Site icon Цифровые Закупки

Индия, Индонезия, Малайзия, Тайвань, Китай: меры поддержки промышленности и предпринимательства

Ассоциация «Консорциум дизайн-центров и предприятий радиоэлектронной промышленности» подготовила экспертно-аналитический обзор о мерах поддержки промышленности и предпринимательства в странах-лидерах электронной промышленности Юго-Восточной Азии.

Руководство стран, подверженных пандемии, так или иначе использует имеющиеся в их арсенале административные и финансовые ресурсы для поддержки различных секторов экономики, населения. Предлагаем Вам изучить какие конкретные шаги были предприняты в последнее время правительствами Индии, Индонезии, Малайзии Тайваня, Китая.

Экспертное мнение. Долин Евгений Владимирович, экс-руководитель Ассоциации Производителей Светодиодов и Систем на их основе, в настоящее время независимый консультант:

– Накопленные проблемы в мировой экономике наложились на пандемию и усугубились не преодоленной зависимостью РЭП от импорта и санкциями против России. «Идеальный шторм», разумеется, требует неординарных решений. Сложность для России в том, что бюрократический аппарат долгие годы преимущественно искал простые, безрисковые, частичные решения сложных проблем. Это не работало раньше и не сработает сейчас. Нам нужен действительно комплекс мер и мер долгосрочных: тянущая (идущая от конечного продукта вглубь) локализация с принуждением к ней, хеджирование санкционных рисков путем и развития собственных центров IP и технологий и путем кооперации с другими странами, поддержка экспорта связанными кредитами иностранным потребителям, образование за госсчет в лучших технологических центрах мира с жесткими мерами обязательности возврата и программы поддержки вернувшихся. И обязательно – пересмотр KPI госаппарата, руководителей науки и промышленности в регионах, сочетающий процессные и результирующие показатели.

Экспертное мнение. Белянко Евгений Александрович, заместитель президента по технологиям НП «ГЛОНАСС»:

– Электронная промышленность, как правило, работает в рамках достаточно длинных цепочек поставок, и если предположить, что карантинные ограничения будут сняты одновременно у всех предприятий цепочки, пройдет несколько месяцев, прежде чем цепочки заработают в нормальном режиме. Эффективными в данном случае будут меры поддержки длительностью от года и более.Для многих предприятий будет актуально обновление продуктовых линеек. Потребители будут стремиться экономить, особенно в начальный период восстановления, и будут скорее интересоваться более дешевыми линейками изделий, и здесь важно не допустить перехода потребителей к конкурентам, которые смогут предложить такие линейки. Здесь важен быстрый доступ предприятий к различным программам льготного кредитования. С другой стороны, важно сохранить способность поставок устоявшихся линеек изделий, которые будут актуальны для потребителей, работающих по строгим нормативным требованиям (смена элементов конечного оборудования может привести с необходимости его ресертификации). Такую стабильность смогут обеспечить меры поддержки, направленные на пополнение оборотного капитала.

Однако самое важное, особенно в начальный период после завершения карантина, -стимулирование спроса со стороны всех категорий потребителей. Меры поддержки потребительского спроса будут универсальным локомотивом для всех секторов экономики.

Правительства Азиатских стран в пределах своих возможностей уже предприняли несколько существенных шагов в поддержку своих жителей, экономики в сложный период применения вынужденных мер в борьбе с коронавирусом.

НАЛОГОВЫЕ ОТСРОЧКИ И ПОСЛАБЛЕНИЯ

Наиболее действенный и оперативно предпринятый шаг в поддержку – введение различного рода отсрочек и послаблений в части сбора в казну обязательный платежей – налогов и т.п.

Экспертное мнение. Черников Алексей Николаевич, директор «Предприятие Элтекс»:

– Хочу обратить ваше внимание на логичную и системную последовательность действий, предпринимаемых китайским правительством в части стимулирования развития собственного производства, начатую еще до пандемии, продолжающуюся и сейчас. Напомню, что в 2019 году Китай продолжил снижение налогов, начатое в 2018 году. Так с 1 апреля 2019 года ставка НДС снижена с 16% до 13% для обрабатывающей промышленности, для сферы транспорта и перевозок, строительства и других секторов с 10% до 9%. А с 1 мая 2019 года отчисления предприятий в фонд базового страхования по старости снижены с 20% до 16% для городских рабочих и служащих. Таким образом, в 2018 году налоговая нагрузка на предпринимателей была снижена на 187 млрд. долларов, в 2019 году ещё на 288 млрд. долларов. При этом по итогам 2019 года поступления в бюджет увеличились на 1,8%.

ВЫДЕЛЕНИЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ

Прямые финансовые вливания в различные сегменты экономики также осуществляются в разных азиатских странах, однако объемы их разнятся, ограничены, а сегменты получения четко конкретизированы.

Экспертное мнение. Долин Евгений Владимирович, экс-руководитель Ассоциации Производителей Светодиодов и Систем на их основе, в настоящее время независимый консультант:

– Кредитование на зарплату с любыми ставками – это чистая химера, «мертвому припарка». Нужны связанные кредиты потребителям конечной продукции (в том числе населению) и в ряде случаев участникам цепочки создания добавленной стоимости, особенно тем, чей спрос тянет за собой производство с высокой добавленной стоимостью, так мультипликативный эффект выше. Очень интересен опыт Гонконга – поддержка противоэпидемических мероприятий в отраслях, где люди работают тесно друг с другом, как на стойках. Аналогичные меры, к примеру частичное или полное субсидирование расходов на тестирование, санпропускники, организацию не пересекающихся смен, рабочую одежду и ее обеззараживание, санитайзеры, маски и т.д. , были бы очень востребованы на сборочных и обрабатывающих производствах.

Экспертное мнение. Богданов Виталий Викторович, Вице-президент по стратегии и развитию ООО «МГК «Световые Технологии»:

– Считаю, что любые меры по спасению компаний, теряющих рынок – это «мертвому припарка». Нужно создавать новые рынки и использовать сложившуюся ситуацию для того, чтобы сыграть на опережение и развернуть масштабные проекты по созданию новой технологической инфраструктуры. Речь про строительство дата-центров, форсирование внедрения 5G и сетей IoT, про спутниковый интернет, в конце концов. Так можно запустить массовый спрос на конечные изделия, далее через требования к локализации добиться краткого повышения спроса на ЭКБ. Это — выход!

Китай, кстати, именно таким путем идет. Что мы узнали за прошлый месяц?

Экспертное мнение. Денис Шамирян, Генеральный директор, ООО «Маппер»:

– Полупроводниковая отрасль РЭП особо нуждается в прямых инвестициях. Ослабление налоговой нагрузки (НДС, социальные отчисления), льготные кредиты (или лизинг) также могли бы поддержать нас.

ПОДДЕРЖКА МСП

Помимо того, что в большинстве стран категория предприятий малого и среднего бизнеса является прямым получателем финансовых мер государственной поддержки, также применяется практика отсрочек, льготных кредитов, субсидий, иные, в том числе и нефинансовые меры и т.п.

Экспертное мнение. Долин Евгений Владимирович, экс-руководитель Ассоциации Производителей Светодиодов и Систем на их основе, в настоящее время независимый консультант:

– Прямое субсидирование для МСП инструментов удаленной работы – коворкинговых платформ, вебинарных площадок и облачных сервисов в российской юрисдикции, льготы для аутсорсинговых бухгалтерий, юристов, брокеров ВЭД, кадровых служб — это снизит издержки МСП на инфраструктуру, простимулирует спрос в IT секторе.

ЗАБОТА О РАБОТАЮЩЕМ НАСЕЛЕНИИ

Прецедент выделения финансирования для использования «по своему усмотрению» зафиксирован в Гонконге: Около 17 миллиардов долларов выделяется предприятиям и организациям других отраслей для использования по своему усмотрению, например для выплаты заработной платы работникам. https://www.info.gov.hk/gia/general/202003/19/P2020031900552.htm?fontSize=1

Особого внимания заслуживают действия Китая. Государственный совет Китая опубликовал директиву, направленную на ускорение восстановления занятости и поддержание ее стабильной, чтобы противостоять воздействию вспышки COVID-19. Она включала в себя приоритетное обеспечение занятости, оказание помощи трудящимся-мигрантам в возвращении на работу, расширение возможностей трудоустройства для выпускников колледжей, обеспечение социального обеспечения. Кроме того, предусматривалось быстрое снижение налогов и сборов для сохранения рабочих мест, а также приоритетное инвестирование в отрасли, которые могут создать больше рабочих мест. http://english.www.gov.cn/premier/news/202003/17/content_WS5e70ee66c6d0c201c2cbe89f.html

Exit mobile version