При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов на основании Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в числе прочего, «наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования».
Речь идет об обязанности заказчиков, использовать Каталог товаров, работ, услуг (КТРУ), формируя таким образом, так называемое структурированное описание объекта закупки.
При этом, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Иногда, в КТРУ и как следствие, структурированное описание объекта закупки, могут не полностью отражать потребность заказчика в товаре, работе или услуге.
В таком случае заказчик может дополнить структурированное описание объекта закупки более подробным описанием.
Однако заказчики довольно часто допускают при этом ошибки, которые можно уже назвать типовыми:
Разночтения между структурированным и документарным описанием объекта закупки
Это одна из самых распространенных ошибок. Заказчики так «увлекаются» подробным описанием объекта закупки, что упускают наличие аналогичных характеристик в используемом КТРУ, параметры которых могут отличаться.
Поэтому при одновременном использовании структурированного и документарного описания объекта закупки необходимо тщательно сверять информацию. В противном случае, ФАС рассматривает данные действия как указание противоречивой информации в техническом задании, и попытку ввести потенциальных участников в заблуждение.
И даже если, по каким-то причинам данное нарушение осталось не выявленным на этапе подачи заявки, у сторон возникнут затруднения при заключении, а в последствии при исполнении контракта. Т.к. исполнитель не может, к примеру, поставить товар с противоречивыми характеристиками, а заказчик не сможет его принять.
Примеры решений ФАС: решение Московского областного УФАС России от 27.05.2024 по делу N 050/06/105-15878/2024; решение Ульяновского УФАС России от 20.02.2024 по делу N 073/06/106-97/2024; решение Нижегородского УФАС России от 27.05.2024 по делу N 052/06/105-1191/2024.
Неверные инструкции по заполнению характеристик товара в структурированной форме
В соответствии с нормами, регламентируемыми пунктом 3 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, в числе прочего должно содержать «требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки».
Таким образом, наличие инструкции по заполнению заявки участником, это обязательное требование закона.
При этом ФАС России, письмом от 01.07.2016 N ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке», разъяснил, что должна содержать инструкция по заполнению заявки участниками закупки, позволяющая надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели.
ФАС России обратил внимание, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом (требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании), так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта.
Инструкции не должны вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь, противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
Однако вторая распространенная ошибка заказчиков – это выбор неверной инструкции по заполнению характеристик в структурированной форме, что лишает участников технической возможности корректно сформулировать предложения.
Примеры решений ФАС: решение Воронежского УФАС России от 27.05.2024 N 036/06/42-657/2024; решение Пермского УФАС России от 20.02.2024 по жалобе N 1.
Автор: Светлана Попова
Комментариев пока нет