Минфин наконец доработал так называемый оптимизационный пакет поправок к закону о госзакупках (ФЗ-44) в соответствии с замечаниями других ведомств. Законопроект в итоге сохранил ранее анонсированные нормы о цифровизации всех этапов закупок, о сокращении количества их способов, а также об их унификации. Дальнейшего упрощения Минфин намерен добиться за счет переноса в закон норм отдельных подзаконных актов, а также путем расширения возможностей контрактации при наличии единственного поставщика.
Как стало известно, Минфин доработал поправки в закон о госзакупках, призванные существенно упростить закупочное законодательство. Этот «оптимизационный пакет» уже находится на рассмотрении в Белом доме. Подготовленные по поручениям президента и правительства изменения планировались к принятию еще осенью 2019 года и должны стать второй частью реформы закупочного законодательства. Однако их разработка затянулась из-за многочисленных правок по результатам парламентских слушаний и появления дополнительных поручений — представленная в феврале редакция также потребовала доработки с учетом замечаний ФАС и новых поручений.
Впрочем, финальная версия проекта изменилась с тех пор незначительно: как и предполагалось, количество видов закупок сокращено с 11 до 3 (конкурс, аукцион, запрос котировок), проведена унификация требований к их документации. Проект сохранил положения о введении электронного документооборота на всех стадиях закупки (от планирования до приемки и подачи жалоб), а также универсальной предквалификации для защиты от недобросовестных поставщиков и жалобщиков (для закупок от 20 млн руб.). Упрощена контрактация для строительных работ (закупка «под ключ» на всех этапах — от составления проектной документации до строительства и реконструкции).
ВШЭ перечислила проблемы закупок государства и его компаний
Проект вводит в закон понятие «рейтинг деловой репутации участника закупки» как совокупной оценки опыта поставщика — на его появлении настаивала ФАС. По задумке службы, рейтинг должен автоматически присваиваться в единой информационной системе в сфере закупок в зависимости от качества, количества и стоимости исполненных контрактов. При достаточном рейтинге поставщик сможет рассчитывать на преференции (отмена или снижение обеспечения по контракту). Как будет применяться механизм на практике, пока непонятно: поправки наделяют правительство правом утвердить правила формирования рейтинга, в общем виде информация о нем будет включена в единый реестр участников закупок и доступна для ознакомления. Отметим, что в проекте не удалось реализовать идею ФАС о сокращении длительности аукциона до двух часов — она составит максимум три часа, дальнейшее сокращение противоречило бы нормам ЕАЭС.
Ряд точечных поправок в закупочное законодательство касается предоставления обеспечения по контрактам — так, помимо банковской гарантии теперь поставщики смогут получить гарантии ВЭБ.РФ, а малый бизнес еще и гарантии региональных гарантийных организаций. В процессе доработки проект лишился нормы о включении банков в число субъектов контроля по закону о госзакупках — напомним, ранее речь шла об ужесточении ответственности банков перед участниками закупки за несвоевременное блокирование денежных средств на спецсчетах. По всей видимости, добиться согласия Банка России на появление такой нормы не удалось.
Комментариев пока нет