В частности, в письме за подписью руководителя МАРТ Владимира Колтовича от 02.04.2020 г. № 14-01-06/1158 К даны разъяснения по поводу изменения цены договора государственной закупки в случае, если изменение стоимости приобретаемых (используемых при выполнении работ, оказании услуг) товаров, таких как лекарственные средства, лечебное питание, медицинские изделия и запасные части к ним, продукты питания (приложение 11 к постановлению № 395), а также сырья, материалов, комплектующих, используемых при производстве указанных товаров, невозможно было предусмотреть при проведении процедуры государственной закупки.
Одновременно размер такого изменения должен быть подтвержден соответствующим расчетом, представленным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Бизнес-союзы категорически против указа по потребительскому рынку/
При этом относительно документов, обосновывающих увеличение цены договора государственной закупки поставщиком (подрядчиком, исполнителем), необходимо учитывать положение пункта 2 Постановления Совета министров Беларуси от 30 марта 2020 г. № 184 «О временных мерах по стабилизации ситуации на потребительском рынке». Так, для юридических лиц всех форм собственности, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство (ввоз) и (или) реализацию товаров на внутренний рынок или оказывающих услуги, допускается ежемесячно повышение цен (тарифов) в размере, не превышающем 0,5 процента. Увеличение цен (тарифов) свыше установленного предела допускается только по согласованию с Комиссией по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совете министров Республики Беларусь.
Госконтроль призвал белорусов сообщать о росте цен на горячую линию /
Кроме того, решение об изменении цены договора государственной закупки возможно только по соглашению сторон.
Также абзацем седьмым подпункта 1.8 пункта 1 постановления № 395 предусмотрено изменение условий договора государственной закупки в ходе его исполнения в части изменения срока исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в связи с невозможностью их исполнения вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы.
Согласно пункту 3 статьи 372 Гражданского кодекса Республики Беларусь под обстоятельствами непреодолимой силы понимается чрезвычайность и непредотвратимость обстоятельств, в результате которых исключена возможность надлежащего исполнения обязательства поставщиком (подрядчиком, исполнителем). При этом конкретный перечень обстоятельств, относящихся к обстоятельствам непреодолимой силы, в законодательстве отсутствует.
ВОЗ и МВФ: спасать жизни или экономику во время пандемии — это ложный выбор /
Одновременно представителями Белорусской торгово-промышленной палаты, в компетенцию которой входит засвидетельствование обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) в отношении конкретных договоров (внешнеэкономического или заключенного между белорусскими предприятиями), отмечено, что «коронавирус или возникшие в его связи эпидемия и пандемия сами по себе не могут являться обстоятельствами непреодолимой силы», но таковыми могут признаваться ограничительные и другие меры, направленные на предотвращение распространения коронавируса и его последствий и возникшие после заключения конкретных договоров.
К обстоятельствам непреодолимой силы могут быть отнесены как природные стихийные явления (наводнения, ураганы, пожары и т. д.), так и явления общественной жизни (войны, забастовки и т. д.). При этом к обстоятельствам непреодолимой силы, как правило, не относятся:
– изменение курсов валют;
– снижение выручки от продажи товаров, работ, услуг, в том числе в связи с приостановлением деятельности;
– снижение числа посетителей кафе, ресторанов, иных организаций общественного питания, казино, гостиниц, кинотеатров;
– увеличение стоимости транспортировки товаров, в том числе морским транспортом».
Следовательно, обстоятельства непреодолимой силы определяются в каждой конкретной ситуации индивидуально.
Представитель Всемирного банка назвал три шага, которые нужно сделать Беларуси в борьбе с COVID-19 /
Принимая во внимание внесенные изменения в постановление № 395, еще раз подчеркиваем, что решение об изменении условий договора государственной закупки принимается по соглашению сторон при наличии на то объективных оснований либо обстоятельств непреодолимой силы. При этом изменение цены договора государственной закупки, предусмотренное абзацем 6 подпункта 1.8 пункта 1 постановления № 395, возможно только до 1 июля 2020 года.
Одновременно обращаем внимание на то, что юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, уклонившиеся от заключения договоров государственных закупок в случае выбора их участниками-победителями, равно как и не исполнившие либо ненадлежащим образом исполнившие договоры государственных закупок, в случае расторжения таких договоров, подлежат включению в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок, на основании решения уполномоченного государственного органа по государственным закупкам (статья 17 Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»).
Комментариев пока нет