Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

223-ФЗ: набор «популярных» ошибок заказчика в контексте разных режимов налогообложения

223-ФЗ: набор «популярных» ошибок заказчика в контексте разных режимов налогообложения
Теги: #223-ФЗ #Правоприменительная практика

Если в части осуществления закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Министерство финансов неоднократно разъясняло порядок расчета НМЦК, заключения контракта с победителем, в случаях, когда участники применяют разные системы налогообложения (НСДС, УСН), и у заказчиков практически уже не возникает вопросов, то когда закупки проводят заказчики в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ  «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», путаница присутствует.

Предлагаем рассмотреть практику Федеральной антимонопольной службы в отношении ошибок, допускаемых заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», по данному вопросу.

Ошибка: Заказчик устанавливает два значения НМЦД для участников с разными система налогообложения.

Как показывает практика ФАС, контролеры единодушны во мнении, что заказчик должен установить одно значение НМЦД для всех участников закупки (независимо от применяемой ими системы налогообложения), указав при этом содержит или нет установленная цена налоги и сборы.

По тому, что наличие в документации о закупке нескольких значений начальной (максимальной) цены договора (цены лота) не соответствует положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», и может привести к неоднозначному толкованию таких положений участниками закупки и необъективной оценке своих возможностей при определении в заявке ценового предложения такого участника.

Данные выводы подтверждены: решением Ставропольского УФАС России от 02.02.2024 № 026/07/3-126/2024; решением ФАС России от 20.05.2024 № 223ФЗ-160/24; решением Красноярского УФАС России от 28.02.2024 № 024/07/3-461/2024.

Ошибка: Сопоставление заявок без учета налогов и сборов.

Практика решений Федеральной антимонопольной службы подтверждает, что сопоставление заявок (или установление правил сопоставления заявок) при их оценке по предложенной цене договора, после приведения предложений участников закупки к единому базису оценки без учета НДС (вне зависимости от режима налогообложения участника закупки), является неправомерным.

Контролеры сходятся во мнении, что в Федеральном законе от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» отсутствуют нормы о возможности при осуществлении оценки заявок участников закупочной процедуры применения единого базиса оценки цены предложенной участником без учета НДС. Таким образом, оценка цены договора, заключаемого по результатам закупки, осуществляется в соответствии с ценой, предложенной в заявке участника, и никак иначе.

Данные выводы подтверждены: решением Московского областного УФАС России от 28.03.2023 по делу № 050/07/223-9539/2023;постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 01.02.2024 № Ф01-9108/2023 по делу № А82-6497/2022; решение Магаданского УФАС России от 14.02.2024 по делу № 049/07/3-34/2024; решение Пензенского УФАС России от 10.05.2023 № 058/07/3-200/2023.

Ошибка: отдавать приоритет плательщикам НДС.

Заказчик при проведении конкурса установил одним из критериев оценки «Снижение налоговой нагрузки для заказчика». Участнику предлагалось принять на себя обязательство выставить заказчику счет-фактуру/УПД с выделенной суммой НДС, в том числе принять на себя обязательство, в соответствии с ч. 5 ст. 173 Налогового кодекса РФ. Либо участник закупки не выставляет заказчику счет-фактуру/УПД с выделенной суммой НДС.

Таким образом, данный порядок оценки заявок создает дискриминационные условия для участников, находящихся на упрощенной системе налогообложения – не являющихся плательщиками налога на добавленную стоимость.

Положения налогового законодательства не исключают возможности выделения НДС в сумме оплаты для лица, не являющегося плательщиком НДС, однако в таком случае у такого лица возникнет обязанность по уплате данной суммы НДС в бюджет, а у заказчика –  возможность получения налогового вычета.

Таким образом, у участника, не являющегося плательщиком НДС, но согласившегося снять налоговую нагрузку с заказчика, кроме обязанности уплаты налогов, предусмотренных избранной им системой налогообложения (УСН), возникнет обязанность и по уплате налога на добавленную стоимость, что фактически означает двойное налогообложение.

С тем, что данный порядок оценки является нарушением, согласились: Магаданский УФАС России в решении от 02.04.2024 по делу № 049/07/3-83/2024; Арбитражный суд Уральского округа в Постановлении от 06.03.2024 № Ф09-759/24 по делу № А50-5460/2023.

Автор: Светлана Попова

 

16 сентября 2024, 11:12
347
Теги: #223-ФЗ #Правоприменительная практика

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.