниваныча”).
Второй вариант – снижение ставки ЦБ. Это маловероятный сценарий с учетом того, что так прежде никогда не делали (ни в интересах бизнеса, ни в интересах промышленности).
Третий вариант – обязать квази-банковские структуры (госфонды, институты развития, опорные банки корпораций) давать кредиты бизнесу ниже ставки ЦБ. Под условные 10-15% и с обязательным снижением требований к заемщикам.
Сегодня банковская система страны занимает неприступную позицию по отношению к бизнесу и промышленности. На фоне и без того выросшей процентной ставки кто-то применяет «дань с комиссией», кто-то выдуманные ограничения. А ведь предприятиям уже сейчас нужно выходить из трудной ситуации с минимальными потерями. И делать это нужно в условиях, когда они завязаны на курс доллара и несут обязательства, в том числе перед поставщиками из нефтяной и металлургической отраслей.
Большая головная боль для МСП – авансовые платежи за газ, электричество и прочее. До конца марта они должны заплатить за апрель, но предприниматели эти услуги еще даже не получали. По факту они на них еще и не заработали.
Голос реальной экономики: что думают представители бизнеса
– Банки нам не идут на встречу, упершись в правила игры, в которую уже не стоит играть, – резко комментирует один из представителей МСП проблему банковских кредитов. – Пора уже переосмыслить реальность, иначе НЕ санкции угробят малый бизнес, а тупость и отсутсвие гибкости в моменте.
Беглый обзор существующих сейчас кредитных продуктов для МСП подтверждает вышесказанное. Не называя конкретных банковских брэндов, посмотрим, что на текущий момент предлагается для МСП со стороны кредитной системы.
К примеру, у одного из банков среднего масштаба ставка порядка 20% (пока не одобришься, не узнаешь точно) и комиссия за пользование кредитной линией 150 тысяч рублей, помимо процентной ставки. У известного супер-гиганта банковского сектора комиссии нет, ставка 15%. Вроде все хорошо, но! Пользоваться этими деньгами можно только с расчетного счета, открытого в этом же банке. Ситуация сложная не только в регионах, но и в центре деловой активности, в Москве.
Вот свежее наблюдение по теме кредитования МСП, направленное депутату Мосгордумы Андрею Медведеву:
– Работаем с Китаем, Кореей, импортируем товары. По валюте столкнулись с произволом банков, стоимость конвертации от курса биржи поднимают как хотят, прежние договорённости не действуют, – сообщает предприниматель. – Также непонятна ситуация с покупкой юаней, давно хотели на них перейти, но в пересчёте на доллар получается доллар купить выгоднее, может есть причины этого конечно, но так мы от доллара точно не уйдём.
Сырье и проценты, ЦБ рекомендует
Проблемы с финансированием МСП усугубляются крайне сложной ситуацией со стоимостью сырья. Так, например, российские заводы производители медицинских расходных материалов подняли цены на продукцию с осени 2021 года и после начала операции СВО на 70-100%.
Внимание! 70-100%. И это не иностранные поставщики, а российские заводы медицинских расходных материалов (в т.ч. марлевых изделий) в Москве, Казани. И таких примеров – множество, не только в медотрасли, а по всем критически важным направлениям хозяйственной жизни страны.
Малый и средний бизнес в такой ситуации не сможет исполнить уже заключённые контракты для поставки по 44-ФЗ, поскольку нет смысла исполнять контракт в минус. Сегодня многие намерены расторгать контракты. Рост ставок по кредитам и лизинговым схемам не просто убивает деловую активность, он уничтожает весь смысл дальнейшей работы МСП.
Со стороны предпринимательского сообщества звучат здравые предложения организовать целевой адресный лизинг с низкой ставкой на покупку оборудования, иначе все планы импортозамещения останутся мечтами. Также в среде МСП проявляют интерес к целевым долгосрочным заказам, офсетным контрактам. К сожалению, входной порог по ним остается непреодолимым для небольшого бизнеса.
В начале марта Центробанк России был вынужден высказаться по катастрофической ситуации в кредитной сфере и посоветовал «отвязать» ставки по льготным кредитам малому и среднему бизнесу от ключевой и установить их фиксированные значения.
Важно, что эту позицию регулятор изложил не в правовом акте и не в специальном приказе – а, всего лишь в разделе “вопросы и ответы” на своем сайте. Российские СМИ подхватили эту поговорку и трактовали ее как обязательную рекомендацию ЦБ. К сожалению, они выдают желаемое за действительное. Банки не торопятся выполнять формальное пожелание ЦБ. К тому же отвязка от ключевой ставки ЦБ, будь она даже действительным приказом, а не риторическим приемом – мало чем поможет бизнесу. А ведь, на коммерческих кредитах в России завязаны не только промышленность и МСП, но и региональные учреждения, находящиеся в государственной собственности.
– В лучшем случае кредиторы отступят на 2-3 процента. Уверен, что фиксированная ставка в 17–18% не спасет ситуацию, – считает председатель совета директоров предприятия «Славянскгоргаз» (Краснодарский край) Виталий Прытков. – Нужно говорить о цифрах в 3–7%, хотя бы на ближайшие полгода. Поддержка сейчас нужна не только льготникам. Весь малый и средний бизнес пользуется кредитами для развития. Поэтому сообщества предпринимателей должны участвовать в обсуждении этих сложных вопросов.
Правительство на стороне бизнеса
Правительство РФ видит проблемы бизнеса и верно оценивает обстановку. Поэтому смягчение кредитной политики в адрес МСП и предприятий присутствует в пакете мер поддержки, который подготовила комиссия под руководством премьер-министра Михаила Мишустина. В частности предусмотрены следующие экстренные рычаги:
- Введены кредитные каникулы и возможность реструктуризации кредитов;
- Центробанк предоставил коммерческим банкам дополнительную ликвидность под льготную ставку, с тем, чтобы они не останавливали кредитование малого и среднего бизнеса.
- Есть специальная программа, связанная с кредитованием под инвестиционные цели бизнеса.
- Третья программа адресована среднему бизнесу и промышленности – это кредитование оборотного капитала предприятий. Сообщают, что ставка будет субсидироваться федеральным бюджетом.
Не смотря на то, что документ принят, и адресован (в том числе) коммерческим банкам, – они пока не проявляют готовности по нему работать. Как мы писали выше, в регионах практически невозможно получить льготный кредит. Больше того, коммерческие банки пытаются повысить ставки по уже выданным займам.
Чтобы переломить ситуацию, в профессиональном сообществе предлагают два варианта решения проблемы.
Первый: создавать в субъектах федерации рабочие группы с участием власти, бизнеса и банков. По сути: увещевать банкиров подчиниться решениям Правительства РФ.
Второй: более жесткий, – вообще отказаться от коммерческих банков в кредитовании бизнеса и промышленности, включив альтернативные схемы работы. Довести деньги по льготной ставке до МСП и промышленности через институты развития, государственные фонды и систему казначейского сопровождения.
Напомним, что такого же рода конфликт уже недавно решался через казначейское сопровождение. И весьма успешно, – когда правительство столкнулось с зависимостью регионов от неадекватного банковского процента. Выяснилось, что целые субъекты РФ находятся в кабале у коммерческих кредиторов. Не просто в долгу, а в рабской зависимости, угрожающей устойчивости местных бюджетов! В Госдуме назвали эту практику разрушительной для государства. Тогда региональные инфраструктурные кредиты было решено выдавать через государственную расчетно-кассовую систему Казначейства (по ставке здорового человека – не более 3% годовых и с адекватным сроком погашения – 15 лет).
Конфликт вокруг кредитования регионов до сих пор не разрешен до конца. Дело в том, что запрет на набор коммерческих кредитов для региональных властей на федеральном уровне до сих пор не принят.
Поэтому в некоторых субъектах РФ большинство оборотных средств берется у коммерческих банков под ставку больше 10 -15%. О высокой доле банковской зависимости в сальдо региона говорит статистика. Так, например, в прошлом году Саратовская область собрала больше 191-го миллиарда налогов, при этом имеет 55 миллиардов долгов. Представители местной Ассоциации Товаропромышленных групп “Славянский мир” и городской думы предлагают решить эту проблему раз и навсегда. Разово разрешить погасить коммерческие обязательства за счет средств, которые должны уйти в федеральный бюджет и после этого наложить мораторий на набор коммерческих кредитов.
Напомним, что в конце 2021 года Владимир Путин назвал государственный инфраструктурный кредит главным финансовым инструментом регионального развития России. Примечательно, что рассмотрение заявок регионов на их получение доверено не Минфину, а Минэкономразвития РФ.
Сегодня абсолютно ничего не мешает задействовать тот же самый, превосходно показавший себя почти за два года механизм, и в адрес бизнеса. Если коммерческие банки не хотят работать на страну, то, наверное, эту функцию следует доверить более ответственным и мотивированным финансовым организациям. Коммерческие банки прекрасно занимаются вкладами и кредитами физических лиц. А стратегически важная работа с предпринимателями, и тем более, с промышленностью в современных сложных условиях требует более оперативных, гибких и политически грамотных подходов. В логике национальных экономических интересов кроме самого государства также могут работать опорные банки корпораций, фонды и институты развития.
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет